В гимназии святителя Василия Великого третий год действует стипендиальная благотворительная программа Константина Малофеева. Одаренный и мотивированный старшеклассник из любого уголка страны может стать гимназистом.
О смысле и миссии программы рассказывает ее создатель, об опыте участия — один из первых выпускников.
Константин Малофеев
российский предприниматель, политик и общественный деятель, заместитель главы Всемирного русского народного собора, учредитель и председатель попечительского совета гимназии святителя Василия Великого
Пятнадцать лет и десять выпусков
— В 2021 году в гимназии произошло сразу несколько важных событий. Нам исполнилось 15 лет, мы подготовили десятый выпуск и сотого выпускника — им стал участник нашей стипендиальной программы, золотой медалист, — рассказывает Константин Малофеев.
— Идея создания стипендиальной программы возникла практически одновременно с созданием гимназии. Для меня было важно, с одной стороны, дать возможность ребятам из регионов получить качественное классическое образование, с другой — задать образец поведения, стремления к учебе для наших гимназистов.
Постепенно мы разработали ясный регламент для решения всех вопросов, связанных с поступлением и обучением. Действует положение «О стипендиальной программе», которое четко описывает критерии и порядок экзаменов. Для нас важны как академические результаты (оценки в четвертях и полугодиях), так и победы в олимпиадах.
Не менее важны и личностные качества кандидата, его мировоззренческая позиция. Для того чтобы оценить поступающего по этим критериям, после экзаменов проводятся собеседования с комиссией стипендиальной программы, включающей администрацию гимназии, представителей попечительского совета, духовника гимназии.
Набор идет в несколько этапов, и если на первом этапе мы получаем несколько сотен (иногда до 600) заявок, то до собеседования в конце обычно доходят не больше 5−10 человек.
Для меня было важно, с одной стороны, дать возможность ребятам из регионов получить качественное классическое образование, с другой — задать образец поведения, стремления к учебе для наших гимназистов
Кандидаты сдают вступительные экзамены по четырем предметам: русскому языку, математике, английскому языку и истории. В 10-х и 11-х классах набор предметов зависит от профиля, который выбирает поступающий: «Альфа», «Бета», «Гамма» или «Дельта». Выпускникам 9-х классов мы засчитываем результаты ОГЭ, по английскому принимаются результаты текущего года, соответствующие критериям международного кембриджского экзамена.
Наверное, наиболее специфичен экзамен по истории, обществознанию, литературе, потому что это письменный экзамен по билетам. Такой формат вступительных испытаний нечасто сейчас встречается в школе и представляет определенную сложность для ребят, требует осмысленного, аргументированного изложения своей позиции. Для нас важно, чтобы такая форма экзамена сохранялась.
С точки зрения содержания наши экзамены соответствуют стандарту образования, а с точки зрения формы они требуют определенной подготовки. Стипендиальная программа существует далеко не первый год, и, мне кажется, сейчас мы достигли уровня оптимальной ее организации.
Из года в год меняются квоты на набор, постепенно они сокращаются, так как у нас все больше старшеклассников и меньше вакантных мест. Меняются сроки проведения в зависимости от календарного учебного графика.
За судьбой наших стипендиатов, выпускников мы следим с интересом и волнением. Один из первых участников программы — Николай Сычев, призер Всероссийской олимпиады школьников по истории. Сейчас, окончив магистратуру исторического факультета МГУ, он стал нашим коллегой, работает в гимназии учителем истории и обществознания.
Выбор
Однажды в мае десятиклассник Николай Сычев получил письмо из Свято-Тихоновского университета, в олимпиадах которого участвовал с 8-го класса. Сообщалось, что существует стипендиальная программа гимназии святителя Василия Великого, что можно попробовать поступить.
Затея казалась несколько авантюрной: менять школуперед 11-м классом, сбивать настроенный процесс подготовки к экзаменам… Но при поддержке родителей решено было попробовать.
— Звучит банально, но я хорошо учился в школе в течение десяти лет, стараясь по всем предметам успевать, — рассказывает Николай Сычев. — Тем не менее поступить было непросто, особенно потому, что экзамен проходил в формате видеосвязи. Казалось, я не прохожу по конкурсу, но через пару недель мне сообщили, что я принят.
Николай Сычев
Вероятно, сыграл роль диплом призера Всероссийской олимпиады школьников по истории. Увлечение началось еще до школы, с детской книги-подарка, семейных путешествий по разным городам страны и переросло в интерес к историческим процессам, к деятелям прошлого.
На уроках истории в средней школе я работал интенсивно, многое делал самостоятельно. Очень помогла поездка на Всероссийскую олимпиаду в 9-м классе: я узнал, как готовятся другие ребята, что читают, что смотрят. Оставалось только настроить себя на планомерную подготовку.
Интенсив
Я приехал из Курганской области и, конечно, оказался в другой среде. Главное отличие гимназии в том, что здесь индивидуальный подход у каждого учителя к каждому ученику и действует система факультетов. Все классы маленькие, но в старших происходит дополнительное разделение на профили, начинается учеба на четырех факультетах: экономическом, факультете политики и права, естественно-научном, филологическом.
В новинку для меня был режим школы полного дня, учебы с 9 утра до 6 вечера, когда ты постоянно за учебниками и тетрадями, даже вечером. Отдыхать от умственных занятий и держать себя в форме очень помогал спорт. Мне всегда нравились игровые виды спорта, но особых успехов не было. А здесь стало получаться.
Очень удобно, когда путь до школы в Москве занимает две минуты: я жил в пансионе при школе. Поэтому удавалось участвовать и в общественной жизни: было много творческих мероприятий, концертов, вечеров, конкурсов. Центральное событие года — это, конечно, бал на праздник святителя Василия Великого. Именно на нас, учеников выпускного класса, ложилась основная нагрузка по подготовке, и нам важно было себя в этом проявить.
За последний учебный год мне удалось стать призером Всероссийской олимпиады по истории, основам православной культуры, и это приятно — оправдать ожидания, выразить благодарность тем, кто сделал вклад в мое образование.
Вопросы веры
Мировоззренческих противоречий при поступлении в гимназию у меня не было. Я из верующей семьи, для меня духовное образование естественно. Но даже если приходят дети не совсем воцерковленные, процесс приобщения к православной вере и культуре будет происходить под руководством духовно опытных людей. Конечно, если нет сопротивления, отторжения.
К любому ученику найдут подход и в решении духовных вопросов помогут. Но в то же время никакого принуждения не будет, все добровольно. Это мягкая сила, позволяющая прикоснуться к православной культуре, зерно, которое в человеке останется, чтобы потом дать всходы уже во взрослой жизни.
Быть в тонусе
Решение пойти работать в гимназию мне кажется правильным, потому что, во-первых, это огромный опыт общения с людьми разных возрастов. Это возможность постоянно обновлять университетские знания: приходится готовиться к урокам в разных классах, все эпохи надо знать, быть в научном тонусе. Параллельно я учусь в аспирантуре, планирую написать кандидатскую диссертацию.
Конечно, мне рано давать окончательную оценку адекватности своего профессионального выбора. Но после рабочего дня я чувствую, что дал детям что-то такое, что они не могут получить нигде, кроме гимназии. Я не только знания имею в виду, но и воспитательный момент. Чувство удовлетворения — это, наверное, один из главных итогов моего небольшого пока профессионального пути.
Может быть, этот путь — мой, и именно здесь я принесу больше пользы обществу, людям.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!