ТЕМА НОМЕРА. ИНТЕРВЬЮ
Готовясь к ЕГЭ, не стоит отказываться от выполнения типовых заданий
Об истории стандартизированных экзаменов в России, о том, что они представляют собой сегодня, и как к ним лучше подготовиться, рассказывает вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.
СПРАВКА
Виктория Копылова

Вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение».
ЕГЭ блестяще организован
— Вы энтузиаст применения компьютерных технологий в школьном преподавании. На ваш взгляд, каким должен быть уровень компьютерной подготовки учителей в современном мире?
—  Очевидно, стандартизированными можно назвать те экзамены, которые позволяют оценить на одинаковых условиях всех, кто их сдает. Это означает, что каждый школьник, студент или абитуриент выполняет задания одной и той же сложности, что он лишен возможности воспользоваться подсказками, списать. Если же разрешается, например, заглядывать в атлас, как на ЕГЭ по географии, то всем участникам экзамена.

Точно так же проверка результатов стандартизированных экзаменов осуществляется по единому алгоритму. Задания, где нужно выбрать ответ или где ответом является слово или число, проверяет компьютер. Задания с развернутым ответом проверяют эксперты, руководствуясь четкими критериями, хотя здесь и в устной части экзаменов некоторая доля субъективности все же возможна. Лучшее тому подтверждение — дискуссия о справедливости выставленных баллов за часть С на ЕГЭ по английскому в этом году.

Среди стандартизированных экзаменов есть экзамены с высокими ставками, фактически определяющие дальнейшие действия человека. Это не только ЕГЭ и его аналоги в других странах, но и, например, языковые экзамены TOEFL или IELTS, результаты которых принимаются при поступлении в зарубежные университеты или при устройстве на работу. Такие экзамены проводятся по всему миру при условии, что организаторы строго следуют установленным стандартам.
Источник: Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа
— Когда стандартизированные экзамены впервые появились в нашей стране?
—  Прообразом ЕГЭ иногда называют централизованное тестирование по некоторым школьным предметам, которое проводилось для выпускников школ и абитуриентов с 1995 года. Его организатором был Центр тестирования при Министерстве образования, и вузы могли на свое усмотрение принимать его результаты. Как правило, их засчитывали технические вузы, где в те годы были проблемы с набором студентов. Особенно охотно эти вузы принимали результаты тестирования по русскому языку, потому что вступительный экзамен по этому предмету был в достаточной степени формален, нужно было получить лишь зачет, и приемные комиссии благодаря тестированию избавлялись от лишней нагрузки.

Дальнейшее развитие стандартизированных экзаменов связано с введением ЕГЭ и ОГЭ. Идея ЕГЭ для нашей страны, где вузы всегда принимали абитуриентов по собственным правилам, была революционной, и его внедрение сопровождалось и бурными дискуссиями, и техническими сложностями.

О том, что при проведении ЕГЭ вплоть до 2014 года включительно фиксировались различные нарушения, хорошо известно, и его «стандартизация» на начальном этапе оставляла желать лучшего. Но в последние годы ситуация изменилась, и сегодня результатам ЕГЭ доверяют не только педагоги, дети и родители, но даже иностранные эксперты. Они признают, что ЕГЭ блестяще организован даже по сравнению с зарубежными аналогами, имеющими более длительную историю.

На международной конференции по вопросам оценки качества, которая прошла в конце августа этого года на форуме «Город образования» с участием президента группы компаний «Просвещение» Владимира Узуна, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что система оценки качества образования в России создана. Стандартизированные государственные экзамены, разработанные в нашей стране, являются ее ключевыми элементами.
Нам нужно сделать успешными еще хотя бы 15% выпускников школ, и это обеспечит прирост экономики дополнительно минимум на 10%
в 20-летней перспективе.
Уделять внимание не только знаниям
— В последнее время много говорится о цифровизации образования, однако ответы на задания ЕГЭ и ОГЭ ученики до сих пор заполняют на бумажных носителях. Даже на экзаменах по информатике компьютеры не используются. Почему?
—  Потому что в разных школах — разное оборудование, разные компьютерные программы, разная скорость Интернета, и слишком велик риск казусов, когда эксперты технически не смогут проверить выполненные задания. В создание современной информационно-образовательной инфраструктуры нужно вкладывать больше средств, и в нашей стране это хорошо понимают. Очевидно, проблема будет решаться в ближайшее время. Это мировой тренд: в международных сравнительных исследованиях качества образования, таких как PISA или TIMSS, постепенно происходит переход на компьютерный формат заданий.

Что касается ЕГЭ по информатике, то уже принято решение, что с 2020 года его будут сдавать только на компьютерах. В Москве ОГЭ по информатике пройдет в компьютерной форме уже в этом учебном году.
Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
— Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов не раз говорил, что если хорошо учиться, то проблем со сдачей ЕГЭ не будет. Действительно ли все так просто?
—  С одной стороны, для успешной подготовки к стандартизированному экзамену нужно в полной мере освоить программу по предмету. Это бесспорно. Если человек хорошо знает предмет, то и экзамен он, как правило, сдает. Не должно быть пробелов, когда ученик не выучил какое-нибудь базовое понятие в основной школе, а потом из-за этого в старших классах не может понять более сложные темы.

В то же время было бы странно, готовясь к стандартизированному экзамену, вообще отказаться от выполнения заданий, аналогичных экзаменационным.

И еще важный фактор: при подготовке нужно уделять внимание не только знаниям, но и знакомству с процедурой сдачи экзамена. Например, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ нужно научиться заполнять бланки с ответами. Это позволит в самый ответственный момент избежать случайных ошибок.

Готовясь к единому экзамену, нужно заранее ознакомиться со структурой и с содержанием экзаменационной работы, уровнем сложности заданий. Для этого в открытом доступе можно найти спецификацию экзаменационной работы за текущий учебный год, демоверсию и кодификатор.
Сегодня результатам ЕГЭ доверяют не только педагоги, дети и родители, но даже иностранные эксперты. Они признают, что ЕГЭ блестяще организован даже по сравнению
с зарубежными аналогами.
Не натаскивание, а анализ
— Как изменился портфель издательств учебной литературы в связи с появлением стандартизированных экзаменов?
— Наши пособия, предназначенные для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, а также к всероссийским проверочным работам (пусть даже они не являются экзаменами в привычном понимании этого слова), пользуются большим спросом. В них разобраны все элементы содержания, модели заданий, основные умения, которые нужно проявить на экзамене, и, конечно, типичные ошибки, допускаемые выпускниками.

Каждый год мы издаем обновленные материалы для подготовки, основываясь на данных Рособрнадзора. Наиболее известны и популярны серии издательства «Просвещение» «Я сдам ОГЭ!» и «Я сдам ЕГЭ!». Их авторы — составители контрольно-измерительных материалов для этих экзаменов. Кстати, именно такие пособия почему-то пытаются подделывать мошенники — используют узнаваемые обложки и оформление «Просвещения», но на деле выпускают прошлогодние материалы, да еще и с ошибками. Их пособия появляются на рынке раньше, чем наши, родители, не разобравшись, покупают фальшивку, дети готовятся по ней, и это потом отражается на результатах. Но «Просвещение», конечно, защищает свою интеллектуальную собственность и добивается юридических наказаний для таких дельцов.

Вообще, спектр пособий, выпускаемых для подготовки к ЕГЭ, очень широк. Это и справочники, и серия «ЕГЭ-2019. 25 лучших вариантов от «Просвещения» по каждому предмету. Готовится к публикации серия, посвященная трудным экзаменационным заданиям, которые год от года выполняют очень немногие выпускники. И это не натаскивание, а анализ типичных ошибок, разбор трудных тем — то, чем обычно занимаются учителя в профильных классах и репетиторы. Есть отдельные пособия, посвященные тем или иным аспектам экзаменов, например работе с картами по истории.

Помимо пособий «Просвещения», я бы рекомендовала использовать и другие учебно-тренировочные материалы, которые выпускает издательство «Национальное образование».

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
— Можно ли утверждать, что государственные стандартизированные экзамены влияют на качество образования? Например, что благодаря ЕГЭ уровень знаний старшеклассников стал выше?
— Полагаю, да. Не так давно при участии «Просвещения» в ряде регионов был реализован проект «Я сдам ЕГЭ!». Он включал в себя целенаправленную подготовку 11-классников к экзаменам с использованием наших пособий и повышение квалификации учителей. Для учеников и их родителей также проводились занятия, помогающие преодолеть психологическое напряжение в период подготовки и сдачи ЕГЭ.

В результате в регионах, где был реализован проект, доля тех, кто смог преодолеть минимальный порог на экзаменах по русскому языку, математике и обществознанию, значительно возросла, а средний балл по этим предметам вырос. Фактически была разработана технология помощи слабым школам, нуждающимся в поддержке. Одновременно улучшились результаты и у тех, кто сдавал ЕГЭ по литературе, хотя этому предмету не уделялось специальное внимание. Очевидно, свою роль сыграло повышенное внимание к подготовке по русскому языку.



Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: