ИНФРАСТРУКТУРА.УЮТ
Воспитание атмосферой
Лайфхаки от «Новой школы»
Когда мы воплощали в жизнь нашу «новошкольную» среду, то спрашивали себя: «Зачем?» Мы хотим поделиться ответами на этот вопрос и рассказать о простых решениях, которые позволяют создать в школе качественную образовательную среду.
Юлия Жилина
Один из создателей «Новой школы», директор фонда «ДАР»
Наш проект готовился 12 лет. До этого у нас была пилотная площадка в московской школе № 261, где мы впервые применили наши знания в области архитектоники школьного пространства. Мы купили здание «Новой школы» в декабре 2016 года в состоянии shell & core. У нас был проект планировочных и отделочных решений, прошедший строительную экспертизу.

В июле 2017 года планировалась сдача объекта вместе с оборудованием. Благодаря чуду и помощи удивительной команды энтузиастов-единомышленников мне удалось завершить проект в срок и практически полностью изменить его первоначальный облик.

Наша школа сделана, как матрешка-трансформер: от сложного к простому и наоборот. Мы хотели, чтобы среда отражала среди прочего суть самого концептуального замысла и питала его, поэтому все, от логотипа до мебели, имеет смысловые маркеры.
Как сделать отношение детей к среде бережным? Позволить им участвовать в ее создании
Один из базовых принципов «Новой школы» — core & flex. Природа детей дуальна. С одной стороны, они консервативны, с другой — обожают новизну. Мы объединили эти противоположности путем наращивания всего нового, быстро меняющегося на незыблемый каркас принципов, правил и традиций. Пример такого решения — традиционный праздник первого сентября, именуемый у нас «Новым годом». Этот праздник наполовину состоит из традиций, наполовину из деталей, которые мы придумываем всякий раз заново.

Логотип школы — символ непрерывного роста и развития: спираль Фибоначчи. Примеры этой пропорции встречаются в живой природе, а для нас важна природосообразность.
Расскажу еще о нашей символике. Мы посадили у школы елку, которая символизирует новогоднее ожидание счастья и надежду на чудо. Ведь то, что наша школа за девять месяцев стартовала с командой из 150 педагогов с 275 детьми, прошедшими вступительный конкурс, да еще и в здании, сданном в срок с прекрасной отделкой и оборудованием, а также лицензией — это совершеннейшее чудо.

На нашей первой благотворительной ярмарке школьники делали значки с надписью «Чудо где-то рядом». Эти слова выражали настроение «новошкольного» сообщества.
Милые мелочи
Хорошо, когда в школе уютно и тепло, когда она похожа на дом. Тогда родителям спокойнее отдавать ребенка почти на целый день, а ребенку легче оставаться. Психологический комфорт очень важен для качества обучения — это факт. Добиться гармоничной обстановки можно с помощью различных деталей. Например, у нас в школе нет звонков. Совсем. Обитатели Н Ш ориентируются по часам, и им это отлично удается. Польза от такого решения выходит большая: ученики и учителя привыкают к самоорганизации и дисциплине, к тому же их не нервирует резкий звук. А при сложном и многослойном расписании отсутствие звонка — единственное спасение.

Если вам предстоит ремонт, выбирайте для пола на входной группе теплые тона плитки. Это придаст пространству мягкий, уютный вид. Мы положили российскую плитку с рисунком, напоминающим текстуру дерева, а также смонтировали реечный потолок коричневого цвета, который увеличил визуально высоту помещений и за счет схожести с древесиной дал ощущение тепла.

В рекреациях мы развили тему подоконников как рабочих или посадочных мест, соорудили своими силами подиумные конструкции из двух широких ступеней (металлический каркас, фанера, обшиты ковролином). Еще в рекреациях стоят простые, но удобные диваны и круглые столы для самостоятельных занятий и тьюториалов. Круглая форма создает дополнительный уют за счет мягкости. Вроде бы это мелочь, но ведь работает.
В НШ есть кафе, особое место, предмет гордости и вожделения школьников, поскольку для них оно доступно только раз в году, когда там проходит «Пицца со значимым взрослым» — чаепитие, во время которого ребята могут неформально пообщаться с кем-либо из своих педагогов или администрации. В остальное время кафе открыто для сотрудников, родителей и взрослых гостей школы.

Из лайфхаков для стен: прекрасен в использовании фетр на клейкой основе. Этот материал добавляет тепла и уюта, цвета (если нужно). На него легко прикреплять объявления и детские работы.

Стены между лестничными пролетами у нас покрывает штукатурка, похожая на венецианскую, но тоже от российского производителя. Лестницы используются как выставочные пространства, серый цвет стен служит идеальным фоном для экспозиций.
Для кабинетов и коридоров отлично подойдет натянутая сетка с крупными клетками, за которые на прищепках можно вешать картины и задания для самостоятельного выполнения и прочие школьные мелочи.
Пробудить любопытство
Мы старались сделать школу такой, чтобы в ней хотелось учиться даже взрослым. Поэтому придумывали решения, которые считали удобными и прямо-таки вызывающими восторг и желание немедленно сесть за парту. Сюда можно отнести любые «фишки», приближающие нас к реальной жизни за окном школы. Например, кабинет технологии, кулинариум, сделанный в виде оборудованной по последнему слову техники кухни-гостиной. А наши научные лаборатории настолько грамотно организованы и оснащены, что, надевая белый халат и защитные очки, чувствуешь себя ученым.

Много внимания мы уделяем спорту и активному отдыху на переменах и в любое свободное время. В рекреациях у нас стоят теннисные столы. Спортивные залы обычно открыты, там всегда дежурит кто-то из ответственных взрослых. Ребята из начальной школы могут играть в футбол мягким мячом прямо в коридоре. Мы сделали для этого разметку на полу.
Библиотека задумывалась как место, куда можно прийти в любое время, чтобы заниматься спокойными делами, такими, как самоподготовка, чтение и даже печатное дело.

Все наши учебные кабинеты оснащены магнитно-маркерным покрытием, короткофокусными проекторами и автоматическими шторами. Этот набор работает через Bluetooth и Wi-Fi. Доска во всю стену, на которой можно писать маркерами, а при включенном проекторе даже пальцами, особенно удобна для общеклассных разборов заданий.

На радость математикам есть дополнительный лайфхак. Помимо того что в кабинете буквально все свободные стены можно превратить в магнитно-маркерные доски (коллеги любят много писать, поэтому им часто не хватает места), для работы над самостоятельными заданиями отлично подходят складные (очень бюджетные) столики, которые крепятся к стене.
Визитная карточка
Поставьте на подоконники красивые цветы, которые будут поливать школьники, а еще лучше, если параллельно они будут изучать, что это за растения, какой им требуется уход.

Посадите небольшой пришкольный огород, где от семечка до урожая виден путь развития помидора, тыквы, подсолнуха. Вокруг этой идеи можно организовать массу образовательных и воспитательных событий.

Экологичный сбор мусора: в прошлом году мы начали свой внутренний проект по сортировке отходов, который все приняли с удовольствием. Вся школа теперь только так и живет. И вывоз, разумеется, тоже раздельный. У нас получился полный цикл. Можно делать с ребятами на уроках труда ящики для сбора раздельного мусора. Получится естественная метапредметность одновременно с воспитательными беседами.

Стены, на которых можно писать — у нас в школе таких уже около десяти штук. Дети их очень любят. Мы позволили ребятам свободно самовыражаться и таким образом продемонстрировали доверие. Ни разу пока на этих стенах не появились непристойные надписи. Ребята используют их для рисунков, сообщений, рабочих проектов.
На старте мы придумали сделать такой проект: дверь школьного туалета, на которой можно писать и рисовать. Дело в том, что камеры просматривают практически все стены, кроме туалетных. Будет очень интересно узнать, что дети станут писать без видеоцензуры. Надеюсь, мы запустим этот проект в следующем учебном году. Двери с самого начала были смонтированы под эту задачу. Уверена, нам будет о чем поговорить со школьниками в воспитательном плане.

А вот если речь идет о самоуважении, то туалетные комнаты — визитная карточка любой школы, как вешалка, с которой начинается театр. Если вам предстоит строительство или ремонт школы, встраивайте унитазы в стены. Это простое технологическое решение избавит санузлы от неприятного запаха. Краны и диспенсеры у нас на фотоэлементах, это чуть дороже на старте, зато вы сэкономите в эксплуатации. Ну и, конечно, нужны банкетки в дамских уборных. Решение может быть совсем бюджетным, но вам мысленно скажут спасибо сотни женщин и девочек.

Двери кабинок в НШ сделаны низкими по отношению к полу и высокими вверху, дабы избежать съемки на мобильные телефоны для буллинга. Мы обязаны учитывать даже такие моменты.
Вау-эффект
Нам хотелось, конечно, привнести побольше радости в школу, чтобы в ней было приятно находиться. Современных детей сложно удивить, но все же они дети. Даже многие взрослые — дети. Поэтому в холле на первом этаже стоят пианино и ударная установка, которыми можно пользоваться, и это находка. Для тех, кто не умеет, но очень хочет играть, предусмотрены наушники.

А еще есть театральный зал, де можно посмотреть кино, спектакль, провести собрание. Мы сделали открытую радиорубку, чтобы ребята могли научиться работать со сложным оборудованием. На второй день рождения школы старшеклассники самостоятельно подготовили и провели «Дискотеку 80-х» для педагогов, родителей и школьников. Был аншлаг!

Также сам зал всегда открыт, в нем можно просто посидеть и отдохнуть, поделать уроки, послушать музыку. Лайфхак: кресла мы убрали, на ступеньках — ковролин и подушки. Это очень удобно. Для мероприятий предусмотрены штабелируемые стулья, которые выставляются в партере.
Как сделать отношение детей к среде бережным? Очень просто. Позволить им участвовать в ее создании. После запуска школы мы специально оставили часть бюджета и свободные места для реализации школьных проектов. Ребятам важно «присвоить» себе пространство, почувствовать себя причастными к нему. Они придумывают различные решения, разрабатывают проектные идеи, вплоть до реализации, рассчитывают стоимость.

Конечно, детям помогают взрослые. Но само по себе участие от инициативы до воплощения позволяет им почувствовать себя хозяевами места, ответственными за все, что вокруг них происходит, а это ровно то, к чему мы все стремимся. Школа не должна стать вторым домом, но школа должна стать местом притяжения, развития и роста. Наша задача — вырастить любознательных, развивающихся, самостоятельных и ответственных людей, которые сделают этот мир и свою жизнь лучше. И образовательная школьная среда, как видите, помогает решить эту задачу.

Итак, зачем школе нужна среда? Наши ответы:

  • для создания тепла и уюта;
  • для пробуждения любознательности;
  • для удобства;
  • для воспитания уважения к себе и другим людям;
  • для радости и эстетического удовольствия;
  • для реализации больших смыслов.

P. S. Если вы заинтересовались подробностями описанных выше решений, отправьте запрос в «Новую школу». Вам обязательно ответят.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more