метод. тьюторство

Трудности самоопределения

Рабочие будни помогающего специалиста
Использованная иллюстрация: nuvolanevicata/Shutterstock.com
Как строится работа тьютора, что делать, если у подростка нет запроса и мотивации работать со специалистом, а самоопределяться надо, рассказывает специалист-практик.
  • Юлия Зак
    тьютор Step by Step, победитель конкурса «Тьютор года — 2021» Межрегиональной тьюторской ассоциации
Возвращающий реальность
Одна из сложностей тьюторской работы связана с тем, что и родители, и тьюторанты не всегда понимают, кто такой тьютор среди других помогающих специалистов. Он, в отличие от психолога, не работает с глубинным эмоциональным запросом, не занимает в общении с тьюторантом роль эксперта, больше свойственную учителю или наставнику. (Наставник в спорте или ментор по правильному питанию и правда лучше знают, что вам делать.) Хотя тьютор и означает в переводе «преподаватель» или «репетитор», но никаких занятий он не ведет.
Тьютор это тот, кто возвращает тьюторанту реальность, помогает увидеть объективную картину
Тьютор — это тот, кто сопровождает самоопределение человека, часто подростка, на равных с ним разбирается в том, что происходит, уважает его выбор, давая, таким образом, возможность развиваться и учиться. Профессиональное требование к тьютору — быть честным в этой попытке разобраться. Он тот, кто возвращает тьюторанту реальность, помогает увидеть объективную картину. Иногда это неприятно, а тьюториал может быть даже болезненным событием, но это честно. И конечно, нужен бережный подход.

И наконец, тьютору самому приходится задаваться вопросом о самоопределении и делать, в общем-то, все то же самое, о чем он говорит с тьюторантом. Без личного опыта проживания трудностей и болей вряд ли получится понять другого и работать с его вопросами самоопределения.
Подростки без запроса
Время первой встречи важно потратить на: 1) знакомство и установление контакта (если этого не случится, то дальнейшая работа не случится тоже), затем 2) выявляем запрос, и это не так быстро, даже если тьюторант уверен, что знает, зачем пришел. Например, человек сообщает, что хотел бы лучше учиться, а на самом деле хочет, чтобы его перестали мучить требованиями идеальной успеваемости по математике.

Бывает так, что ничего не удается нащупать, и на этом мы заканчиваем. Так случается, если тьюторанта притащили насильно и он совсем не готов к работе. Подростки, которые приходят без запроса, — это отдельная сложность нашей работы. У родителей запрос есть, а у подростка нет. Но исходная точка работы тьютора всегда сам ребенок, и этот специалист не может, как учитель-предметник, сказать: сегодня будем проходить дроби, а завтра алгебраические уравнения.
Но даже при отсутствии ясного понимания проблемы, как правило, есть какое-то желание, недовольство, а это уже основание для работы. Значит, можно помечтать, чего бы подростку вообще в жизни хотелось, поговорить о том, что его раздражает сейчас. Ответ на эти вопросы может стать отправной точкой работы.

Тьютор на начальных этапах играет ведущую роль, потому что пришедший к нему человек не знает, что делать на сессиях, каковы правила взаимодействия. Постепенно инициатива передается тьюторанту. К этому моменту понятно, над чем будут работать специалист и подросток, какова зона ближайшего развития тьюторанта (3), насколько он рефлексивен, готов держать в фокусе своего внимания процесс, какая степень включенности тьютора ему нужна и какие форматы подойдут. Все это можно обсуждать напрямую. Так строится индивидуальная работа.
Возможно все
На тьюторской сессии можно делать все: не только сидеть, но и гулять, играть, смотреть кино или даже видео в TikTok. Главное, чтобы было понятно, почему это сейчас важно. Приведу пример. Часто подростку важно почувствовать себя хоть в чем-то успешными. Дать ему это ощущение можно, если попросить вас научить играть в какую-нибудь игру.

Ребенок выступает как эксперт, включает вас в игру, вы делитесь впечатлениями, даете обратную связь. Можно попутно поговорить об эмоциях, которые проявились в игре: «Я вижу, ты разозлился, это всегда так на тебя действует или только сейчас?» При этом тьютор удерживает профессиональные рамки, чтобы не вышло так, что вроде классно провели время, но без пользы — заигрались.
Есть банк тьюторских практик, которые можно использовать в работе, а можно придумать что-то самостоятельно. Формат групповых тьюториалов здорово помогает при обсуждении неприятных тем, например накопившихся долгов по учебе. Среди сверстников легко вместе пошутить на болезненную тему и получить поддержку, а тем временем тьютор наблюдает за тьюторантом в контексте взаимодействия с группой, что дает более полную картину.

Почти все эти практики переносимы в онлайн. Можно рисовать, составлять заметки, создавая общее поле размышлений, для этого подходят доски и сервисы Jamboard, Miro, Figma, Padlet и Canva. Визуализация — часть работы тьютора. Одному из моих тьюторантов, например, нужно показывать вообще все то, что я собираюсь с ним обсуждать, иначе у него просто рассеется внимание.
Я обожаю использовать в работе мессенджеры. В начале тьюториала, чтобы разогреться, могу попросить тьюторанта описать события, которые произошли за неделю, с помощью смайликов или стикеров. В Telegram или в WhatsApp много интересных инструментов для этого. Чуть реже использую сервисы для игр и квизов: MyQuiz, Quizizz, Kahoot и другие. Из менее очевидного — инструменты и расширения Google Meet и Zoom. Они, например, позволяют выбрать фильтр, который соответствует твоему состоянию, сделать смешные скриншоты с вашими масками и другие прикольные штуки, когда нужно разбавить тяжелое и скучное обсуждение. Все это хорошие способы повеселиться и наладить контакт.
Действовать
Работа с тьютором — это во многом про действие. На этапе, когда тьюторант осознает, что пора переходить к действию, нередко теряется мотивация. Тут важно вместе определить первый шаг, который был бы ребенку по силам. Возможно, вы спланировали что-то слишком сложное, неправильно определили для него зону дальнейшего развития. Об этом надо поговорить без попытки принуждения к действию, разобраться, что не так.

Во-вторых, мотивация падает, если все еще нет очевидного результата или сопровождение продолжается уже долго. В тьюторстве есть долгосрочные форматы, например годовое сопровождение. Такие отношения нужно уметь разбавлять, иначе все погрузятся в состояние застоя, особенно при работе онлайн. Что можно сделать: грамотно чередовать форматы, вовлекать в работу других экспертов, обновлять планы и цели.
Тьютор — родителю
Достаточно очевидно, что люди учатся тогда, когда чувствуют себя в безопасности. Представьте, вы оказались в непонятной темной комнате, а вам говорят: здесь полно загадок, все так интересно, исследуй! Скорее всего, захочется двигаться в сторону выхода, а не экспериментировать. В учебе то же самое.

Если ребенок чувствует, что ошибаться и пробовать новое небезопасно (в широком смысле слова, например изменится отношение к нему в случае неудачи), тогда вся его энергия будет направлена на то, чтобы быть хорошим для других, иметь в дневнике одни пятерки, а не научиться чему-то новому.
Мне нравится технология проблемного обучения, когда урок начинается не с объявления темы, а с постановки вопроса, на который учитель вместе с учениками ищет ответ. Как мне кажется, этого принципа важно придерживаться и дома во взаимодействии с ребенком любого возраста. Стремление родителя во всем помочь ребенку и решить за него все вопросы понятно, но если постоянно практиковать такой подход, то усваивается лишь одна истина — родитель знает, как надо. Поэтому здорово предлагать ребенку самому искать способы решения проблемы и помогать ему на этом пути.

Конечно, это требует больше сил, терпения, но это обеспечивает включенность ребенка. И в следующий раз он сам попробует решить проблему, а после этого он найдет инструкцию, сам прочитает и все сделает. И отношения ваши от этого не пострадают.

Так что два универсальных совета для родителей звучат так: создать ощущение безопасности и быть принимающим, давать ребенку возможность разобраться в чем-то самому.


Текст подготовлен при участии ВАЛЕРИИ МАЕВСКОЙ
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще