Можно ли мотивировать ребенка учиться? С мотивацией рождаются или «становятся»? Ученики, интересующиеся всем и сразу, — природные уникумы или заслуга заботливых родителей? Куда девается желание учиться в подростковом возрасте, если почти у каждого первоклассника оно с собой в «портфеле»? И главное — как мотивировать ребенка учиться? Спойлер: никак.
Лэнс Кинг
учитель, фасилитатор, создатель программы The Art of Learning
Мотивировать учиться действительно невозможно, но возможно сделать так, чтобы ребенок сам определил свою цель и развил внутреннюю мотивацию к учебе.
Специалисты Школы выбора профессии «Пункт Б» несколько лет исследовали тему учебной мотивации, учились у мировых практиков, специализирующихся в этом вопросе, и в 2022 году собрали все лучшие технологии в программу «Умение учиться», в основе которой методология Лэнса Кинга, одного из самых востребованных в мире специалистов по развитию учебных навыков, автора и ведущего тренинга Exam Confidence — мирового бестселлера. В начале нового учебного года мы поговорили с Лэнсом Кингом о том, как важно уметь учиться, о мотивации, а в этой статье мы расскажем о конкретных шагах на пути к развитию мотивации.
Запись интервью — на сайте «Пункта Б»: смотреть тут
Зримая цель
Обсуждайте и ставьте вместе с детьми цели, которые будут их вдохновлять. Нельзя по-настоящему мотивировать ребенка с опорой на внешние обстоятельства. Все, что нас стимулирует извне, не есть истинная мотивация. Нужно найти такую цель, чтобы ребенок, думая о ней, мотивировал сам себя. Если человек не понимает, зачем он делает что-то (ходит в школу, изучает биологию, играет на скрипке), ему гораздо труднее заставить себя это делать.
Цель наполняет ребенка энергией, увлеченностью, драйвом и в итоге дает мотивацию к ее достижению. Когда есть страсть к делу, не приходится заставлять себя прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы сделать это хорошо. Чтобы пробудить это вдохновение к учебе, необходимо регулярно визуализировать образ будущего успеха. Это то, что делает спортсмен, чтобы заставить себя упорно тренироваться и попасть в состав олимпийской команды или на главные соревнования. Он фокусирует свое внимание на лучшем возможном результате, к которому его приведет сегодняшняя тренировка. Он видит себя на пьедестале, чувствует тяжесть золотой медали на шее, слышит восторженные крики болельщиков и национальный гимн, исполняемый в его честь. Он мысленно представляет все это снова и снова до тех пор, пока образ не становится абсолютно отчетливым. И он может вызывать его в своем сознании в любой момент, когда необходимо сделать еще одну попытку или приложить еще больше усилий.
Визуализация цели даст ребенку необходимую энергию, и он будет выкладываться на сто процентов, чтобы к ней приблизиться.
Искусство провала
После того как цель поставлена, ребенок замотивирован, мы встречаемся с еще одной проблемой — страхом совершить ошибку. Причем очевидно, что страх этот в основном у взрослых. Во многих российских семьях до сих пор бытует мнение, что нельзя допускать ошибки, поэтому мы стараемся защитить детей от провала, уберечь от падения. А если оно все-таки случилось, своими осуждающими комментариями отбиваем всякое желание идти дальше. Так же устроена и система образования: ошибка — это позор и точка невозврата.
Чтобы ребенок продолжал идти к цели, несмотря на ошибки и промахи, нужно научить его искусству провала (англ. failure well). Необходимо учить, как быть в ситуации ошибки, развивать навык возвращения к начальной точке, умение изменять подход, делать следующую попытку — и так до получения нужного результата.
Дети как дети
«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца». Дети начиная с первых дней жизни учатся, имитируя действия и модель поведения родителей. Глядя на них, ребенок формирует картину мира, понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Если в семье есть культура познания (а она начинается с родителей), у детей не остается иного выбора, кроме как последовать за родителями.
В разговоре с Лэнсом Кингом нам важно было выяснить, существует ли врожденная мотивация и дети, у которых нет проблем в этой сфере. И главное, от чего все-таки зависит мотивация — от атмосферы в семье, личных качеств ребенка, окружения, менталитета?
Многие родители обращаются к нам с проблемой — они не знают, о чем говорить со своими детьми. И это навык, которому нам, взрослым, необходимо учиться
Лэнс ответил лаконично: Children are children. Во всех 37 странах, где работал педагог, дети, по его наблюдениям, одинаковые. Кто-то любит учиться, кто-то нет. Детей невозможно мотивировать, но родители могут научить их самомотивации — личным примером, вечным познанием нового, любознательностью и, конечно, правильной постановкой целей.
Значимый взрослый
Устанавливайте с детьми тесные эмоциональные отношения. Эмоциональная связь между учителем и ребенком, родителем и ребенком принципиально важна в развитии мотивации. Но большинству современных родителей не хватает времени и сил на то, чтобы выстраивать ее, и в некоторых семьях все ограничивается вопросами в духе «как дела?» и «сделал уроки?» Многие родители обращаются в «Пункт Б» с проблемой — они просто не знают, о чем говорить со своими детьми. И это навык, которому нам, взрослым, необходимо учиться.
Каждого ребенка должен поддерживать взрослый. Тот, на кого он будет полагаться, кто даст ощущение эмоциональной безопасности в случае провалов (и, конечно, в случае побед, что не менее важно). Если такой значимой фигурой не стал родитель или учитель, то это может быть тренер, наставник. Главное — это должен быть взрослый, которому ребенок будет доверять, который будет поддерживать чувство собственной нужности у ребенка, несмотря на ошибки, и с кем он будет учиться легко преодолевать трудности.
Об этом, кстати, есть отличная детская сказка Деби Глиори «Что бы ни случилось». Ее хорошо бы периодически перечитывать каждому родителю.
Три главных навыка
Но на наш взгляд, главный навык XXI века — это критическое мышление. Этому мы учимся сами, организуя для всей команды «Пункта Б» и наших партнеров образовательные стажировки у доктора философии Оскара Бренифье. В конце сентября мы вновь побывали во Франции и вместе с педагогами со всей страны учились «учиться».
Сегодня ключевой посыл образования должен заключаться в том, чтобы доносить до ребят идею ценности образования, которое даст им больше возможностей, в том числе возможностей выбора — профессии, окружения, уровня жизни. Задача образования — «сделать» критически думающих людей, которые смогут своими силами получить и проанализировать информацию, сформулировать свое мнение.
Нельзя научить мотивации учиться, но можно научить учиться. Учиться эффективно. Это такой же навык, как любой другой. Для навыка нужны технологии, которые проверены и работают.
Мотивация — это не про лень, не про достижения и даже не про хороших родителей, которые стараются дать ребенку все и сразу.
Мотивация — это внутренний выбор. Выбор ребенка.
Школа выбора профессии «Пункт Б» более десяти лет обучает российских педагогов современным методам профориентации, развивает и поддерживает проекты, направленные на решение проблемы выбора профессии в России и в мире.
Клуб профориентологов, созданный «Пунктом Б» почти год назад для обмена опытом, нетворкинга и поддержки, сейчас включает более 1000 экспертов, представителей помогающих профессий. По франшизе «Пункта Б» работают 143 региональных партнера.
«Пункт Б» — финалист конкурсов и проектов «Инновации в образовании КИвО» (2015), «Навстречу переменам» (2015), «Школа навыков XXI века» (2017), «Бизнес-успех» (2021).
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!