Подмосковная школа «Вектор» подпадает под действие известной закономерности: выпускники, получив отличную базу и навыки, стремятся к большему, едут в Москву, за границу.
Возвращаются лишь некоторые. Но учредитель и финансовый директор школы Денис Бикбаев верит, что со временем их станет больше, и показывает, как создать процветающий и устойчивый проект, развивая вместе с тем свой регион.
Денис Бикбаев
учредитель и финансовый директор школы «Вектор»
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа
Форма собственности — негосударственная организация
Вопрос о выборе места работы передо мной никогда не стоял. Школа «Вектор» — это классический пример семейной компании: ее основал мой дедушка Михаил Захарович Нисенберг 25 лет назад. Тогда, с одной стороны, движение частных школ набирало популярность, с другой стороны, не секрет, что школа как институт находилась в состоянии упадка, недостатка финансирования, кадрового дефицита на периферии. Михаил Захарович с коллегами решили создать школу для своих детей и детей знакомых в противовес этой общей не обнадеживающей тенденции.
В первый год работы в первый класс набрали шесть учеников и восемь дошкольников в группу подготовки к школе. С каждым годом желающих становилось больше, и сейчас в «Векторе» 459 учеников, включая дошкольников. Заявления в школу подают семьи из Мытищ, из других городов Подмосковья, из Москвы.
Мы строим образовательный процесс так, чтобы педагог никогда не был по отношению к ребенку в формальной позиции «чужой тети»
Моей главной задачей на управленческом посту стало приумножение достигнутых за годы существования школы успехов и укрепление ее позиций на рынке частных школ в городском округе. Насколько это удалось, позволяют судить, например, результаты госэкзамена. Выпускники «Вектора» из года в год показывают стабильно высокий средний балл ЕГЭ — 87 баллов. Это не единственный критерий успеха, но один из объективных параметров оценки работы школы.
За эти годы подходы, методики и форматы, конечно, изменились. Кто мог представить во времена начала проекта, например, что в школе будет секция робототехники, в которую ходят даже дошкольники. А сейчас в планах открытие лаборатории естественных наук и информационных технологий для старшеклассников — в новом здании.
Годом кардинальных перемен стал 2020-й: мы переехали в собственное большое и современное здание с бассейном и пришкольной территорией. Открылся детский сад — теперь мы начинаем вкладываться в будущих учеников раньше, достраивая вертикаль образования вниз. Следующий шаг — создать сеть частных школ, а также установить сотрудничество с вузами, чтобы адаптация в образовательную среду вуза с другими требованиями к самостоятельности ребенка не была для него непосильной задачей.
Нестандартный менеджмент
Не стану говорить, что мы, частная школа, учим лучше, это была бы субъективная оценка. Но есть и объективная данность: у нас в классе 15−16 человек, в муниципальной школе в Подмосковье — уже более 40. Сорок минут времени учителя, поделенные на 16, — это одно, а на 40 — совсем другое. Это необходимое основание для индивидуализации, которая для нас один из основных ориентиров.
Еще она базовая ценность — атмосфера. Изначальный замысел был в том, чтобы создать школу, сохраняющую дух семейного воспитания. Поэтому директор у нас знает каждого ученика и родителя, знает, кто чем живет. Мы строим образовательный процесс так, чтобы педагог никогда не был по отношению к ребенку в формальной позиции «чужой тети». Для наших учителей — и молодых, и опытных — каждый ребенок — это личность со своими особенностями, к которой нужно и можно найти подход.
Это тем более важно, учитывая, что школа «Вектор» — школа полного дня. Именно этот формат особенно востребован и детьми, и родителями, особенно до седьмого класса. Школа предлагает классический набор направлений внеурочной работы: спорт, мероприятия ЗОЖ, творческие студии, робототехника. Для того чтобы был максимально широкий выбор направлений, мы в том числе сотрудничаем с партнерскими организациями в сфере дополнительного образования.
В выпускных классах в соответствии с ФГОС идет работа с индивидуальными планами, и дети посещают выбранные ими курсы, основательно готовятся к сдаче экзаменов. Вся внеурочная работа ориентирована на поддержку этих индивидуальных маршрутов. Таким образом, главные ориентиры для нас — это качество обучения, дружеская атмосфера в школе, возможности для всестороннего развития ребенка.
Что касается управления, то и здесь мы не ориентируемся на авторитарную модель управления, и стандартный менеджмент у нас не работает. Учителя ведь не офисные работники, не менеджеры. Если с учителем начинаешь выстраивать отношения с позиций формализма, то и в ответ получаешь такой же формальный результат работы. Этого нельзя допускать, потому что итог его работы — поколение, общество.
Большое спасибо
В школе «Вектор» предусмотрена система скидок и специальные условия оплаты обучения: они зависят от академических достижений, участия в проектно-исследовательской деятельности, результатов олимпиад. Мы считаем, это важно, чтобы ребенок со школьной скамьи учился принимать на себя ответственность за собственное образование, мог участвовать в формировании семейного бюджета, ощутить связь между дополнительным усилием и результатом.
Придерживаться такой экономической политики вполне возможно, и ресурсов для развития школы достаточно. В конце концов, в образовательном процессе не так важна новейшая интерактивная доска, как опыт, знания, желание учителя донести жизненные ценности и развить компетенции.
Мы благодарны государству за поддержку субсидиями на образование, и больше денег не нужно. Но большинство мер поддержки направлены на субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым частные школы, существующие в форме НКО, не относятся. Например, им практически невозможно получить кредиты или взять технику в лизинг. Хороший школьный автобус сейчас стоит 4 млн рублей. Частной школе в среднем ценовом сегменте единовременно собрать такую сумму практически невозможно. Мое огромное желание, чтобы государство распространило эти меры поддержки и на НКО. А в целом скажу: большое спасибо!
Как председатель комитета по образованию подмосковного отделения «Опоры России» и МТПП я вижу, что дискуссия с частным образованием развивается позитивно, мы сотрудничаем. Лишь в виде досадных недоразумений бытуют клише из 1990-х о том, что частная школа «рисует» оценки и непонятно чему учит. Это совершенно невозможно в наши дни, когда дети обязательно участвуют в независимом мониторинге, пишут контрольные под несколькими камерами, наконец, сдают ЕГЭ в других школах. Какой смысл в «рисовании» оценки за четверть?
В Москву, в Москву
Получив свои баллы на ЕГЭ, самые высокие в городском округе, выпускники отправляются поступать в вузы Москвы, особенно популярны МГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ. Около 10−15% выпускников каждый год уезжают за рубеж, в вузы Америки, Канады, Европы.
В момент выпуска у ребят, как правило, есть понимание, чем они хотят заниматься в жизни. Всегда поддерживаю их и призываю: «Вы только возвращайтесь!» Те немногие, кто действительно возвращается, приводят в «Вектор» уже своих детей. Но полного удовлетворения от работы я не чувствую, поскольку в основном выпускники остаются в Москве или других городах. Мне как жителю Мытищ хотелось бы, чтобы люди оставались здесь и развивали наш город.
В последние несколько лет бизнес-сообщество через общественные бизнес-организации, такие как «Опора России», система ТПП, призывает образовательное сообщество: сделайте так, чтобы молодежь снова шла в бизнес! Конечно, создавать свой бизнес сейчас тяжелее, чем в 1990-е. Но это возможно, и наши ученики могли бы возвращаться в родной город, продвигать здесь свои идеи, открывать свое дело. Ведь у нашей семьи получилось: мы создали более 80 рабочих мест, платим налоги и зависим сами от себя, выбирая, как развиваться дальше.
Беседу вела Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!