тренды. контекст

Как мы будем учиться завтра?

Мировые тренды в российском контексте
тренды. контекст
Как мы будем учиться завтра?
Мировые тренды в российском контексте
Ежегодно международная группа ученых готовит публичный доклад Innovative Pedagogy на основе исследований, публикаций, экспертных обсуждений мирового образовательного сообщества. В нем отмечаются тренды, которые влияют на сферу образования, но еще не получили широкого распространения в мире.

Российские эксперты и инноваторы, школьники и студенты оценили, насколько актуальными для России будут общемировые тенденции в 2023 году.
*В работе над статьей принимала участие Галина Гурова, эксперт Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Диана Королева
кандидат пед. наук, директор международного Конкурса инноваций в образовании (КИвО), заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Изучение образовательных трендов важно, поскольку помогает определить начинающиеся изменения в соответствующей области и на этом основании принимать решения о будущем образования, планировать и вырабатывать стратегии. Срез трендов также дает представление об областях, в которых нужны изменения, показывает новые инструменты, которые уже можно применять, или лучшие практики. Все это связано с повышением качества преподавания и обучения.
Мировые тренды для российского образования, с одной стороны, это возможность увидеть формирующиеся тенденции, которые могут привести к существенным изменениям. Для специалистов в образовании эта информация полезна с точки зрения поиска актуальных и современных инструментов преподавания. Для инноваторов и предпринимателей — это указание на свободные ниши, где нужно реализовывать актуальные проекты, для учащихся — открытие новых образовательных возможностей.

С другой стороны, международные тренды, вписанные в российский контекст, могут подсвечивать сильные стороны российских образовательных практик. Это открывает возможность экспорта отечественных педагогических технологий и получения экспертной поддержки со стороны образовательных сообществ других стран.
Топ-10. Цифровое
Онлайн-пограничье, микрообучение и учеба вместе с практикой

Итак, к обсуждению десяти международных трендов мы пригласили 370 экспертов и инноваторов из 60 регионов РФ, а также студентов и школьников. Их задачей было прокомментировать, какие из мировых инноваций российское педагогическое сообщество уже активно реализует, у каких есть потенциал развития в 2023 году, а какие для нашей страны менее актуальны. Опрос проведен также среди участников международного Конкурса инноваций в образовании (КИвО) Института образования НИУ ВШЭ.

Признание у российских участников исследования получили в первую очередь тренды на стыке онлайн- и офлайн-форматов. Наиболее популярным стало гибридное обучение.

1
Можно предположить, что это связано с недавно пережитым тотальным дистантом во время пандемии COVID-19. Далеко не все процессы вернулись в привычный офлайн, а какие-то, вероятно, прошли точку невозврата, превратившись в гибрид.

Структура обучения поменялась: учителя стали чаще использовать онлайн-инструменты наряду с традиционными уроками в классе. Теперь можно дистанционно осваивать даже то, что раньше предлагалось к изучению только очно. Многие преподаватели освоили видеосвязь и предлагают свои курсы в гибридном формате: часть учеников подключаются онлайн, остальные проходят этот же курс в классе.
Тренд автономного обучения, интерес к которому вырос в период пандемии, можно назвать ключевым для 2023 года
Гибридное обучение сильно зависит от технологической инфраструктуры: качества связи, программного обеспечения и опыта пользования ПК. Важно, чтобы все условия были как у преподавателя, так и у ученика. Не менее важна и подготовка учителя. Когда часть учеников в классе, а часть онлайн, то планировать курс и преподавать нужно по-новому. Преподаватель добивается участия и вовлеченности каждого слушателя, чтобы образовательных результатов достигли все, независимо от формата участия.

2
Микрообучение на границе онлайна и офлайна участники исследования отметили как актуальное.

Сегодня специалистам любого профиля приходится постоянно осваивать новые навыки и знания. Для того чтобы быстро получить или подтвердить квалификацию, люди проходят курсы параллельно с работой или основной учебой. Цели разные. Например, более выгодное трудоустройство или профессиональное развитие на текущем месте работы. Подтверждают получение такой микроквалификации в том числе документы нового типа: сертификаты о прохождении курсов, цифровые бейджи, зачетные единицы (кредиты).

Курсы могут быть разными по продолжительности, интенсивности и тематическому охвату, поэтому и методики разные: портфолио проектов и рабочих задач, обучение на кейсах, диалоговое обучение в общении с тьютором и однокурсниками.

В большинстве случаев ученики занимаются онлайн, и при планировании курсов нужно учитывать, что для кого-то этот формат непривычен. Таким участникам нужно помогать развить навыки самостоятельного обучения.

3
Совмещение учебы и практики за счет цифровых технологий все более популярно, подтверждают участники исследования. Распространение онлайн-форматов после пандемии создает для этого все предпосылки. Обучение одновременно с получением профессионального опыта инициируют как преподаватели, так и работодатели. Преподавателю важно интегрировать учебные задачи в актуальный профессиональный контекст, а работодателю — подкрепить практику более глубокими теоретическими знаниями и получить специалиста с востребованными профессиональными навыками.

Работодатели могут вовлекать все больше студентов в текущие проекты, курировать их практику удаленно и давать быструю обратную связь. Благодаря технологиям дополненной реальности студенты-инженеры, химики и медики знакомятся с рабочим процессом, не выходя за пределы университета.

Чтобы преодолеть разрыв между учебным и профессиональным контекстом, преподавателям нужно регулярно обновлять свои знания об актуальных технологиях и методах работы, а работодателям — выделять достаточно ресурсов для разработки учебных заданий на основе практики и для поддержания связи с учебными заведениями.
Автономность
Совместный просмотр видео и блогеры-учителя
Для всех упомянутых форматов особенно актуально умение учиться самостоятельно и проектировать собственный образовательный путь, состоящий из маленьких шагов. Тренд автономного обучения, интерес к которому вырос в период пандемии, вообще можно назвать ключевым для 2023 года.

4
Педагогика автономного обучения строится на активной позиции учащегося: он не получатель образовательной услуги, а «профессиональный учащийся», который берет на себя основную ответственность за результат. Человек сам планирует свою образовательную траекторию, ставит цели и принимает решения с учетом требований учителя.

Развитие навыков автономного обучения требует соответствующего образовательного контекста: преподаватель помогает ученикам приобрести полезные учебные привычки, освоить эффективные техники планирования и саморегулирования, научиться управлять своим поведением и реакциями. В этом вопросе могут оказаться полезными различные приложения и цифровые помощники.

Исследование также подчеркивает актуальность сетевых технологий и сотрудничества в обучении. В образование пришли новые акторы, появились новые каналы получения знаний и навыков, новые способы объединяться в учебную группу, например вокруг просмотра видео.

5
Совместный просмотр видео — способ вовлечь людей в коллективное обучение, даже если они находятся в разных концах света. Учебные задачи могут ставиться до, во время и после просмотра. Например, заранее прочитать связанные с видео материалы, поучаствовать в групповом обсуждении, поделиться мнением в общем чате. Такой формат используют школы, вузы и курсы профессионального обучения как в рамках обязательной программы, так и для неформального общения однокурсников.

Возможность организовывать совместные просмотры предусматривают различные онлайн-платформы и приложения, но слабая техническая оснащенность может стать препятствием для использования этой методики.

Кроме того, существуют разные мнения экспертов относительно эффективности метода. Одни считают, что просмотр и обсуждение фильмов формируют коммуникативные навыки и расширяет кругозор. Другие возражают: ученик при таком подходе остается в пассивной позиции, а для развития творческих навыков и критического мышления полезнее создавать видео совместно или строить обучение таким образом, чтобы ученик подбирал видеоматериалы самостоятельно.

6
Еще один тренд, связанный с сетевыми технологиями, — обучение в социальных сетях. В последнее время многие блогеры и инфлюенсеры (то есть пользователи социальных сетей, у которых есть большая и лояльная аудитория) стали предлагать образовательный контент: видео, инфографику, анимационные и другие материалы за рамками формального образования.
Цифровизация образования поддерживается сверху, а для развития нецифровых инноваций еще нет достаточно благоприятных условий и ресурсов. Таким ресурсом могут стать низовые инновации, то есть инициативы учителей, школьников и родителей на местах
Они делятся своим мнением в форме, интересной и удобной для своих подписчиков, и оказывают все большее влияние на решения последних о том, чему и как учиться, размывая границу между развлечением и обучением. У некоторых этот тренд вызывает опасения, связанные с непроверенной квалификацией инфлюенсеров. «Учебные материалы» из соцсетей могут содержать невольные или сознательно допущенные ошибки и искажения, эксплуатировать стереотипы, направлять к неверным выводам. Как сами инфлюенсеры, так и социальные сети, в которых происходит обучение, могут иметь собственные интересы, далекие от образовательных потребностей пользователей. С другой стороны, приемы инфлюенсеров, может быть, полезно освоить и преподавателям академических учебных программ, чтобы сделать обучение более доступным и привлекательным.

Живой отклик, который вызвали эти тренды у школьников и студентов, говорит о том, что и преподавателям стоит обратить на сетевые технологии больше внимания.
Нецифровое
А что у ученика дома? Педагогика психологического дискомфорта

Половина трендов, отмеченных в докладе Innovative Pedagogy, имеет отношение к нецифровым аспектам педагогики. Так, пандемия привлекла внимание к дому ученика как его учебной и культурной среде. Учет домашней образовательной среды означает, что педагогу необходимо думать о том, чему и как его ученики учатся за пределами образовательной организации, у себя дома и в своем ближайшем окружении.

7
Понимание воспитательных стратегий дома может определять индивидуальный подбор учебных материалов и значимых тем для обсуждения. Например, для разговора о социальном неравенстве, стереотипах и культурных различиях можно снабдить ребенка релевантным материалом, который послужит базой для размышления и развития навыков критического мышления.

Специфика домашней образовательной среды должна учитываться при проектировании учебных программ, уважающих «знания домохозяйств» и опирающихся на них. Домашняя среда — фактор образовательной политики, значимый для выстраивания работы с социально незащищенными группами учеников. Это также и предмет для исследования на тему влияния социальных факторов на образовательные достижения.

8
Отдельный популярный тренд связан с рефлексией негативных эмоций. Речь идет о развитии социально-эмоциональных навыков учителей и учеников, что помогло бы решить проблему школьной травли и дискриминации в обществе. Возможности масштабирования тренда лежат в области грамотного обучения преподавателей и формирования культуры обсуждения негативных переживаний.

«Педагогика с опорой на психологический дискомфорт» подразумевает, что ученики исследуют и критически осмысляют свой эмоциональный отклик на такие темы, как дискриминация, угнетение, социальная несправедливость. Приверженцы таких методов считают, что если острые темы изучаются в нейтральной манере, то модель несправедливых социальных отношений закрепляется в поведении человека и принимается в качестве нормы. Эмоции — мощное средство для того, чтобы подвергнуть сомнению устоявшиеся идеи и предубеждения. Совместное обсуждение и осмысление учениками и учителями негативных эмоций может помочь прийти к новому пониманию социальных отношений, заложить основу для новых способов поведения.

Чтобы более полно отрефлексировать эмоции, необходимо учитывать их социальный, культурный и политический контекст. Кроме того, и преподаватели, и студенты должны быть заранее предупреждены и готовы к изучению сложных и эмоционально заряженных тем.

9
Тренд на образование для психологического здоровья предполагает, что психологическое благополучие ученика влияет на его самооценку и эффективность обучения, на посещаемость и успеваемость.

Тревожные расстройства, депрессии, склонность к саморазрушающему поведению и расстройства пищевого поведения у детей — все эти проблемы усугубились в результате пандемии. Нередко ученики и студенты не сообщают о психологических сложностях из-за боязни осуждения, недостатка знаний, предрассудков в отношении обращения к специалисту. Концепция образования для психологического здоровья предполагает, что в сферу заботы о психическом благополучии включены все сотрудники и учащиеся образовательной организации, все аспекты образовательного процесса в школе или вузе.

Повысить психологическую грамотность учеников можно, если обучить их основам самодиагностики и самопомощи, сделать доступной информацию о том, где можно получить поддержку. Эффективность показали подходы «от ученика ученику».

По мере того как обучение все в большей степени перемещается в онлайн, растет озабоченность общества негативными эффектами сидячего образа жизни и нехватки живого общения. В ответ педагоги вспоминают и переизобретают методики обучения, включающие сразу и общение, и движение.

10
Во время пандемии и ограничений на встречи в помещениях особую актуальность приобрели совместные прогулки и походы. Прогулка улучшает настроение, стимулирует познавательные процессы, общение приобретает другую тональность, чем в классе. Такой формат обучения особенно хорошо сочетается с идеями поддержки психологического и физического благополучия ребенка, исследовательскими подходами в образовании, внешкольным образованием.
В заключение
Как показал опрос инноваторов и экспертов, в России нецифровые тренды менее проявлены, для их развития есть барьеры. Тем не менее тренды, связанные с психологическим благополучием, нельзя игнорировать, ведь даже самые прорывные цифровые технологии не будут работать в недружественной по отношению к учителю и ученику среде.

Чтобы эти тенденции развивались, необходимо сместить фокус внимания: важна не только академическая успеваемость, но и психологическое благополучие ученика, и возможность получать радость от процесса познания. От детского сада до окончания СПО или вуза проходит 15−20 лет, и хочется, чтобы это были годы, проведенные в комфортной и развивающей среде.
Если такое понимание сложится, то в ежедневной практике педагога появятся новые инструменты, позволяющие снизить негативные эмоции, внести разнообразие и интересные форматы в процесс обучения. Безусловно, это требует дополнительных усилий со стороны учителя, но окупится в том числе благодаря улучшению психологического климата в классе, здоровому социальному взаимодействию.

Если цифровизация образования поддерживается сверху — мы видим многочисленные программы на эту тему, то для развития нецифровых инноваций все еще нет достаточно благоприятных условий и ресурсов. Таким ресурсом могут стать так называемые низовые инновации, то есть инициативы учителей, школьников и родителей на местах. Подобные инициативы поддерживает международный Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится в этом году уже в десятый раз. Благодаря сонаправленному движению инноваций сверху и снизу может быть создана гармоничная образовательная экосистема, в которой комфортно будет находиться всем участникам образовательного процесса.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще