Дружелюбная образовательная среда: помогут ли новые слова решению старых проблем?
ШКОЛА. WELL-BEING
Дружелюбная образовательная среда: помогут ли новые слова решению старых проблем?
Дружелюбная (или дружественная) образовательная среда — относительно новое, но набирающее популярность понятие. И если «образовательная среда» давно известна педагогике, в том числе российской, то «дружелюбие» пришло к нам из зарубежной традиции недавно.
Сергей Косарецкий
директор центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Елена Ярская-Смирнова
заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
Денис Геттоев
руководитель программы практики «Социальное развитие» дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив
Мария Козлова
главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
Юлия Мельник
аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Никита Большаков
старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
Роман Карих
стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ
Появление концепта
Концепт «Школы, дружественной к детям» (Child-friendly school) стал систематически использоваться в документах UNICEF и ВОЗ в конце 1990-х при обсуждении вопросов питания и охраны здоровья. А в 2009-м это понятие включило аспекты равенства образовательных возможностей, инклюзивности, внимания к разнообразию.
Концепция дружественной образовательной среды постепенно приобретала системный, холистский подход к качеству образования на основе потребностей и прав ребенка. На определенном этапе стало подчеркиваться, что дружелюбная образовательная среда затрагивает одновременно потребности обучающихся и нужды педагогов, утверждая актуальность совместной работы учеников и учителей как целостного сообщества (learning friendly environment).
Основные параметры дружелюбной среды — инклюзивность и равенство, эффективное преподавание и учеба, безопасная, здоровая и защищающая среда, соучастие обучающих и обучающихся
Основными параметрами дружелюбной среды считаются инклюзивность и равенство, эффективное преподавание и учеба, безопасная, здоровая и защищающая среда, соучастие обучающих и обучающихся, в совокупности обеспечивающие всестороннее развитие ребенка (Brixi 2009).
Это близко к активно обсуждаемым исследователями и практиками концептами «школьный климат», «субъективное благополучие», в которых представление о качестве образования расширяется от академических результатов фактически до качества жизни. Ключевым условием достижения этого нового горизонта становится выстраивание отношений доверия, принятия, участия, взаимной поддержки на основе разделяемых ценностей и норм, что перекликается с идеями Манифеста педагогики сотрудничества 1986 года.
В 2022 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках программы «Школа для каждого» инициировало обсуждение концепта «дружелюбная образовательная среда школы» прежде всего применительно к особым образовательным потребностям нескольких категорий детей — это дети, сталкивающиеся с трудностями в обучении по причине дислексии/дисграфии; имеющие проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); относящиеся к коренным малочисленным народам; носители иностранного языка и имеющие отличный от большинства культурный опыт. Актуальность выделения данных категорий связана с тем, что согласно современному российскому законодательству, они не относятся к категории лиц, которые имеют право на создание специальных условий обучения, учитывающих их интересы и возможности, но по факту нуждаются в этом.
Вместе с тем тема человекоцентричности (дружелюбности) образовательных и других социальных учреждений имеет и универсальное значение для агентства. Эти более широкие смыслы возникают в контексте реализации «Национальной социальной инициативы» (НСИ), направленной на изменение системы так, чтобы она работала для человека, для удовлетворения его нужд и потребностей, интегрировала принцип человекоцентризма в деятельность органов управления и организаций.
На первом этапе в обсуждение дружелюбной среды были вовлечены ключевые эксперты по вопросам инклюзивного образования, защиты прав детей, члены некоммерческих организаций и родительских сообществ, представляющих интересы указанных групп.
Следующий шаг — комплексное исследование, включившее анализ российских и зарубежных практик создания дружественной среды в школах, интервью с экспертами и опрос родителей (преимущественно представляющих детей с особыми образовательными потребностями) относительно понимания дружественности школы и ключевых условий, которые соответствуют этому понятию. Исследование проведено по заказу АСИ Институтом образования и Международной лабораторией исследований социальной интеграции Высшей школы экономики.
Дружелюбная среда: для кого?
По результатам опроса экспертного сообщества выделена широкая и узкая трактовка дружелюбной образовательной среды. В широком смысле слово «дружественность» понимается экспертами как сфокусированная на субъекте единая ценностная среда, атмосферное качество организации и культурное свойство личности, что тесно соотносится с общими идеями о позитивном климате школы.
В узком значении дружественность образовательной среды означает адресную поддержку лиц с различными особыми образовательными потребностями, в том числе имеющих дислексию, дисграфию, СДВГ, принадлежащих к коренным малочисленным народам, детей-инофонов.
Мы находим отражение этих разных подходов и при анализе практик. Ряд российских и зарубежных школ позиционируются как комфортные для всех, чуткие к индивидуальным запросам каждого. Наряду с этим есть школы, которые фокусируются на удовлетворении потребностей отдельных категорий учащихся, получая статус, например, школы, дружественной к детям с СДВГ (ADHD friendly school).
Зачем нужна среда?
Анализируя исследования, в которых эмпирически подтверждены преимущества дружелюбной среды, а также практики, признанные экспертами и родительским сообществом, мы обнаруживаем следующий широкий набор эффектов:
— формирование психоэмоционального, социального и академического благополучия участников образовательных отношений; — укрепление чувства сопричастности к школьному сообществу; — повышение академических результатов учащихся, в том числе находящихся в зоне социального риска; — принятие каждым членом школьного сообщества ответственности за совершаемые действия, свою личную жизнь, а также развитие субъектности индивида за пределами сугубо учебного процесса; — развитие у всех участников образовательных отношений практических навыков инклюзивной коммуникации в условиях социального и культурного разнообразия; — формирование социальных навыков; — развитие самоэффективности (вера в эффективность собственных действий и ожидание успеха при прохождении персонального академического и социального маршрутов развития); — резильентность (способность преодолевать внешние вызовы, стрессы и ограничения среды конструктивным путем).
KATSUHISA KIDA/FOTOTECA
KATSUHISA KIDA/FOTOTECA
Родители считают наиболее значимыми характеристиками дружелюбной среды сохранение у ребенка мотивации к обучению на высоком уровне (отметили 54% родителей), формирование уверенности в способности успешного решения учебных задач (54%), развитие навыков общения и дружбы (47%), а также психологический комфорт в школе (45%). Как видно, родительские представления близки к тем, что были выделены при анализе публикаций и практик.
Обобщая, отметим, что дружелюбная образовательная среда направлена на формирование условий, помогающих каждому реализовать свой потенциал в учебе, общении с другими членами учебного сообщества (установлении с ними доверительных и поддерживающих отношений), а также во внеурочной деятельности (кружки, секции, досуг) и социальном взаимодействии за пределами школы.
И где ее найти?
Каждый третий опрошенный родитель уверен, что школ с дружелюбной средой в России нет или почти нет, половина же опрошенных полагает, что они есть, но их немного.
Каждый пятый родитель считает, что дружелюбная среда и специальные условия для включения детей с особыми образовательными запросами созданы во всех (7%) или в большинстве школ (13%).
Одновременно с этим 38% родителей признают наличие дружелюбной образовательной среды в школах, где учатся их дети, но 40% родителей указали, что в настоящий момент дружелюбной их школу назвать нельзя. Чаще образовательную среду собственной школы считают дружелюбной родители, чьи дети не имеют особых образовательных запросов (54% против 33% родителей, чьи дети имеют особые образовательные запросы).
«Кирпичики»
Чтобы создать в школе атмосферу комфорта и принятия, безусловно значимо понимание того, из каких компонентов состоит образовательная среда и что должно быть, чтобы она могла считаться дружелюбной. Анализ практик и обсуждения с экспертами позволяют выделить эти основополагающие компоненты:
— физическое пространство школы, удобное, комфортное и привлекательное для всех, в том числе включающее вариативные элементы социокультурной идентичности (например, вывеска с поздравлениями как на государственном языке обучения, так и на языке меньшинств, которые учатся в данной образовательной организации) и обеспечивающее возможности для разных режимов жизни в школе (например, места для уединения и совместной активности);
— инклюзивная культура коммуникации всех членов школьного сообщества с учетом ценности разнообразия;
— социальный диалог между различными субъектными группами, в том числе с родителями различных категорий детей, позволяющий достичь относительно комплексного учета нужд всех субъектов образовательного процесса;
Если в суждениях экспертов звучит идея об ответственности директора школы за создание дружелюбной образовательной среды, то родители роль лидера отводят в большей степени государству
- принятие инаковости, внимание к индивидуальному опыту, сознательный отказ всех субъектов взаимодействия от позиции жертвы или героя при построении коммуникации;
— эффективные учебные практики (дифференцированное обучение, совместное преподавание, тьюторская поддержка и др.);
— разнообразные возможности внеурочной деятельности и дополнительного образования;
— гибкие организационные модели (разные размеры учебных групп, гибкость расписания, индивидуальные учебные планы и др.);
— элементы взаимной поддержки и взаимопомощи в виде наставничества и механизмов работы по системе равный — равному;
— практики партисипативности (внимание к голосу каждого, поддержка инициатив и практик самоуправления;
— сотрудничество с родительским и местным сообществом, партнерами из круга профильных некоммерческих, государственных и бизнес-организаций.
Результаты опроса родителей показывают, что они дифференцируют ценность тех или иных «кирпичиков». Так, почти все родители согласились с тем, что в дружелюбной школе учителя поощряют позитивную среду в классе и развивают в детях навыки ненасильственного решения конфликтов, любой учащийся может обратиться за защитой от психического или физического насилия, сотрудники школы соблюдают принцип конфиденциальности в случае, если дети и члены их семей делятся с ними личной информацией, учителя и администрация обходятся без выражений, ущемляющих достоинство учащихся и их родителей, в школе уделяется повышенное внимание вопросам здоровья и безопасности, в том числе психологической, всех участников образовательного процесса, а также имеются оборудованные безопасные пространства для внеучебных активностей.
Высоко оценивается наличие в штате школы подготовленных специалистов. Ожидается также, что в школе должны быть специалисты, которые помогают разрешению конфликтов между участниками школьного сообщества.
В меньшей степени (по сравнению с другими характеристиками) родители ценят характеристики, связанные с самовыражением и выражением собственной идентичности внутри школы. Относительно низкие средние оценки значимости оказались у таких характеристик дружелюбной школьной среды, как признание прав педагогов, детей и родителей на удовлетворение потребностей, связанных с их этнокультурной и/или религиозной идентичностью, наличие в классах и общих помещениях объектов, сделанных самими учениками, включая детей, имеющих особые потребности, поощрение со стороны учителей и администрации учащихся и родителей к высказыванию собственного мнения как по учебным, так и по внеучебным вопросам.
Кроме того, ниже остальных характеристик опрошенные ценят возможности участия родителей и внешних акторов (общественности, бизнеса) в жизни школы, в учебных и во внеучебных мероприятиях, обсуждения с родителями и учащимися ключевых вопросов, свободного доступа родителей в школу, на занятия, индивидуального общения с администрацией и учителями в удобное время, внесения предложений и участия в выборах представителей в органы управления школой.
Что мешает и кто отвечает?
Основными препятствиями для создания в школах дружелюбной среды и специальных условий для включения детей с особыми образовательными запросами родители видят неподготовленность педагогов и их нетолерантные установки. Недостаточное финансирование также входит в топ-3 основных препятствий.
Если в суждениях экспертов звучит идея об ответственности директора школы за создание дружелюбной образовательной среды, то родители роль лидера отводят в большей степени государству. Директора и педагоги занимают второе место. Далее с отрывом следуют сами родители как агенты изменений. Бизнес и обычные люди, по мнению родителей, в последнюю очередь должны участвовать в создании дружелюбной среды. Заметим, что эксперты, напротив, отводят особую роль тесному взаимодействию школы с родительским сообществом и общественными организациями, представляющими интересы родителей детей с особыми запросами.
Родители полагают, что наиболее важные шаги со стороны государства для создания дружелюбной среды в образовательных учреждениях — это обеспечение полного набора специалистов сопровождения в штатах школ, работающих с детьми с особыми образовательными запросами (64%), а также организация специальной подготовки и повышения квалификации педагогических работников (58%).
Несмотря на то что правовые ограничения редко отмечаются в качестве препятствий для создания в школах дружелюбной среды, родители считают, что государству следует законодательно обеспечить право на создание специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательными запросами.
Противоречия и перспективы
Исследования и обсуждение их результатов на площадке АСИ показывают, что концепт «дружелюбная школа» позитивно воспринимается родительским и экспертным сообществом, а описываемый им феномен может выступить средством продвижения в образовательной политике и практике гуманистических ценностей, внедрения образовательных и социальных технологий, значимых как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для общества в целом. Как в зарубежных, так и во многих российских школах (Москвы, Калининградской области, Казани, Томска и др. регионов) мы находим характеристики дружелюбной среды и опыт ее создания. Эти лучшие практики могут стать примером и опорой для тех школьных команд, которые выберут дружелюбную школу в качестве цели для своих программ/планов развития.
При этом нельзя закрывать глаза на ряд потенциальных противоречий, заложенных в попытках имплементировать идею дружелюбной образовательной среды в пространство современной российской школы.
Во-первых, это противоречие между универсальностью дружелюбной среды и ориентацией на удовлетворение особых образовательных потребностей отдельных категорий учащихся. Если дружелюбная образовательная среда не имеет адресации, универсальна, она отказывается от типологизации в определении «благополучателей», но рискует упустить из виду специфику их запросов.
Во-вторых, это противоречие между традиционно приписываемыми школе функциями культурного воспроизводства и принципом субъектности всех участников образовательного процесса. Если в традиционной модели ученик-субъект только воспринимает и усваивает знания, то в дружелюбной среде он еще и определяет цели собственного образования, направляет запрос, делает осознанный выбор, несет за него ответственность и отстаивает собственные интересы.
В-третьих, это противоречие между закрытостью и патернализмом, с одной стороны, и открытостью и агентностью школы — с другой. Открытая школа, вовлекающая разных акторов, активно работающая с локальными сообществами, трансформирующаяся под запросы включенных в образовательный процесс акторов, лишается стабильности, попадает в ситуацию постоянных экспериментов и изменений, а значит, рисков. Эта ситуация потенциальной нестабильности формирует запрос на вовлечение в образовательную деятельность разных акторов (государства, бизнеса, общественных организаций) и выстраивание эффективных сетей межсекторных партнерств.
Представляется, что корни данных противоречий, как и перспективы их разрешения, связаны не столько с состоянием системы образования, сколько с ситуацией социокультурного развития российского общества в целом. Однако поскольку будущее этого общества рождается в современной школе, то начать с нее будет вполне обоснованным решением.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!