© 2022 Издательство журнала EdExpert
СПБ. В ЦИФРЕ

«Брать лучшее и объединять усилия»

СПБ. В ЦИФРЕ
«Брать лучшее и объединять усилия»
На вопросы EdExpert о цифровой трансформации региональной системы отвечает заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков.
Михаил Пучков
заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Михаил Юрьевич, последние два года в образовании Санкт-Петербурга, как и во всех региональных системах страны, стали временем интенсивной цифровизации…
Система сопровождения образовательного процесса дистанционными технологиями в Санкт-Петербурге до начала пандемии и сейчас — это две разные системы. До пандемии функционировал городской портал дистанционного обучения, но он был рассчитан не на такие объемы, не так был сформирован контент, он обеспечивал в основном поддержку детей, которые не могут быть в школе по каким-то причинам и детей с особенностями развития. Но когда мы вошли в пандемию, первый вопрос (чисто технический и технологический) был: как настроить работу портала, который рассчитан не более чем на 50 тысяч детей, но должен обеспечить почти 600 тысяч учеников?
Конечно, сейчас уже перестроен сам портал, подготовлен контент для всех параллелей, к нему имеет доступ каждая школа, при этом можно использовать как уже имеющийся контент, так и доработать его под себя. Это была системная работа, работа с партнерами из числа компаний на рынке цифрового контента и сервисов, но в первую очередь — с вузами города. Стоит отдельно выделить педагогический университет имени А. И. Герцена. Вместе мы запустили проект «Продленка на удаленке», университет обеспечивал во второй половине дня вебинары, занятия детей со студентами. Ученик получал образовательный контент в первой половине дня от школы, а в рамках выполнения домашнего задания участвовал в продленке, где та же тема дополнительно и более глубоко обсуждалась, предлагались более сложные задания. Это была подготовка студентов в «боевых» условиях, и будущие учителя готовы теперь использовать эти технологии.

Но важно отметить, что организация эффективного дистанта — это отнюдь не достижение подлинной цифровой трансформации. В период экстренных ограничений многие стали расценивать дистанционные образовательные технологии как возможность заместить очный образовательный процесс. Но простой перенос очного класса в виртуальную среду не дал высокой эффективности. Педагог, работающий офлайн, конечно, гораздо лучше, чем говорящая голова на экране. Кроме того, дети в таком случае часами должны сидеть перед экраном, а это точно не полезно для здоровья. Нельзя просто перевести аналоговый процесс в электронный вид и сказать, что произошла цифровая трансформация.
Нужно использовать преимущество цифры, электронных образовательных технологий, чтобы изменить сам способ преподавания. Методическое сопровождение цифрового урока требует гораздо более глубоких и осмысленных подходов. Мы должны понимать, с чем имеем дело, говоря о цифре. Это канал доставки контента, это сам контент, это новая методика в применении контента: анализ, автоматизация обратной связи и т. д.
Какие преимущества цифры вы бы отметили в первую очередь?
Цифра ребенку дает возможность получить содержание, которое актуально именно для него. Если ты получил задачу, с которой не справился, система проанализирует, в чем ошибка, и предложит задачи на прокачку именно этого знания. Если же тебе интересна какая-то тема, ты мотивирован, то можешь получить огромное количество дополнительных материалов легко и быстро, они будут верифицированы и адаптированы под твой уровень. Здесь цифра может гораздо быстрее и полнее дать обратную связь, чем учитель, может предложить любому ребенку в обычной школе все многообразие решений.

Я, например, хорошо учился, но сейчас понимаю, что школа меня лично «недогрузила». Мне как-то легко все давалось, и на некоторых уроках я скучал. А сейчас понимаю, что, если бы на этих уроках у меня был бы доступ к чуть более сложному уровню, вероятно, мне было бы гораздо интересней развиваться.
Иными словами, цифровые решения помогают усовершенствовать и достроить индивидуальные образовательные маршруты?
У нас иногда не совсем правильно понимают, что такое индивидуальный образовательный маршрут, есть в том числе и противники цифры, которые говорят: «Индивидуально развиваемся, а потом общество у нас разрозненное, общих интересов нет». В рамках школы индивидуальные образовательные маршруты — это значит, что к ребенку должен быть применен индивидуальный подход с точки зрения его особенностей и способностей. Результаты определены во ФГОС, но кому-то нужно посидеть над учебником дольше, кому-то меньше. Не потому, что кто-то хуже или лучше, а потому, что мы разные, у нас разная психика, мотивация и т. д.
Готова ли региональная система к интеграции с федеральными ресурсами? Ведь путь централизации цифрового пространства очевиден.
Мы уже подключились к платформе «Сферум», с 1 января начнем работать с ФГИС «Моя школа», готовы к использованию системы МЭШ, если она станет частью федерального решения. Это адекватный путь развития — государство обеспечивает единую точку входа, единые правила игры. А платформы, будь то региональные, будь то коммерческие, если они проходят по критериям качества и условиям подключения, входят в этот федеральный хаб, который создается с учетом внедрения золотого стандарта, готовых федеральных программ по предметам.
Эта стратегия всем ясна?
Важное распоряжение было подписано в конце прошлого года на уровне правительства — «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации образования». Мне кажется, что впервые в отрасли появилась четкая цель и ответ на вопрос, что же такое цифровая трансформация в школьном образовании и зачем она нужна. Целью, согласно документу, является обеспечение информационной поддержки участников процесса. Участники — это ученик, учитель и родитель, администрация школы. Задача цифры — обеспечить каждому из них ту информацию, которая ему нужна здесь и сейчас: ученику — для прогресса, директору — для принятия управленческого решения, учителю — для принятия педагогически обоснованного решения по корректировке образовательного маршрута именно этого ученика, а родителю — что происходит с твоим ребенком в школе, на что следует обратить внимание.

Цифра позволяет получить общую информацию о прогрессе ученика, об условиях, которые необходимы для его развития в школе и вне ее, чтобы результаты именно этого школьника были наиболее оптимальны, а таланты и способности максимально реализованы. Я абсолютно уверен, что успех обучения лежит в триаде «учитель — родитель — ребенок».
Как устроена структура управления цифровой трансформацией образования Санкт-Петербурга и какие планы?
Это довольно насыщенная система. Здесь и районная сеть информационно-методических центров, они занимаются повышением квалификации педагогов, в том числе в сфере ИКТ. Здесь и Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, который обеспечивает методическую поддержку информатизации и цифровизации, апробирует инновационные проекты. Плюс все то, что создается в рамках национального проекта «Образование» и федерального проекта «Цифровая образовательная среда» — это и центр цифрового образования детей «IT-Куб» с отделениями, и детский технопарк «Кванториум».
Кроме того, в Петербурге мы создаем центры цифрового образования «ИнфинITи», которые работают по программам, направленным на ускоренное усвоение знаний, навыков в сфере информационных технологий. Это фактически «IT-Кубы», но полностью созданные на средства городского бюджета. Сегодня их 18, а к 2024 году будет 34. Эти центры распространяют опыт и взаимодействуют в том числе с внешними игроками, ведь для них тоже важен единый провайдер, оператор.
Каким для вас выглядит разумное взаимодействие с внешними ресурсами?
Компании, готовые к такому сотрудничеству, приходят на уровень управления образованием региона, спрашивают и предлагают: «Какая статистика вам нужна? Как вам лучше ее передать? Давайте вместе сделаем?» И эти партнеры, с одной стороны, приносят качество контента, быструю апробацию методик, которую не может себе позволить школа или система управления. Они делятся данными статистики с системой управления, и мы понимаем, какие организации у нас активны, какой наиболее востребованный контент, какие проблемы с освоением тех или иных направлений. Это позволяет улучшать ситуацию не только в тех школах, которые работают с компанией, но и обратить внимание других школ: вот эти темы детям даются хуже, отработайте это с методистами. Стоит отдельно упомянуть, что при этом никакие персональные данные не передаются, только статистика, тем более что с 1 января 2023 года в школах в режиме электронного обучения должны использоваться только государственные информационные системы для обработки персональных данных детей. Современная система управления региона не может максимально эффективно работать без внешних партнеров, она не способна заменить собой все решения, что доступны образовательным организациям или родителям. Надо брать лучшее и объединять усилия.


Беседу вел Денис КРАВЧЕНКО,
главный редактор EdExpert
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще