школа. конкурс

«Надо почувствовать, что математика вокруг нас, тогда будет проще»

Станислав Леонов, учитель математики ЧУ СОШ «Ретро» города Москвы, победитель Всероссийского конкурса учителей частных школ рассказывает, как преодолеть педагогическую рутину и есть ли в школе место настоящим открытиям.
Станислав Леонов
учитель математики ЧУ СОШ «Ретро» города Москвы, победитель Всероссийского конкурса учителей частных школ
Музыка и математика
— Образование — это был сознательный выбор? Какими путями вы пришли в школу?
— Часто говорят, учитель — это призвание, и эта фраза привычно воспринимается как шаблон со стертым смыслом. Но может, не такая уж это и банальность. Во всяком случае, в моей жизни с ранних лет появлялись как бы из ниоткуда указания, направляющие в школу, на дорогу учительства.

В каком-то смысле первые ученики у меня появились уже тогда, когда я подростком проводил лето в деревне. Вокруг образовался коллектив соседских малышей, которых я учил играть в футбол и волейбол, чтобы самому не скучать. Видно было, что общение ладится, а то, что я рассказываю, детям интересно.
На уроках я для себя постоянно открываю много нового, и чаще всего с помощью детей. Однажды вместе с классом мы, похоже, вывели новое геометрическое свойство, о котором я до сих пор нигде не могу найти информацию, не раз решали сложные задачи теми способами, которых не оказывалось нигде среди классических решений
А потом я поступил на музыкально-педагогический факультет. Правда, не для того, чтобы стать учителем. Скорее, мне нравилась особая утонченная атмосфера факультета, прелесть старинного здания. До того как прийти в школу, я перепробовал, кажется, все возможные виды занятости, поработав в 12 разных местах: был консультантом в «Аэрофлоте», продавал мебель, работал на стройке и в такси, но практически на каждую работу я шел с тяжелым сердцем. Это прошло, когда я устроился в школу учителем музыки, диссонанс вызывал лишь крошечный размер зарплаты учителя.

Дети в обычной общеобразовательной школе Владимира, куда я пришел работать, нормально обходились и без музыки, как, видимо, и в целом школа примерно с конца 1990-х, когда преподавание этого предмета превратилось в некую формальность. Когда я предпринял попытку сдать на категорию с целью продвижения собственной карьеры, мне сказали: «Ну куда вы со своей музыкой?»
Как-то раз на перемене между моими уроками дети решали задания по математике. Получалось плохо, и я решил помочь (отучившись в математическом классе и будучи в свое время призером математических олимпиад, я в предмете разбирался). Объяснение детям понравилось так, что они отправились к руководству школы с просьбой, чтобы я вел математический кружок. Так началась моя карьера учителя-математика. Потом появились индивидуальные репетиторские занятия и педагогическая магистратура по специальности «инженер-математик». Отучился я легко и с удовольствием теперь преподаю математику, понимая особую важность этого предмета для учеников и их дальнейшей судьбы.
— Расскажите о школе, в которой работаете сейчас.
— Получив второе образование, я стал рассматривать возможности устроиться в частную московскую школу. Мне повезло: я съездил буквально в две школы до того, как в «Ретро» мне сделали рабочее предложение. Были моменты совпадения: я православный человек, и это оказалась православная школа, о чем я узнал уже после начала работы. Сразу меня поразило количество интересных и живых школьных событий, а рутина и формализм — это как раз то, чего я совсем не могу выносить.

Я пришел в школу в тот момент, когда надо было определиться, какие образовательные события проведешь в течение года, и записался… на день Царскосельского лицея. На протяжении многих лет в этот день в школе никто ничего не организовывал, кроме учителей литературы. Пришлось серьезно изучить биографию Пушкина, и вместе с коллегами мы сумели сделать интереснейшие привязки литературных фактов к математическим и физическим закономерностям, разыгрывали сценки, проводили опыты прямо на сцене. Это событие очень сблизило с коллегами, и, кажется, в школе все решили: свой человек.
Полюбить математику
— Как облегчить ученику задачу освоения одного из сложнейших школьных предметов, какие методы и подходы нужны?
— Есть известный образ: математика — многоэтажный дом, где каждый этаж — это уровень освоения предмета. Первый уровень — элементарные понятия, простейшие арифметические операции, которые ребенок осваивает в раннем возрасте. Второй этаж — школьная математика, третий — вузовская, четвертый — уровень научно-исследовательской работы, ну, а на пятом, может быть, один Григорий Перельман, решивший задачу тысячелетия.

Удивительно, что, оказавшись на конференции по истории или литературе, мы хоть примерно, но будем понимать, о чем идет речь. На конференции математической не поймем ни слова. Более того, не поймем даже разговор студентов второго курса между собой, а моих учеников 7-го класса шокируют записи на доске, оставшиеся от занятия 11-классников. Не пройдя первых уровней освоения предмета, нельзя перейти на следующий, и, видимо, есть некий предел, которого мы можем достигнуть. Но школьная программа на базовом уровне все же должна даваться каждому.
И здесь сложным кажется то, что не получается, что не любишь. Поэтому моя основная цель, особенно в начале работы с классом, — чтобы дети полюбили математику и полюбили меня как учителя. Для этого надо показать многогранность предмета и найти для каждого ученика точки соприкосновения с предметом. Кто-то хорошо решает логические задачи, кто-то быстро считает в уме, кому-то лучше дается геометрия.

Во-вторых, я всегда стараюсь максимально приблизить предмет к практике. Предлагая задачу на движение, я не говорю: «Есть пункт, А и пункт Б». Я говорю: «Вот у тебя есть дача. Сколько из Москвы до нее ехать? А у Васи где дача?» И у детей создается ощущение, что это про их жизнь. А возьмем тему про проценты. Это же огромное поле для деятельности педагога: кредиты, инвестиции, то есть не абстрактные, а интересные подростку вещи. Ребенку надо дать почувствовать, что математика вокруг, тогда будет проще.

Объективно сложно судить о результате такого практико-ориентированного подхода, но периодически проводимые мной опросы среди детей, где я прошу дать мне обратную связь, показывают, что именно это детям нравится, позволяет лучше понять математику.
И третье — это понимание, зачем нужен предмет. В мои школьные годы удовлетворительного ответа на этот вопрос дать никто не мог. Помня это, я все-таки стараюсь объяснять детям, зачем. Начиная тему, например про логарифмы, я не даю шаблонные определения и понятия из учебника, а целый урок, а то и два посвящаю рассказу о том, что у большинства из нас на самом деле логарифмическое мышление, что происходящие вокруг нас процессы укладываются в математические закономерности. Вот, например, окно открыто полностью, и мы воспринимаем определенный уровень шума, закрыли наполовину, но ведь шум не уменьшился в два раза, он лишь немного уменьшился, и эта зависимость — логарифмическая. Целый урок могу о таких вещах рассказывать и приводить примеры. Зато в результате дети воспринимают математическую абстракцию как что-то близкое, имеющее отношение к их персональному опыту.
— Как бороться с рутиной в работе школьного учителя? Как выжить, когда 40 и больше уроков в неделю?
— Когда каждый день по восемь-девять уроков решаешь задачи, мозг привыкает работать в этом режиме, привыкает к нагрузке, тем более что я стараюсь избегать калькуляторов и готовых решений. Хочу, чтобы дети видели, что математика — это постоянная работа, и сам я постоянно тренируюсь. Нет такого, что решена задача, и я слово в слово ее переписываю. У меня может быть условие и может быть ответ, но считаю каждый раз по-честному на доске. Такой подход позволяет постоянно находиться внутри процесса, быть его частью, и уроки проходят на одном дыхании. В течение учебного года мозг привыкает работать в таком темпе, и спустя две-три недели летнего отдыха ему уже не хватает этой работы.

Ну, а в старших классах при подготовке к ЕГЭ встречаются такие задания, каждое из которых можно разбирать и урок, и два, поэтому скучать не приходится. Вообще, на уроках я для себя постоянно открываю много нового, и чаще всего с помощью детей.
Многие из этих задач я видел раньше и знал их решения, но ребенок предлагал что-то другое, и поначалу это вызывало сопротивление: я-то знаю, как правильно, а потом — раз-два! — и новое решение готово. Сам не понимаю, как это получилось, что никто раньше не додумался, ведь задачи эти из года в год кочуют в сборниках подготовки к экзаменам. Так что и 40 уроков в неделю можно работать с удовольствием, хотя оптимальной нагрузкой для учителя я считаю четыре-пять уроков в день.
Педагогический преступник
— Как участие в конкурсе сказывается на вашей работе?
— Конкурс — невероятный эмоциональный заряд, много новых идей, которые я пытаюсь систематизировать. Уже наметил себе план на будущее, что хотел бы внедрить в свою практику: множество игровых элементов, новый формат домашних заданий, а главным открытием для меня стала рефлексия урока и образовательного события, которой я раньше не уделял достаточного внимания. Кто-то из экспертов примерно так высказался на конкурсе: если нет рефлексии урока — это педагогическое преступление. Так вот, я — педагогический преступник. Теперь на этапе планирования урока буду продумывать рефлексивную часть, что опытные учителя делают систематически и разными способами.
Хороший импульс дала необходимость провести образовательное событие. В моем случае это был двухнедельный экологический фестиваль. Не могу сказать, что эта тема мне очень близка, но мы глубоко ее изучили, задействовали всю школу, каждого ученика, даже техперсонал нам помогал. Школа жила этим фестивалем, и удивительно, насколько дети спустя две недели владели материалом, как глубоко были погружены в тему.

Я понимал, что это событие можно, что называется, сделать красиво на камеру, но формальностей не хотелось. Я решил, что будем делать по-честному, учить от и до, готовиться, ходить в музеи, проводить конференции, и, наверное, это дало результат: удалось выйти в финал.
Конкурс — это защита от профессионального выгорания. В апреле вместе с другими участниками мы ездили на педагогические каникулы в Нижнем Новгороде, а это как раз то время года, когда учителя уже сильно устают. Два дня общения, формального и неформального, но веселого и позитивного, и я вернулся в школу так, как будто лето прошло, и хочется работать, и что-то придумывать для уроков.

Кроме того, на конкурсе удалось познакомиться с большим количеством интересных людей, со многими подружиться. Огромный плюс в том, что формат конкурса не просто одномоментно позволяет участвовать на разных этапах, но и на годы вперед устанавливает взаимодействие между участниками, чему я несказанно рад и буду по максимуму пользоваться этой возможностью. Если учитель два раза в год посвятит несколько дней такому обучению, это будет топливом, на котором можно доехать до конца учебного года на нужной, скажем так, скорости.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА
EdExpert — официальный информационный партнер конкурса «Вклад учителя — 2023»
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще