ПРОДВИЖЕНИЕ. КЕЙС
Глоток теории и саперави
Зачем и как придумывать образовательные форматы
Сегодня образовательным проектам приходится конкурировать не только между собой. Блоги, влоги, тематические медиа — у людей все больше способов получить нужные знания без участия педагога. Поэтому разработка новых форматов может быть актуальна для любых направлений, будь то обучение кондитерскому искусству или азам квантовой физики.
Евгения Иванова
Продюсер проекта Most Creative Camp
Зачем мы сами начали изобретать новые форматы?
У нас просто не было выбора. Когда делаешь проект про развитие креативности, не выходит ограничиваться чтением лекций под перелистывание слайдов. Чтобы люди нам доверяли, мы хотели не только хвастать многолетним рекламным опытом, но и поработать над нестандартной подачей теории и небанальной практикой.

На первых же программах появилась часть, которую сейчас мы называем «спецэффекты»: небольшие подвешенные ружья, сюрпризы, интересные места для проведения лекций. Например, одна из частей лагеря про сторителлинг проходила в закрытом Доме писателей Тбилиси, а другая — в библиотеке Центра современного искусства. Когда участники снимали фильмы, мы выдали всем киношные хлопушки. Еще у нас есть задание, которое нельзя выполнить с открытыми глазами, поэтому мы подарили каждому брендированную маску для сна.
Мы убедились, что все эти эксперименты
и спецэффекты не просто мишура,
а важная составляющая
образовательного процесса.
Эти нюансы не делали программы чем-то принципиально новым, но они запоминались участникам, вызывали эмоции, заставляли удивляться. Нам говорили: «Видно, что вы заморочились и все продумали, это очень приятно».

Следующий шаг случился, когда мы решили проанализировать все анкеты, которые участники заполняли после завершения программы. За год работы у нас их накопилось с полторы сотни. Оказалось, люди лучше всего запоминали и получали максимальный заряд от лекций и заданий, проходивших в непривычных форматах. Они отмечали, что информация запоминалась лучше, а во время самих упражнений им удавалось глубже погрузиться в решение задач.

С тех пор мы начали подходить к разработке программы еще более осознанно, переосмысляли форматы лекций, придумывали сложные задания с подключением новых технологий и т. д. Мы убедились, что все эти эксперименты и спецэффекты не просто мишура, а важная составляющая образовательного процесса.
MOST Creative Camp — проект по развитию творческого мышления. За два с половиной года в его рамках прошло более двадцати лагерей для взрослых в России и Грузии. Учились мыслить за рамками шаблонов сотрудники Сбербанка, МТС, QIWI и десятка других компаний.
Прогулка
Одной из первых необычных лекций в лагере стала часовая прогулка в наушниках с повторением пройденной теории и заданиями на отработку навыков. Участники успевали за час придумать десятки идей и решений, лучше раскрыть свои возможности. Для многих это становилось самым сильным впечатлением от программы.

Особенность такого формата заключается в максимальной концентрации на процессе. На фоне звучит легкий и приятный эмбиент, рядом нет других людей, нет страха, что кто-то будет тебя оценивать или критиковать. Это помогает снять блок на самостоятельное придумывание нового, который есть у многих людей, дает каждому возможность не стесняться, выдвигать смелые идеи и не переживать, что ничего не получится.

Недавно мы запустили отдельный проект — Progoolka. Теперь люди смогут приходить на разные площадки в Москве и других городах, загружать такой трек на телефон, гулять и учиться мыслить шире.
Что мы уже придумали?
Камера

Мы разработали несколько отдельных продуктов, которые заставляют думать нестандартно. Например, MOST Creative Cam — набор из одноразовой пленочной камеры и 21 карточки с заданиями, чтобы сформировать привычку каждый день упражняться в нестандартном взгляде на мир.

То, что камера одноразовая, очень важно. От бездумного «щелкания» всего подряд она возвращает людей в состояние, когда каждое нажатие на кнопку спуска затвора имеет большой смысл. Приходится действительно хорошо подумать, как выстроить кадр, чтобы снимок получился удачным с первого раза.
Онлайн-курс

Еще необычнее получился проект MOST Creative Week — недельный курс в «Телеграме» (или мессенджере), в котором с участниками общается бот, а вся теория приходит в очень коротких, максимум десятиминутных видео с шутками, клиповым монтажом, фоновой музыкой.

Для многих заданий курса мы разработали отдельные тренажеры. Например, в один из дней участнику нужно потренироваться в безостановочной генерации идей, для чего он несколько минут пишет решения одной задачи на специальном сайте. Если он остановится более чем на три секунды, текст исчезнет и придется начинать сначала.

А чтобы стимулировать ежедневную практику, мы решили лишить обучающихся возможности пропускать задания. Наш курс устроен в виде короткого челленджа: если в течение учебного дня ты не присылаешь решение, то бот тебя блокирует.
Буханка

В мае этого года мы отмечали второй день рождения проекта. Этот праздник мы решили тоже превратить в какое-то неожиданное образовательное событие. В итоге купили УАЗ-«буханку»*, покрасили в бирюзово-розовый цвет и отправились в образовательную экспедицию из Армении в Москву: приезжали в разные города и проводили там бесплатные воркшопы. Это помогло нам встряхнуться, поработать с новыми людьми из других регионов и стран, найти партнеров и убедиться, что тема развития креативного мышления актуальна не только в столице. А еще подарило сотни восторженных комментариев и вдохновленных сообщений от людей, которые следят за проектом.
Автомобили УАЗ-452, выпускавшиеся в период с 1965 по 1979 годы
Как мы придумываем новые фишки?
Нам важно, чтобы программа была в каком-то роде похожа на спектакль: со своей завязкой, с развитием сюжета, катарсисом и развязкой. Одна сцена не должна повторять другую, декорации должны меняться в зависимости от действия и быть неожиданными и неоднотипными. В хорошей программе нет случайных деталей, каждая лекция нужна для достижения общей цели, каждая мелочь может стать тем самым ружьем, которое выстрелит в финале.
Мы видим образовательный процесс шире, чем просто набор лекций и заданий. Мы хотим его менять, перестраивать, переосмыслять.
Драматургия

Обычно обсуждение новой программы мы начинаем с того, что рисуем на большой маркерной стене таймлайн. Каждый день — глава с одной основной мыслью, которую все должны понять. Внутри темы есть своя динамика, ее важно сохранять и переплетать с общим сюжетом всей программы.

Например, если это кэмп про изменения и улучшения, то основные мысли трех дней будут такими: каждый может быть изобретателем → каждый может научиться видеть вокруг проблемы, решая которые можно улучшать свою жизнь или жизнь других людей → если думать наперед, то можно предугадывать грядущие проблемы и создавать предупреждающие решения.

Внутри обозначенного скелета остается простор для любого формата заданий. Но мы заметили, что максимальная отдача от участников приходит, если внутри программы каждый блок по форме и содержанию максимально не похож на предыдущий, поэтому стали следить за разнообразием. То есть если в первый день участники делают макеты из картона, то во второй они уже не могут снова работать с картоном, нужно обучить их, например, презентовать идеи. И все эти форматы не существуют сами по себе, они тоже подчинены драматургии. Например, сначала мы учим производить чистые идеи, потом учим находить физические воплощения для идей, потом создавать прототипы, а в итоге делать презентации своих прототипов.

Важное правило, которое логично использовать при таком подходе: содержание программы держится в секрете. Как в любом произведении, людям точно будет интереснее следить за событиями, если они не знают сюжет заранее. Конечно, на сайте мы публикуем какие-то основные структурные блоки программы, но составить из них представление о том, что именно будет происходить, довольно сложно.

На каждом шаге участники знают только две вещи: что им нужно сделать и к какому сроку. Благодаря интриге участники программы остаются во включенном состоянии, сосредоточены на происходящем.

Ограничения

Один из главных движков креативности — принципиальная невозможность сделать что-то привычным способом. Если у вас прорвало трубу, то можно перекрыть кран и позвонить сантехникам. Но если у вас прорвало трубу выше, чем находится кран, а вода из этой трубы залила телефон, то придется придумывать что-то еще. Так, один наш знакомый скрутил плафон от люминесцентной лампы в подъезде и закрепил его так, чтобы вода из трубы лилась прямо в ванную.

Чаще всего ограничения возникают сами собой. Например, нам нужно проводить лагерь про сторителлинг, но эксперт-сценарист не может приехать на площадку в нужные даты. Тогда мы со сценаристом снимаем короткие теоретические ролики и устраиваем для участников небольшой квест, где они шаг за шагом самостоятельно изучают структуру историй, создают свой сюжет и получают комментарии от эксперта онлайн.

Мы знаем об эффективности этого инструмента и, случается, сами придумываем ограничения, чтобы улучшить программу. Например, однажды нам нужно было провести короткую лекцию о креативных концепциях. Действие происходило в старинном замке в окрестностях Тбилиси, где живут и работают грузинские художники, посреди великолепных гор и большого количества саперави. Утомлять всех дополнительной теорией в таком месте совсем не хотелось — это могло сбить общую динамику. Тогда наш методолог Михаил Герасимов решил провести лекцию, на которой не будет сказано ни единого слова. Получилась такая концептуальная лекция про концепции. Для участников это был новый опыт, они с готовностью приняли наши правила игры и, ничуть не скучая, внимательно следили за происходящим на экране.
Прототипы

Мы стараемся тестировать все экспериментальные форматы. Даже самый примитивный прототип помогает понять, в какой момент все может пойти не так и на какие подводные камни стоит обратить внимание. Если речь идет о новой лекции — мы проводим ее сначала для нескольких друзей или коллег. Если в планах запуск нового продукта — все начинается с тестовой версии с минимальным функционалом.

Когда появилась идея собрать MOST Creative Cam, мы решили купить две одноразовые камеры в обычном фотомагазине и подарить их двум подругам на день рождения. Дальше специально для них мы сделали канал в «Телеграме», куда каждый день приходили задания на креативное мышление. Этот тест помог нам получить обратную связь на каждое задание, понять, что для распечатанных фотографий точно понадобится какой-то альбом, и узнать, что люди слишком привыкли к мощности айфона, поэтому забывают включать вспышку в помещении.

Подводя итог, можно сформулировать все эти приемы одной фразой: мы видим образовательный процесс шире, чем просто набор лекций и заданий. Мы хотим его менять, перестраивать, переосмыслять. За два года этот подход доказал свою эффективность и с точки зрения отклика участников, и со стороны нашей личной увлеченности: постоянно удивлять людей чем-то новым гораздо интереснее, чем раз за разом повторять все по одному сценарию. Уверены, все это справедливо не только для обучения креативному мышлению, но и для любой другой области.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: