В каких городах России больше всего интересуются бизнес-образованием в онлайн-формате?
Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, со II квартала 2020 года россияне вынуждены были перейти на удаленную работу и учебу, а предприниматели искать новые способы работы или закрыть бизнес. Образовательная компания Like Центр провела исследование, чтобы определить, как изменился рынок дополнительного онлайн-образования для предпринимателей, а также определить спрос в этой сфере в Москве и регионах.
Согласно прогнозам EdMarket, к 2021 году объем образовательного рынка в России будет оцениваться в 2 трлн рублей, из которых объем рынка дополнительного профессионального онлайн-образования составит 11 млрд рублей (на 4,2% больше чем в 2016 году). По результатам исследования новостного портала «Интерфакс Образование», на данный момент EdTech в России реализуется главным образом в сегменте дополнительного образования: в 2019 году его объем составил 50% объема рынка EdTech в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) и дополнительного образования (ДО) взрослых, основными сегментами которых является «обучение digital-профессиям, прикладным профессиям, изучение иностранных языков, а также ниша разработки методов и средств корпоративного обучения». Таким образом, рынок онлайн-образования и образовательных технологий в России активно развивается в сегменте ДПО и ДО взрослых.
По данным исследования аналитического центра НАФИ, в ноябре 2020 года попробовать открыть бизнес хотели 29% опрошенных. При этом опыт ведения бизнеса имеют менее половины респондентов, а 54% до открытия стартапа работали по найму в госсекторе, малой, средней или крупной компании. Исходя из данных других исследований, предполагаем, что со II кв. 2020 и до конца года в онлайн-обучении предпринимательству будет заинтересовано больше россиян, чем в период с III кв. 2019 по I кв. 2020 гг.
«Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital
«Исследование рынка цифровых образовательных технологий сегменте взрослой аудитории», 2020 г., Интерфакс Образование, https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/
Статья «Почти треть россиян хотят стать предпринимателями», НАФИ Аналитический центр, ноябрь 2020 г., https://nafi.ru/analytics/pochti-tret-rossiyan-khotyat-stat-predprinimatelyami-/
«Исследование рынка технологического предпринимательства в России» 2020, Startup Barometer, https://ict.moscow/static/ae8c1662−19cb-5259−8810-b900ec254246.pdf
По данным Яндекс Wordstat, в период с октября 2019 по октябрь 2020 гг., было сделано 329 тыс. запросов по трем самым популярным словам в сфере онлайн-курсов и вебинаров — «онлайн курсы», «онлайн занятия», «вебинар онлайн». При этом количество запросов с марта 2020 года увеличилось в среднем на 130% по сравнению с периодом за октябрь 2019 года — февраль 2020 года. Пик пришелся на март-апрель 2020 года: рост запросов составил 200%. В октябре 2020 года наибольшее количество обращений было сделано в Центральном Ф О (39,35%, из которых 28,52% — Москва), а также в Приволжском (17,88%, из которых 2,64% — Республика Татарстан) и Северо-Западном федеральных округах (12,31%, из которых 9% — Санкт-Петербург и Ленинградская область). Реже онлайн-образованием интересовались жители Сибирского, Уральского и Южного округов (7−10% запросов в каждом округе) и только 2,43−3,38% запросов сделаны в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах.
Жители Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов больше интересуются краткосрочным обучением (вебинарами), чем долгосрочным форматом (курсы), который предпочитают жители Центрального округа.

Анализ четырех самых популярных фраз поиска по теме обучения предпринимателей — «как стать предпринимателем», «курсы предпринимательства», «предпринимательство+обучение» и «обучение предпринимателей» — в Яндекс Wordstat показал, что в период с октября 2019 г. по октябрь 2020 г. было сделано 22 тыс. запросов, а интерес к открытию собственного дела увеличился в 2 раза к концу октября 2020 г. По данным на октябрь 2020 г., наибольший интерес к обучению проявили жители ЦФО (32,23%, более половины из которых из Москвы и Московской области). На втором месте по количеству запросов находится Приволжский округ (19, 66%, из которых 30% приходится на республики Татарстан, Башкортостан и Мордовия). За ним следуют Сибирский Ф О (13,77%), среди областей и краев которого наибольшую заинтересованность проявляли жители Кемеровской и Новосибирской областей (4,89%). 10,34−10,59% запросов были сделаны в Северо-Западном и Уральском округах (5,48% — Санкт-Петербург и Ленинградская область; 4,74% — Свердловская область). Меньше всего запросов было сделано в Южном, Дальневосточном и Северо-Кавказском ФО. Однако жители всех регионов проявляли больший интерес к запросам по обучению предпринимательству по сравнению с другими запросами за тот же период.
Территориальное распределение запросов по обучению предпринимательству схоже с региональной принадлежностью учеников авторов исследования: на первом месте расположился Центральный федеральный округ, далее в порядке убывания следуют Приволжский, Сибирский, Уральский и Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа.

Несмотря на то, что лидером по запросам в сфере онлайн-обучения предпринимательству остается Москва, количество желающих обучаться бизнесу увеличивается и в регионах. Из этого можно сделать вывод о том, что в конце 2020-начале 2021 годов спрос на эти услуги будет расти.
Like Центр — одна из крупнейших образовательных компаний в России для начинающих и действующих предпринимателей, основанная серийным предпринимателем и инвестором Аязом Шабутдиновым. В 2019 году 10,5% доли в ООО «Лайк Бизнес» (управляющей компании Like Центра) через один из своих фондов приобрел Сергей Солонин.

Бизнес-сообщества Like Центра открыты в 148 городах России и зарубежья. За 5 лет обучение по программам компании прошли около 400 тысяч человек. В 2019 году образовательная программа Like Центра «Скорость» была рекомендована Министерством экономического развития РФ для обучения предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность.

Like Центр имеет собственный фонд, инвестирующий в проекты выпускников. На текущий момент компания выкупила доли в 25 бизнесах.

В 2019 году Like Центр занял 5-е место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России, опубликованном РБК. В 2020 году компания попала в топ-100 инновационных EdTech-компаний России и СНГ, согласно исследованиям аналитической компании HolonIQ.
Данные по запросам на тему онлайн-обучения (с исключением нерелевантных запросов) по федеральным округам за октябрь 2020 г.

*дословный запрос
Данные по запросам на тему обучения предпринимательству (с исключением нерелевантных запросов) по федеральным округам за октябрь 2020 г.

*дословный запрос
Данные по выручке всех программ обучения Like Центр за 2019 - 2020 гг.



Топ-10 городов России по количеству учеников Like Центр за 2019 - 2020 гг.:

  1. Москва — 23,14%
  2. Санкт-Петербург — 4,82%
  3. Казань — 3,48%
  4. Уфа — 2,91%
  5. Екатеринбург — 2,48%
  6. Краснодар — 2,23%
  7. Нижний Новгород — 2,13%
  8. Пермь — 2,01%
  9. Новосибирск — 2%
  10. Тюмень — 1,75%
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more