О любви к истории и необходимой учителю свободе разговариваем с призером I Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2021» (III место), учителем школы-интерната № 29 ОАО «РЖД» Светланой Морозовой.
Светлана Морозова
призер I Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2021» (III место), учитель школы-интерната № 29 ОАО «РЖД»
Полевая практика
Педагогика — это сознательный выбор или так сложились обстоятельства?
Я не планировала быть учителем, хотела поступать в юридический вуз, но в то время для этого был необходим опыт работы, кроме того, потребовалось бы уехать в другой город. Так я оказалась в педагогическом вузе на историко-правовом факультете с тайной надеждой стать ближе к юридической мечте.
Но дальше были незабываемые впечатления — археологические экспедиции, которые пробудили интерес к изучению истории, и летняя практика в ВДЦ «Океан». Поработав вожатой, я поняла, что педагогика — это мое, это любовь на века.
Надо больше доверять учителю. Поверьте, все будут честно работать.
После окончания института мне предложили остаться на кафедре, но, воспитанная в советском духе, я решила отправиться «в поля». Потому что кто, если не я? И вот школа шахтерского поселка. Девяностый год. Наше учительское братство (15 педагогов на тысячу школьников) жило в духе педагогического поиска. Объединяясь с коллегами, преподающими другой предмет, мы проводили уроки разных форматов. В поисках методического разнообразия я выписывала журнал «Преподавание в школе» и все новинки испытывала на своих классах.
Дети были очень непросты, но мудр был директор, выступавший всегда на нашей стороне, оберегавший учителей, что совершенно не исключало критики. Опыт, который я получила там, позволил потом чувствовать себя легко в любой аудитории.
Как вы выбрали ту школу, где работаете?
Был момент, когда мне захотелось попробовать себя в чем-то еще. Я взяла творческий отпуск, в котором продержалась два месяца. Все другое оказалось не мое. Я вернулась в школу, которую окончила сама, сначала в качестве социального педагога, а затем коллеги выдвинули меня на пост заместителя по учебной работе.
Специфику нашей школы определяет то, что дети живут в интернате, поскольку их родители — железнодорожники, как это у нас называется, движенцы. Корпорация обеспечивает хорошую материальную базу и определяет дополнительные задачи, например мотивировать детей выбирать железнодорожные специальности, поддерживая позитивный образ корпорации. Нередко так и происходит, дети уезжают учиться в профильные институты на Дальний Восток, в Москву, Санкт-Петербург.
Положительный баланс
Вы себя ощущаете прежде всего учителем или управленческая работа ближе?
Я всегда была прежде всего учителем, хотя в течение 15 лет работала также и завучем. Мой сегодняшний выбор в пользу преподавания осознанный, хотя управленческой работы немного не хватает, я удерживаюсь от того, чтобы диктаторски не вмешиваться в процессы. Впрочем, удается совмещать: преподавая на курсах повышения квалификации, я представляю свой управленческий опыт. В этом есть какой-то положительный баланс.
Дети интересуются историей?
Таких детей, которые любят историю в чистом виде, немного, но я стараюсь увлекать своих учеников исследовательской и краеведческой работой. И сейчас некоторые выбирают этот предмет в качестве основы для итогового индивидуального проекта в 10-м классе.
Тем для исследования много. Подумать только, здесь, в нашем городе, был кремль в четыре раза больше современного московского во времена Восточного Ся — средневекового государства чжурчжэней.
Результат одного из самых удачных, на мой взгляд, детских проектов — аудиоэкскурсия по проспекту нашего города, на котором разворачивались события времен Гражданской войны. Маршрут начинался прямо от дверей школы, мы шли и рассказывали, в какой точке что и когда происходило. Эта экскурсия, единственная, посвященная нашему городу, размещена на портале izi. travel/ru.
Расскажите об управленческом опыте.
Моей задачей было создать коллектив и внедрить работающие технологии. За время моего руководства, надо сказать без ложной скромности, школа стала известной в Приморском крае как инновационная площадка. В 2009 году мы вошли в сообщество учителей-инноваторов, сотрудничали с известными педагогами, учеными по теме метапредметных результатов, мягких навыков. Мы опробовали технологию «ТОГИС», инструменты ТРИЗ, тьюторскую позицию в учебной деятельности, технологию образовательного события. Мне захотелось участвовать в конкурсе «Вклад учителя — 2021» в том числе потому, что это предполагало проектирование образовательного события.
Как согласуются эти идеи с регламентом, который устанавливает ФГОС?
ФГОС обязывает нас формировать не только предметные, но и личностные, и метапредметные компетенции. Когда новый стандарт появился, мы обратили внимание на один тезис: «формирование личностных и метапредметных результатов эффективно проходит в событийных форматах синтезирующего типа». То есть у школ есть выбор, какие практики развивать, чтобы получить значимый результат.
Мы пришли к идее метапредметной недели — формату неурочного типа, когда мы решаем открытые задачи, проектные задачи, делаем мини-проекты. Сразу после 1 сентября ребенок включается не в привычные уроки, а в значительно менее регламентированную работу разновозрастных групп с мощным рефлексивным компонентом. То же самое в середине и в конце года.
Самое главное в этих нестандартных форматах — вы не даете свой опыт, не подсказываете, а позволяете детям совершить ошибку, но выбрать свои пути и нести за это ответственность.
Событийность
Какие образовательные события особенно запомнились?
Вспоминается Вахта памяти, посвященная одной из годовщин Великой Отечественной войны, которую мы организовали совместно с военными организациями. Событие вообще требует большой командной работы детей и взрослых.
Одним из итогов проекта стал подготовленный детьми митинг с флешмобом и поисковая работа в международном проекте «Вахта памяти. Порт-Артур». Это специфическая характеристика событийности: дети действуют самостийно, без нашего руководства. Качественный результат — чувство причастности, переживание событийной общности. Именно переживание превращает мероприятие в событие, о котором дети помнят, даже окончив школу.
Еще одно событие — «Учение с увлечением». Мой замысел был в том, чтобы дети увидели педагогов с другой стороны, в несвойственной роли. И вот бухгалтер делает декупаж, шеф-повар с детьми печет печенье, вместе с учителем технологии перекопана в поисках клада поляна перед школой. Проект увенчался успехом: атмосфера в школе изменилась, отношения между участниками, взрослыми и детьми, обогатились.
Какие перемены нужны, по вашему мнению, современной школе?
Учитель стоит на третьем месте по интенсивности труда после летчика-испытателя и шахтера-подземника, поэтому и ставка составляет 18 часов в неделю. Хочется, чтобы было понимание ценности живого общения с учителем, тем более что есть тенденция к сокращению возможностей такого общения.
Хотя я работаю технологично, но нужно больше свободы, возможности позволить детям что-то делать самостоятельно, только тогда они осваивают культуру выбора. Если они зажаты в урочные рамки, этого не происходит. Надо уходить от классно-урочной системы.
И эти свободные форматы у нас не алгоритмизированы. Находки отдельных школ не становятся массовой практикой. Вероятно, дело в контроле. Когда мы отпустили контроль в масштабах метапредметной недели, нам было тревожно. Можно представить, как страшно это сделать в масштабе страны. Но все-таки надо больше доверять учителю. Поверьте, все будут честно работать. Мы знаем, как воспользоваться этой свободой.
Посоветовали бы коллегам участвовать в конкурсе?
Это возможность выйти за рамки, понять, правильным ли путем идете в профессии, как воспримут ваши идеи коллеги из других регионов.
Конкурс — это возможность структурировать то, что наработано. Приходит момент, когда это надо сделать. И тут поможет или, например, учеба в магистратуре, или участие в конкурсе. И это новые встречи, новые эмоции, новые знания, новые компетенции.
Беседу вела ЮЛИЯ ЛЮБИМЦЕВА
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!