ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ПОТЕНЦИАЛ

Знак качества НИРО

Время чтения — 2 минуты
Нижегородский институт развития образования (НИРО), один из ведущих научно-методических центров в стране, внедряет адресные форматы поддержки педагогов и реализует комплекс мероприятий для повышения качества образования в регионе.
Елена Александровна Окунькова
Кандидат филологических наук, доктор экономических наук, доцент.
Прошла профессиональный путь от учителя русского языка и литературы одной из ведущих школ России до ректора Института развития образования Нижегородской области.

В 1997 году окончила Московский педагогический государственный университет (филология, педагогика), в 2010 получила диплом Московского института открытого образования (управление персоналом).
В 2017 году заняла позицию декана факультета маркетинга Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. В настоящее время профессор кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ.

Эксперт РАO, член федеральных экспертных рабочих групп при Правительства Р Ф и Министерстве образования РФ, общественный помощник Депутата Г Д, заместителя председателя Комитета Г Д по науке и высшему образованию.

Руководитель отделения Общероссийской общественной организации содействия развитию высшего образования «Лига преподавателей высшей школы», общественный помощник депутата, заместителя председателя Комитета по науке и высшему образованию ГД РФ, член российского общества преподавателей русского языка и литературы, эксперт и член координационных советов профессиональных конкурсов.
Баланс стандартизации и гибкости
Институты развития образования (ИРО/ДПО) играют важную роль в повышении профессионального потенциала педагогов и реализации государственной образовательной политики на региональном уровне. Они выступают связующим звеном между федеральными инициативами и системами образования субъектов РФ, адаптируя госстандарты под конкретные условия регионов.

Для усиления эффективности работы институтов необходима унификация ядра их функций, включающего повышение квалификации, профессиональную переподготовку и аттестацию педагогов, сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов, методическую поддержку и внедрение инноваций в образовании. Это обеспечивает системность, прозрачность и согласованность деятельности ИРО с федеральными и региональными приоритетами.
Министерством просвещения РФ была предложена модель институтов развития образования — именно она лежит в основе работы НИРО. При этом в разных регионах распределение ролей может различаться, зачастую некоторые из них реализуют иные структуры. Эффективной можно считать модель, объединяющую максимальный спектр задач: науку, исследования, мониторинг, аналитику, цифровизацию, координацию качества образования и формирование индивидуальных профессиональных траекторий для педагогов. «Мы работаем во всех этих направлениях, на базе НИРО действует целая экосистема региональных ресурсных центров, 14 научно-методических кафедр и аспирантура, — рассказывает Елена Окунькова. — Кроме того, мы осуществляем полный цикл создания и распространения научных, учебных и методических материалов — от авторской рукописи до печати готовых экземпляров в издательском центре».

Вместе с тем институтам развития образования важно сохранять свободу выбора дополнительных функций в зависимости от собственных ресурсов и региональной специфики. Важен баланс между стандартизацией ключевых направлений деятельности ИРО для формирования единого образовательного пространства страны и гибкостью, дающей регионам возможность адаптировать функционал институтов под свои потребности и задачи.
Адресная помощь
В 2024 году НИРО отметил 95-летний юбилей, он традиционно входит в пятерку лидеров России по количеству и качеству профессиональных образовательных программ для педагогов. Бережно сохраняя традиции отечественной педагогики и внедряя инновационные подходы, институт прошел долгий путь профессионального становления и сегодня вносит весомый вклад в развитие региональной системы образования.

Министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков отмечает: «Сегодня НИРО — важный участник единой цифровой образовательной среды, которая помогает принимать управленческие решения на основе аналитики данных по качеству обучения, результатов независимых оценок и мониторингов. Такой алгоритм — значительный шаг для совершенствования системы образования региона».
«Когда сбор и анализ всего массива данных реализуется на одной площадке, это обеспечивает более точное понимание ситуации, исключает дублирование усилий и экономит ресурсы, — поясняет Елена Окунькова. — На основании глубокой аналитики ресурсные центры в тесном взаимодействии с научно-педагогическими кафедрами института выявляют сильные и слабые стороны в образовательной деятельности учреждений и разрабатывают адресные программы повышения качества обучения».

Такой индивидуальный подход применяется НИРО прежде всего в работе с педагогами: ежегодно свыше 25 тысяч слушателей проходят программы дополнительного профессионального образования института. Вместе с тем при высокой загруженности педагогов учебным процессом и административной работой традиционные формы обучения сегодня нередко воспринимаются как дополнительная трата ресурсов. Вот почему важно сделать акцент именно на адресном повышении квалификации, ориентированном на реальные профессиональные дефициты педагогов и потребности обучающихся, выявленные с помощью системных диагностик и независимых оценок.

Реализация этого стратегического подхода требует координации усилий ИРО, профильных высших учебных заведений, региональных центров и образовательных организаций, что позволяет повысить качество подготовки педагогических работников и, как следствие, уровень образования в целом.
Остаться в профессии
Образовательные программы в НИРО особо учитывают как актуальные задачи региона, так и современные тренды в сфере обучения и воспитания молодежи с акцентом на практикоориентированность и использование ИТ-компонента. В рамках федерального проекта «Молодежь и дети» институт координирует обеспечение оборудованием предметных кабинетов и реализует программы повышения квалификации преподавателей учебных дисциплин «Технология» и «Основы безопасности и защиты Родины».

Важное направление для НИРО — подготовка востребованных специалистов для рынка труда: институт обеспечивает координацию профильных классов, число которых за последние три года в регионе выросло в десять раз и превысило 850. Более 100 академических и индустриальных партнеров помогают развивать инженерные, аграрные, медицинские, другие предпрофессиональные классы, среди которых, конечно же, и психолого-педагогические классы. В рамках проекта «Навигаторы СПО» для молодых преподавателей реализуется уникальная комбинированная программа, включающая не только образовательные модули, но и спортивные, культурно-просветительские мероприятия, что способствует всестороннему развитию специалистов.
Разработаны программы профессиональной переподготовки олигофренопедагогов, логопедов и других специалистов коррекционной педагогики. Это значимое направление работы, учитывающее общую нехватку профильных специалистов в регионе и в стране в целом.

«Специалисты НИРО сохраняют фокус на поддержке профессионального развития молодых педагогов-психологов, а также на профилактике выгорания в педагогических коллективах, — рассказывает Елена Окунькова. — Ключевую роль в этой работе играют программы кафедры практической психологии нашего института и Центра психологической безопасности и профилактики деструктивных явлений среди детей и молодежи. Особое внимание мы уделяем снижению административной нагрузки на учителей через внедрение бережливых технологий и оптимизацию документооборота».

Современная система образования России сталкивается с проблемой дефицита молодых педагогов и угрозой ухода из профессии в ближайшие годы значительной доли возрастных педагогических работников.
В таких условиях НИРО делает акцент наформировании комфортной развивающей образовательной среды. Усилиями Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников внедряются продуктивные методические практики в рамках работы регионального методического актива. Это, в частности, проекты «Методическая среда», региональный фестиваль методических практик, где педагоги делятся с коллегами лучшими наработками и педагогическими подходами. Специалисты института сопровождают педагогов и воспитателей области при подготовке к участию в профессиональных конкурсах, помогая добиваться заслуженно высокой оценки деятельности, в том числе на федеральном уровне. Одновременно на базе института создается настоящее неформальное сообщество региональных практиков и экспертов.

Одним из эффективных инструментов сохранения педагогов в профессии может стать специализированный карьерный центр НИРО: здесь педагогу, методисту и управленцу предложат не просто программы обучения, а целостный карьерный и образовательный маршрут с учетом личных компетенций и профессиональных интересов.

«Благодаря мощной и системной поддержке руководства региона нам удалось сохранить в НИРО уникальный коллектив научно-педагогических работников, авторов методических пособий и учебников, а также интегрировать в нашу деятельность мониторинговые процедуры и аналитику данных, научное и экспертное сопровождение учителей, ИТ-базу, что позволяет активно влиять на качество образования и развивать педагогический потенциал в Нижегородской области», — подводит итог Елена Окунькова.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще