в цифре. трансформация
Хакатон в умелых руках
Как управлять цифровой трансформацией организации?
Цифровая трансформация отдельной организации не всегда безболезненный и быстрый процесс. Но специалисты считают, что есть способ за два дня в особом режиме работы сделать то, что не удавалось месяцами.
Павел Алферов
профессор бизнес-школы «Сколково»
Михаил Петров
директор Департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ
Акселераторы, спринты, хакатон
Хакатон еще одно красивое слово в лексиконе цифровой трансформации. Соответствующее понятие возникло из сочетания значений двух слов: «хакер» и «марафон». В широком смысле слова хакатон это технологический конкурс для разработчиков, во время которого IT-специалисты сообща работают над решением какой-либо задачи. Этот формат можно использовать не только для решения технологических задач, но и для включения коллектива компании в цифровую трансформацию.

Изучая закономерности распространения новых идей и технологий в социуме, американский социолог Эверетт Роджерс в книге «Диффузия инноваций» описал пять типов восприятия инноваций, которые закономерно выявляются в любом социуме, будь то сотрудники организации или широкий круг потребителей новых технологий:
Формат хакатона можно использовать не только для решения технологических задач, но и для включения коллектива компании в цифровую трансформацию
  • Новаторы (innovators, 2,5%). Технологические энтузиасты. Открыты всему новому. Пробуют все новинки, не боятся рисковать. Не особенно смотрят на цену новинки.
  • Ранние последователи (early adopters, 13,5%). Визионеры. Люди, склонные к принятию инноваций, но более осторожные, чем новаторы; они начинают использовать новинки тогда, когда увидят, что от продукта можно получить реальную пользу.
  • Раннее большинство (early majority, 34%). Прагматики. Люди достаточно консервативные, они начинают пользоваться новинками уже тогда, когда довольно большое количество людей их освоило. Но когда раннее большинство приняло инновацию, можно считать, что она внедрена в сознание людей.
  • Позднее большинство (late majority, 34%). Консерваторы. Включение этого сегмента означает, что новинка перестала быть таковой и стала продуктом массового потребления. В это время новаторы уже начинают использовать более новые продукты.
  • Опоздавшие (laggards, 16%). Скептики. Наиболее тяжелые на подъем. Обычно это пожилые люди, упорно продолжающие использовать те продукты, к которым привыкли (например, бабушка, продолжающая стирать хозяйственным мылом и не признающая стиральных порошков).
Эти представления получили развитие в книге Джеффри Мура «Преодоление пропасти». Исследователь указал на то, что ранний рынок (новаторы и ранние последователи) и массовый рынок разделяет пропасть, потребности новаторов и ранних последователей отличаются от потребностей раннего большинства. Компаниям для выживания и роста критически важно преодолеть эту пропасть, потому что основные деньги именно на массовом рынке. Переход от одного этапа к другому сложен, так что не каждый продукт может его преодолеть. Например, Google Glass или YоtаPhоne не смогли.

Такая же ситуация складывается с любыми существенными изменениями, в том числе при цифровой трансформации организации. Переход от этапа новаторов (обычно это и есть команда, которая инициирует трансформацию) хотя бы к этапу ранних последователей и к вовлечению большинства крайне сложен. Все «трансформаторы» ищут инструменты для вовлечения в изменения как можно большего числа сотрудников. В этом случае хорошо работает хакатон.
Счетный хакатон
Счетная палата Российской Федерации уже два года использует в своей работе формат хакатона, чтобы решать задачи цифровой трансформации. Одна из целей такой трансформации внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита, а также вовлечение сотрудников в изменения практики работы компании.

Отправная точка подготовки хакатона рассылка-приглашение. Сотрудники Счетной палаты в роли менторов хакатона составили приглашение такого примерно содержания: «Планируем мероприятие, приходите с любыми важными для вас профессиональными задачами, „приносите“ все, что вам интересно попробовать, проанализировать, разработать. От других участников хакатона вы получите варианты решений задачи, идеи, модели».

На первую встречу пришло более 50 сотрудников, притом что всего в организации примерно 800 человек. Это показало, что хакатон вызывает интерес. Люди увидели, что это не мероприятие для галочки, а содержательная работа, которая принесет пользу.
Участникам предложили выдвинуть идеи, на основе которых команда организаторов сформировала задачи. Команда организаторов формируется сразу же, поскольку это работа, которая предполагает достаточно большую нагрузку. Затем организаторы модерировали два мозговых штурма с авторами идей, показали обучающее видео о работе в формате хакатона, в режиме онлайн провели консультации и ответили на вопросы. В процессе работы часть сотрудников отсеялась, до финала дошли 20 человек.

К участию в хакатоне привлекли партнеров: Сбербанк, «Интерфакс», Impact Hub (центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства), ТАСС и EORA (IT-решения для бизнеса с использованием искусственного интеллекта).

В очной части хакатона в течение двух дней команды работали с предложенными задачами, использовали открытые данные и данные организаторов и партнеров. Результатом стали расширения для браузеров, веб-сервисы, боты, аналитические модели, инфографика, медиапроекты и другие цифровые продукты. Всего по итогам хакатона было представлено 39 решений, работы оценивались в трех номинациях: лучший программный продукт, лучший визуальный продукт и лучший медиапродукт.
Вовлечение, мотивация, развитие
Хакатон в умелых руках наглядная демонстрация того, как современными методами можно за два дня получить результат, над которым бьются месяцами. Это инструмент выявления наиболее активной части сотрудников и формирования «цифрового актива». Это возможность создания вокруг компании экосистемы экспертов и привлечения передового опыта, возможность лишний раз привлечь внимание к задачам цифровизации. А мотивирующий стимул для сотрудников благодарность в трудовую книжку за активное участие!
Что нужно, чтобы организовать хакатон?

Подготовка:

  • Понятная цель, стратегия хакатона. Поддержка идеи на самом верху.
  • Бюджет: проведение хакатона в Москве стоит 2−3 млн рублей, в регионах — около 1 млн рублей.
  • Команда организаторов, которая готова учиться.
  • Коммуникационная кампания для взаимодействия с IT-сообществом и привлечения участников, авторов идей (менторов).
  • Прикрепление менторов к командам. По сути, речь идет о формировании единой работоспособной команды менторов и участников.
Во время хакатона нужно:
  • Помещение, комфортное для совместной работы команд, с возможностью прийти и уйти в любое время.
  • Стабильный доступ к высокоскоростному интернету.
  • Хорошая площадка (если проводите очное мероприятие). Обеспечение максимального бытового комфорта участников.
  • Четкая система навигации на площадке.
  • Отдельное помещение для встреч, совещаний, отдыха жюри, постоянно используемое только для этих задач.
  • Качественная еда для участников и менторов, доступ к питьевой воде.
Подведение итогов:
  • Четко определенная система оценок с критериями и номинациями (например, аналитика данных, визуализация и дата-журналистика). Можно разработать свою систему оценки для каждой номинации.
  • Обязательна четкая модерация, ясный график процессов и техническая поддержка защиты проектов.
  • Спокойное, справедливое и быстрое разрешение конфликтов.
  • Опора на принципы взаимоуважения и открытости как системообразующие ценности.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще