Спроектировать инженера

Как подготовить людей, способных жить в высокотехнологичном мире
Время чтения — 2 минуты
Все больше EdTech говорит об инженерном образовании. Мы обсудили эту тему с генеральным директором компании «Мобильное Электронное Образование» Александром Кондаковым и разобрались, чем инженерия сегодняшнего дня отличается от инженерии прошлого века, зачем инженерная подготовка образовательным организациям и как педагогам в своей работе подстроиться под одно из ведущих направлений современности.
Новая концепция
Технологическая революция и будущее государства
Мир сегодня переживает одну из величайших технологических революций в своей истории. Эта революция связана прежде всего с взрывным распространением технологий, в том числе искусственного интеллекта.

Технологии всегда определяли прогресс человечества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить появление мотыги, колеса, парусного корабля, двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолета, а затем компьютера, интернета и социальных сетей.

Мы видим, что темпы технологического прогресса резко увеличиваются. Ту ситуацию, с которой мы столкнулись сегодня, можно сравнить по масштабам и значимости с индустриализацией Советского Союза в 1930-е годы. Или с реализацией задач победы в научно-технической революции в 1950-х и 1960-х годах. Как никогда ранее, сегодня вопрос технологического суверенитета определяет будущее нашего государства.
Мы разработали специальную программу для инженерных классов и готовы адаптировать ее для каждой образовательной организации
Но что мы понимаем под инженерным образованием, которому сегодня уделяется так много времени? Традиционно инженер — это человек, который создает новые машины, новое оборудование, позволяет нам проникать в глубины Мирового океана или космоса.

Но все это было связано в первую очередь с тем, что создавалось из металла, дерева, пластика или камня. Образ инженера для поколения прошлого века — это человек с карандашом в руках, стоящий у кульмана. Сегодня ситуация резко изменилась.

Инженерная подготовка сегодня это, конечно, очень широкая общеобразовательная подготовка. Это широкий взгляд на мир. Инженерное мышление отличается способностью системно смотреть на решение проблемы.

Сегодня мир знакомится ближе с такими понятиями, как биоинженерия, медицинская инженерия, химическая инженерия, космическая инженерия…
Искусственный интеллект, программирование и создание нейросетей — это тоже инженерия. Инженерия исключительно высокого уровня, когда человек не только погружается в понимание того, как пересечь океан или поднять самолет в воздух. Он познает глубины сознания, прогнозируя и проектируя те инструменты и процессы, которые избавляют его от рутинного труда.

Поэтому подготовка инженеров сегодня — это процесс, который отличается от процессов, происходивших два или три десятилетия назад. Сейчас в России разрабатывается новая концепция инженерного образования для системы высшего образования, СПО.

Без преувеличения можно сказать, что воспитание инженеров будет начинаться с детского сада, в самом раннем возрасте. Потому что именно в это время у человека формируются личностные качества, его умение складывать из маленьких частичек что-то целое, видеть то, что в дальнейшем приведет к решению сложных инженерных задач.
Инженерия и образовательные организации
Инженерное образование для образовательных организаций — очень серьезная социогуманитарная подготовка.

Это сформированная система ценностей с пониманием того, что хорошо, а что плохо. С пониманием, каковы последствия любой деятельности человека. Это умение общаться с совершенно разными людьми с точки зрения культуры, религии, этноса. Это, конечно, умение работать в команде и быстро подстраиваться.
Перед системой образования сегодня стоит важная задача подготовить людей, которые способны жить в высокотехнологичном и быстро меняющемся мире, умеют создавать новое и оперативно адаптироваться, работать в команде и объективно оценивать последствия своей деятельности. Поэтому если в школе в одном классе будут ребята, которые, например, занимаются беспилотными летательными аппаратами, судомоделированием и разработкой теплиц для агросектора, в будущем, вероятно, они покажут потрясающий результат.

Такая серьезная политехническая подготовка ребят, которую можно назвать инженерной, и обеспечит достижение желаемых результатов, о которых мы все сегодня говорим.
Готовое решение МЭО
Компания «Мобильное Электронное Образование» уже около двух лет работает в направлении развития инженерного образования на уровне дошкольного, школьного и среднего профессионального образования.

Мы достаточно глубоко проработали вопросы методологии и методики развития инженерного образования. На этом основании наши специалисты подготовили готовые решения для образовательных организаций разных уровней — предложения по курсам для основного образования по физике, математике, гуманитарным наукам.

Наша новая разработка под условным названием «Аэроэкспансия» связана с национальным проектом по беспилотным авиационным системам, встроена в контекст задач и смыслов этого проекта.
Наш новый образовательный продукт обеспечивает максимальную вовлеченность детей в различные направления инженерной подготовки. «Аэроэкспансия» — это соревнования инженерных команд или реализация различных инженерных проектов. Соревнования охватывают все возрастные группы — от начальной школы до уровня среднего профессионального образования.

Этому направлению подготовки мы уделяем особенно большое внимание, поскольку высшим руководством страны поставлена очень серьезная задача, связанная с ним. Решение этой задачи требует соответствующего содержательного и научно-методического подкрепления.
Педагоги: выстроить образовательный процесс в рамках нового инженерного направления
Что потребуется от педагога, который будет реализовывать новые направления работы в сфере инженерного образования в организациях разного уровня?

Первое: педагоги сегодня должны обладать навыками организации проектно-исследовательской деятельности, в том числе в работе с разновозрастными командами. Это касается прежде всего тех курсов, которые готовятся для внеурочной деятельности, и системы дополнительного образования.

Второе: педагогам самим нужно обладать достаточно широкой общеобразовательной и общекультурной подготовкой.
Третье: прекрасно, если у педагогов тоже будут гореть глаза. Они должны хорошо понимать, о чем идет речь, должны быть увлечены процессом и готовы передавать свои знания, умения и навыки детям. А точнее, овладевать ими с детьми.

Учитывая это, в МЭО разработали курсы повышения квалификации для педагогов, систему непрерывной профессиональной поддержки специалистов и многое-многое другое.

Отметим еще раз, у нас уже разработана специальная программа для инженерных классов, мы готовы адаптировать ее для каждой образовательной организации.

Мы уже реализуем проекты с несколькими субъектами нашей страны и, конечно, готовы делиться уникальным опытом с заинтересованными коллегами.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще