© 2021 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. перспектива

Global perspectives для долгосрочной стратегии

ШКОЛА. ПЕРСПЕКТИВА
Globalperspectives для долгосрочной стратегии
Учим мы детей тому, чему учили нас родители, или тому, что освоили сами в течение жизни, — в любом случае все это уже бесконечно устарело. А через несколько лет, когда современные школьники выйдут во взрослый мир, их ждет совершенно иная реальность, обучаться взаимодействию с которой необходимо уже сегодня.

Как успеть подготовиться вовремя, делятся своим опытом специалисты Cambridge International School (CIS).
ОЛЬГА АДАМЕНКО
директор по маркетингу и продажам Cambridge International School
ИЛЬДАР ИЛЬЯЗОВ
директор образовательных проектов Cambridge International School
The future of skills
Образовательная компания Pearson по результатам исследования The Future of Skills прогнозирует, какие навыки будут наиболее востребованы на рынке труда в ближайшем будущем. Отметим, что акцент очень сильно смещается на так называемые когнитивные компетенции высшего порядка: творческое и критическое мышление, способность генерировать новые идеи, активно обучаться, вести исследовательскую деятельность и др.

На основе данного исследования компания Pearson составила модель Futureskills.pearson.com, позволяющую оценить вероятность увеличения или снижения значимости профессий. Эта модель позволяет понять, какие навыки будут наиболее востребованы в целом и в рамках конкретной специальности.

Но, полагают авторы исследования, для того чтобы оставаться востребованным на рынке труда, необходимо сосредоточиться на развитии именно уникальных человеческих навыков (они тоже определены в исследовании). И если грамотно инвестировать в развитие таких навыков, можно быть успешным на любом рабочем месте независимо от отрасли и компании.

Если образовательная организация мыслит стратегически, то долгосрочное планирование в перспективе 20−30 лет надо осуществлять с учетом этих тенденций. Какие для этого есть инструменты?

Компания Cambridge Assessment International Education (CAIE) разработала для школ программу Cambridge Global Perspectives, ориентированную на развитие коммуникативных навыков, креативности, культуры мышления и многого другого.
Программа Cambridge Global Perspectives предполагает, что ученики работают над решением реально существующих масштабных задач, актуальных, например, для страны
Специфика программы в том, что эти навыки формируются у детей в исследовательской и проектной работе, групповой и индивидуальной. При этом есть обязательное условие: ученики работают над решением не игровых, условно моделируемых, а реально существующих масштабных задач, актуальных, например, для той или иной страны или даже планеты в целом. Это развивает умение видеть предмет исследования с разных позиций: индивидуальной, локальной, глобальной; дает умение работать с несколькими точками зрения. Такие навыки — основа для успеха не только в период обучения в школе и университете, но и при построении карьеры.

Программа получила высокую общественную оценку и активно внедряется в университетах по всему миру, включая большую часть университетов Великобритании.

CIS Educational Group (сеть международных школ всех ступеней образования в России и Узбекистане) сотрудничает с CAIE с 2012 года. Региональный коммерческий директор Международной ассоциации Кембриджских школ в Европе Мартин Нутталл отмечает: «У нас сложились устойчивые партнерские отношения. Мы поддерживаем учителей, учащихся и руководство CIS Education Group и очень ценим участие в наших исследованиях, пилотных проектах и других событиях».
Для детей
Все кампусы школы (их пять: в Москве, Санкт-Петербурге и Ташкенте) имеют статус Кембриджских международных школ и предлагают своим ученикам полный спектр Кембриджских международных программ и квалификаций, предполагающих обучение детей от 3 до 18 лет и получение двух аттестатов: Кембриджского международного и российского государственного аттестата.

Предмет Cambridge Global Perspectives изучают в каждом из кампусов по программам начальной (5−11 лет), средней (11−14 лет) и старшей школы (14−18 лет). Программу можно внедрять на всех ступенях образования или интегрировать отдельные блоки в свою образовательную практику.
Важная характеристика программы — межпредметность. Серия проектов, над которыми ученики работают в течение года (например, в начальной школе их шесть), объединяет знания в области английского, математики, естественных наук и информационных технологий. Среди возможных тем проектов для начальной школы такие, как «Поддержание здоровья», «Переезд в другую страну», «Компьютеры и технологии» и другие. Каждый проект подробно описан с точки зрения целей, способов оценки достижений, образовательных ресурсов. Даны даже списки книг для совместного чтения, вопросы для обсуждения с учениками.
На практике
Как программа Global Perspectives встраивается в практику преподавания? Вот отзыв учителя и завуча средней школы кампуса в Санкт-Петербурге Пола Карри: «В одном из семестров я выбрал тему, к которой проявили интерес все три класса, в которых я преподаю, — „Мир цифровых технологий“. Каждый класс работал над собственным проектом (например, „Плюсы и минусы онлайн-игр“). Основное внимание уделялось коммуникативным навыкам, а конечный продукт, который мы создали, — информационный буклет, в котором были обобщены мысли и выводы учеников.

К последнему занятию дети стали демонстрировать значительную уверенность в себе в процессе обучения, они научились при содействии взрослого выделять ключевую информацию, смогли представить результаты своей работы остальной части класса структурированно, сжато, ясно».
Для педагогов
Конечно, недостаточно тренировать актуальные навыки учеников, поддержка нужна и самим учителям. CIS Education Group в 2018 году стала первым в России Кембриджским центром профессионального развития CPDQ (Cambridge Professional Development Qualification), который готовит учителей к работе по международным программам. «CPDQ помогает учителям развить эффективную преподавательскую практику, поддерживая их персональное развитие, личную профессиональную рефлексию. Результат этой работы — преподавательское портфолио, отправляемое на оценку в CAIE», — объясняет Мартин Нутталл.

Чему учит CIS Educational Group своих педагогов? Смещать акцент от узкопрофессиональных навыков к надпрофессиональным компетенциям: критическому мышлению и навыкам коммуникации, желанию обучаться, креативности, уважению к индивидуальности и умению поддерживать комфортный для учеников темп работы.

Еще одно направление — развитие компетенций групповой работы. Это умение формировать команду так, чтобы участники усиливали компетенции друг друга, работать в команде, управлять проектной деятельностью, разрешать конфликтные ситуации.
Программа включает четыре основные темы, по завершении каждой педагог получает сертификат или диплом: «Преподавание и обучение», «Лидерство в образовании», «Обучение билингвов», «Цифровые технологии в образовании». По каждой теме есть готовый учебный план и список ресурсов — от рекомендаций по профессиональной литературе до онлайн-тренингов. Каждая программа CPDQ предполагает как минимум 150 часов обучения, структурированных в виде трех блоков: 50 часов сопровождаемого обучения, 50 часов обучения через практику, 50 часов индивидуального и коллективного обучения.

Достижения педагога оцениваются с помощью специальных форм, посредством обратной связи от педагогов и других студентов, материалов портфолио, которое естественным образом формируется по мере прохождения курса.

Таким образом может быть организована поддержка школы как системы и всех участников образовательного процесса. И учитель, и ученик должны быть включены в инновационные практики формирования актуальных навыков. В этом случае мы обеспечиваем нашим детям возможность гармоничного будущего.

Навыки — это не будущее, это настоящее. Несомненно, будущее начинается уже сегодня, и начинается оно со школы.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще