Больше, чем обучение

В целом ряде вузов открыто направление подготовки «инноватика» и присваиваются квалификации в области инноваций. Инноваторов, по утверждению самих вузов, готовят и на других направлениях подготовки. При этом многие задаются вопросом, а в чем смысл обучения инновациям? Есть ли необходимость в таком образовании, какую пользу оно приносит студентам?
Дмитрий Коваленко
руководитель центра по работе с вузами СберУниверситет, кандидат социологических наук. Окончил Московский институт электронной техники (МИЭТ), аспирантуру РАНХиГС, получил степень магистра «Высшей школы экономики» по программе «Управление в высшем образовании». Обучался на программе «Лидеры научно-технологического прорыва» в МШУ «Сколково»
В разных вузах есть свои представления об успешности обучения инновациям. Но лишь в некоторых из них оно действительно приводит к конкретным разработкам, которые можно потенциально коммерциализировать. Зачастую одним из критериев успешности обучения становится получение гранта или победа в каком-либо конкурсе или акселераторе. Однако получение гранта не всегда решает задачу появления собственной инновации или рождает технологического предпринимателя. Бывают случаи, когда ребята переходили в постоянную историю грантовой поддержки, и вместо того, чтобы концентрироваться на коммерческом успехе проекта, сосредотачивались на написании заявок и получении новых грантов. Такие проекты не становились коммерчески успешными. Ответ на вопрос оценки успешности обучения инновациям и по сей день остается открытым и станет одним из поводов для дискуссии на VII конференции СберУниверситета «Больше чем обучение» 20 октября.


Прогнозировать успешность стартапа при его открытии очень сложно, а вернее практически невозможно. По каким параметрам оценивать? Невозможно приравнять, например, такие метрики как получение гранта на 1 миллион рублей и продажу пилотной партии, например, на пятьсот тысяч рублей. По моим ощущениям, вероятность дальнейшего экспоненциального роста и развития у второго варианта кратно выше, чем у стартапа, получившего грант. Но для университета отследить грантовую историю выпускника, особенно у авторитетного грантодателя, существенно легче, чем ожидать от него первых продаж или достижения определенного объема продаж. Этот процесс слишком долгий. Проще гордиться и отчитываться грантами.


Программы обучения инновациям в вузах бывают разные. Я бы условно разделил их на два типа. Первый — это обучение созданию инноваций, возможно, дополненное знаниями по их коммерциализации. Второй — программы, направленные на подготовку собственно предпринимателей в технологической сфере, но таких меньше. Здесь студент, прежде всего, обладает не только знаниями о том, как коммерциализировать проект, но и компетентен в предметной области. Кажется, похожие и взаимосвязанные вещи, но акценты расставлены по-разному.

Более того, как показывает жизненная практика, одного инноватора или одного предпринимателя для реализации проекта не хватает. Обычно это команды людей, у которых сочетаются разные компетенции. Поэтому оба эти направления должны существовать вместе: и программы для подготовки инноваторов, то есть тех людей, которые могут создавать новые продукты, и программы для технологических предпринимателей, а именно для людей, которые прежде всего понимают рынок, понимают клиента и бизнес-логику и идут к инноваторам за продуктами или же совместно с ними создают продукты.


При этом ни одно из направлений такого образования не может обойтись без привлечения успешных предпринимателей в качестве менторов, трекеров, которые могут не только рассказать, но и помочь организовать практическую деятельность. И это не тривиальная задача, ведь надо найти не просто предпринимателя, а предпринимателя, который и хочет, и умеет делиться знаниями, и готов найти время для этого. Это важнейший момент в обучении инноваторов и предпринимателей. Именно поэтому все больше университетов обращаются за поддержкой индустриальных партнеров и бизнеса. Так образовательные программы приближаются к практике. Это может быть интересно и самим предпринимателям, и крупному бизнесу, который может инвестировать в подобные программы свои ресурсы или выделить персонал. Ведь в конце концов часть выпускников подобных программ могут стать не стартаперами, а внутренними предпринимателями и создателями новых продуктов для корпорации.


Успех таких программы может быть крайне полезен и самому вузу. В условиях рыночной экономики любое учреждение или научная группа конкурируют за финансирование, которое сейчас всё чаще переводится в грантовый режим. Умение коммерциализировать свои знания и разработки, в первую очередь, помогает самому вузу находить дополнительные источники дохода в зоне своей научной деятельности.


Таким образом, я считаю развитие образования в области инноваций и предпринимательства просто необходимым. Есть хорошо известная проблема, которая заключается в том, что российские инженеры и ученые очень успешны, когда нужно разработать какой-нибудь уникальный образец, создать разработку или сделать открытие. Но они с трудом решают задачи успешной коммерциализации этих разработок, вывода их на конкурентный рынок. Конечно, здесь образование не панацея. Но без тех компетенций, которые может дать качественная образовательная программа будущему инноватору, тоже нельзя. Молодым учёным, изобретателям, инженерам, которые хотят стать технологическими предпринимателями и создателями успешных продуктов необходимы актуальные бизнес-навыки. Однако, помимо образования общество должно давать им практику, возможность риска, право на ошибку, возможность попробовать себя в новой роли. Сами по себе технологические предприниматели рождаются крайне редко. Важная задача всей страны и наших университетов — увеличивать всеми силами вероятность появления таких успешных технологических предпринимателей.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще