школа. переход

В первый раз — в пятый класс

Как в разных странах организован переход из начальной школы в основную
Использованная иллюстрация: AI/Shutterstock
Время чтения — 6 минут
Представьте ситуацию: вы попадаете на новое место работы, где у вас появляется сразу много начальников с разными запросами и требованиями, которые вы не всегда понимаете. У вас нет рабочего места, вы вынуждены перемещаться из одного кабинета в другой со всеми рабочими материалами. Каким бы ни был ваш профессиональный опыт, уверены, что в первые дни или даже недели вы бы чувствовали себя неуютно, с трудом выполняя рабочие обязанности.

Примерно так чувствуют себя большинство пятиклассников, оказавшись в совершенно новой для себя среде старшей школы. Многие школы с пятого класса начинают профильное обучение по предметам. Дети уже в раннем возрасте сталкиваются с жестким отбором в специализированные классы. А если остаться в обычном классе и учиться по обычной программе? Какой подход лучше? Что могут сделать школы и родители, чтобы помочь пятиклассникам адаптироваться к новым условиям? Постараемся в этой статье представить информацию, которая поможет принять верное решение о планировании перехода из начальной школы в основную.
  • Елена Овакимян
    эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Элементы перехода
Период начальной школы в нашей стране — один из самых коротких в сравнении с большинством систем образования в мире. Продолжительность начального общего образования во многом определяет политику в отношении профилизации наряду с другими факторами. В мировой практике на этапе перехода из начальной школы в основную обучение по профилям встречается реже в сравнении со старшими классами. Согласно многочисленным исследованиям, ранняя профилизация носит скорее характер скрытой сегрегации учеников по уровню академических результатов. Это в том числе подтверждается рядом исследований, в которых обнаруживается прямое влияние экономических факторов и социального статуса семей на результаты тестов по естественным наукам, причем на ранних этапах образования эта связь более сильная, чем на последующих.

Избегание жестких сценариев ранней профилизации как способ снижения образовательного и социального неравенства — часть последовательной образовательной политики большинства развитых стран.
Избегание жестких сценариев ранней профилизации — часть последовательной образовательной политики большинства развитых стран
В ряде стран на этапе перехода из начальной в основную школу учебный план расширяется не только за счет общеобразовательных обязательных дисциплин, но и за счет факультативных. Одни углубляют освоение базовых предметов (как, например, в Канаде), другие вводят практические пропедевтические, предпрофессиональные курсы, помогающие в дальнейшем образовательном и профессиональном самоопределении (как, например, в Сингапуре). Кроме того, в разных странах существуют разнообразные практики дополнительного образования, которые формируют мягкие модели профилизации еще до момента перехода в старшую профильную школу. Например, в Южной Корее факультативы и занятия в системе дополнительного образования являются неформальным, но обязательным условием для дальнейшего поступления в вузы и успешного трудоустройства. В Финляндии эти факультативные программы и программы дополнительного образования являются сопровождающими общее развитие детей.
Важно также отметить, что в некоторых системах образования переход из начальной школы в основную сопровождается сменой образовательной организации. В ряде случаев этот переход и определение программы обучения сопровождаются переводными испытаниями, в других связан с отбором по результатам академической успеваемости в начальной школе. Чаще всего, если на этапе основного общего образования есть выбор между типами школ, он связан в том числе с наличием в высокоуровневых школах академического трека, ориентированного на учащихся с высоким уровнем успеваемости и мотивации. В этом случае переход в такие школы связан с селективными процедурами, которые усиливают горизонтальное образовательное неравенство между школьниками.

В странах, которые придерживаются политики общественного равенства, варианты профилизации и отбора детей на этапе перехода между начальной и основной школой отсутствуют.

Таблица 1. Элементы перехода и формы продолжения образования по странам

Выделим несколько ключевых тенденций и сформулируем выводы по итогам изучения элементов перехода в образовательных системах разных стран:
1
Ранняя профилизация характерна для некоторых европейских стран, таких как Австрия и Германия.
2
США и ряд других стран практикуют более гибкий подход с внешним трекингом и дифференциацией потоков.
3
Скандинавские страны (Швеция, Финляндия) отличаются отсутствием ранней профилизации и акцентом на равенстве возможностей.
4
Азиатские страны (Южная Корея, Япония) склонны к более поздней профилизации на старшей ступени обучения.
Специфические элементы перехода:
1
Ранняя профилизация (например, в Австрии и Германии)
2
Жесткий трекинг с разделением по типам школ (Германия, Австрия)
3
Мягкая профилизация с сохранением единой школы (например, в Швеции и Финляндии)
4
Внешний трекинг с использованием различных форм отбора (например, в США)
5
Профилизация только на старшей ступени обучения (как в Японии и Южной Корее)
6
Мягкая профилизация через расширение выбора предметов (США, Канада, Австралия)
7
Единая программа без ранней профилизации (Финляндия, Швеция)
8
Профилизация только в старшей школе (Франция, Япония)
9
Сочетание разных треков после начальной школы (Сингапур)
Общие тенденции
  • Профильное обучение — характерная черта развитых образовательных систем
  • Различия в продолжительности начального образования в разных странах (от 4 до 8 лет)
  • Влияние социально-экономического статуса семей на ранний выбор образовательной траектории
  • Продолжительность начального образования варьируется от 4 до 8 лет в разных странах
  • Обязательное образование длится от 9 до 13 лет
  • Профилизация чаще реализуется на старшей ступени школьного образования
  • Ранняя профилизация встречается реже и может усиливать образовательное неравенство
Что чувствует ребенок
Переходный период из начальной школы в основную считается одним из самых сложных в жизни учеников за весь период обучения в школе, и чаще всего они вынуждены самостоятельно справляться с трудностями. В этот период исследователи отмечают не только снижение академических результатов, но и ухудшение субъективного благополучия школьников. Особенно ощутимы трудности переходного периода для пятиклассников из семей с низким социально-экономическим статусом.

Школам следует уделять особое внимание организации плавного перехода, чтобы минимизировать риски негативных последствий и обеспечить успешную адаптацию учащихся к новым условиям обучения.

Исследования показывают, что после перехода из начальной школы в основную у учеников снижается мотивация к глубокому освоению учебного материала, они в большей степени стремятся к демонстрации результата (важны не знания, а отметки). Поэтому одна из задач школы — разработать стратегии поддержки мотивации учащихся к обучению и развитию навыков в новых условиях обучения и с учетом возрастных особенностей младших подростков, а также обеспечить социально-эмоциональную поддержку.
В период перехода из начальной школы в основную отмечается не только снижение академических результатов, но и ухудшение субъективного благополучия школьников
В условиях переходного периода особенно важно для сохранения академической успешности учащихся поддержать чувство принадлежности к классному сообществу, чувство социальной связи с ученическим и учительским сообществами. Сформированное чувство принадлежности к школьному сообществу может приводить к более высокой учебной мотивации и оценкам.

Важно также учитывать возрастные характеристики школьников 10−11 лет, на фоне которых происходят значительные изменения в привычном укладе жизни и образовательном процессе. В этот период у детей, как правило, начинается ранний подростковый период, они переживают значительные перемены в физическом, когнитивном, социальном и психологическом процессах. Рассмотрим описание характеристики каждого аспекта подробнее в таблице 2.

Таблица 2. Аспекты развития детей в возрасте 9−14 лет

Исследования выявляют неоднозначную динамику субъективного благополучия в переходный период. Так, в одном из них показано, что позитивное восприятие перемен в начале первой четверти (триместра) в основной школе может вскоре сменяться более негативным.

Абсолютное большинство научных исследований описывают переход из начальной школы в основную как период различных рисков (снижение успеваемости, субъективного благополучия). Ряд публикаций показывает, что этот этап может иметь для отдельных пятиклассников положительные стороны. Другие учителя, новый круг друзей, рост статуса в классном коллективе могут способствовать позитивному восприятию переходного периода, особенно если ученик в начальной школе столкнулся с предвзятым отношением со стороны основного учителя, а новый этап в школьной жизни избавляет от сложившихся стереотипов по отношению к нему.
Пятиклассники по-разному справляются с вызовами переходного периода, адаптация идет с разной скоростью. Часто нет синхронности в различных направлениях адаптации: учебной, социальной, психологической.

Контакт семьи и учителей в основной школе становится менее регулярным и плотным, чем в начальной школе. Это мешает учителям лучше узнать каждого ученика, его особенности развития, потребности, условия воспитания в семье, чтобы выбрать более эффективные способы работы. С другой стороны, менее плотный контакт со школой мешает семье получать полную и оперативную информацию о процессе обучения ребенка.

Пространство основной школы, в которое попадают пятиклассники, больше, чем привычное им пространство начальной школы. Возникает необходимость переходить из одного учебного помещения в другое, использовать школьные туалеты и столовые одновременно со старшими детьми.
Изменяется режим дня школьника, увеличивается количество уроков и объем самостоятельной и домашней работы, пятиклассники оказываются в новых, непривычных для них условиях. Некоторые дети в период адаптации испытывают сложности в ориентации в школьном пространстве, в расписании уроков.

Пятиклассники встречаются в основной школе с большим количеством новых педагогов (это не относится к школам, где реализуется предметное обучение в начальных классах). Не все пятиклассники оказываются готовы отвечать на разнообразные требования учителей, воспринимать разные стили общения и преподавания, привлекать внимание учителей к своим запросам и потребностям.
Увеличиваются объем и разнообразие самостоятельной работы (домашних заданий), возрастает степень ответственности за ее выполнение, что создает риски перегрузки, утомления и ученического выгорания. Усугубляет ситуацию отсутствие договоренностей между учителями об общем видении учебного процесса пятиклассников.

Различия в методах и критериях оценивания у разных учителей также могут выступать стрессовым фактором и усугублять трудности в обучении и поведении в адаптационный период.

Интересное наблюдение: переходный период представляет собой больший вызов для мальчиков, чем для девочек, с точки зрения уровня учебных достижений. Но девочкам труднее завязывать дружеские отношения в новом классном коллективе.

Таким образом, при планировании переходного периода из начальной школы в основную школе важно учитывать целый ряд факторов, а также многообразие потребностей выпускников начальных классов для успешной адаптации школьной среды и педагогических практик под их потребности и возможности.
Как семья и школа могут поддержать пятиклассника?

Существуют способы минимизации рисков переходного периода, которые учителя могут использовать. Это стратегии поддержки самооценки ребенка, способность контролировать негативные эмоции, развивать позитивные отношения со сверстниками, вовлеченность и удовольствие от учебы, укрепление связи со школой.

Также и семья может поддержать пятиклассника в ответственный период, сохраняя здоровый психологический климат, показывая уверенность в силах ученика. Интересное наблюдение: легче справляется с вызовами переходного периода ребенок, у которого старшие братья или сестры уже учатся в основной школе (или недавно учились) и имеют положительный опыт обучения.

Демонстрация высоких ожиданий, адекватная поддержка, доверительные отношения с учителями, благополучный школьный климат — факторы положительного эффекта на переходный период.
Значимыми ресурсами для формирования чувства принадлежности к школьному сообществу являются внешкольные активности и система дополнительного образования.

В переходный период стратегически ошибочно направлять усилия на повышение академических результатов через введение дополнительных занятий для подтягивания учащихся, практики репетиторства. Такие действия могут принести тактический успех, но в дальнейшем приведут к снижению учебной мотивации, несформированности навыков самостоятельной учебной деятельности. Перспективные направления работы со школьниками в переходный период — это развитие навыков самостоятельного планирования, организации и рефлексии собственной учебной деятельности (как на уроках, так и дома), учебного сотрудничества, управления эмоциями, разрешения конфликтных ситуаций.
В случае смены учебного заведения или здания в рамках одного образовательного комплекса важной задачей школы становится формирование у учеников начальной школы чувства связи с новым пространством. Высокий уровень привязанности к школе связан с меньшим количеством проблем в отношениях, эмоциональных проблем и более высоким уровнем развития просоциальных навыков.
Ранний отбор: плюсы и минусы
Основной аргумент в пользу отбора обучающихся по академическим достижениям, распределения по классам углубленного изучения предметов, специализированным школам заключается в том, что более однородные группы учеников позволяют учителям адаптировать свои педагогические стратегии к потребностям, возможностям именно этих групп.

Высокие образовательные результаты в этом случае могут быть следствием отбора обучающихся не только на основе их способностей, но и с учетом установок и стремлений семей и детей, их планов относительно дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры. Такой выбор может поддерживать интерес и мотивацию к учебе в специализированном классе и потенциально влиять на успеваемость. При этом отмечается, что достижение желаемых результатов тесно связано с тем, насколько эффективно школы и семьи могут идентифицировать способности и интересы детей, особенно в раннем возрасте.
В переходный период стратегически ошибочно направлять усилия на повышение академических результатов
Но всегда ли такой подход оправдан в отношении пятиклассников? Ключевой контраргумент против отбора и специализации по профильным классам в раннем возрасте связан с тем, что такое разделение, вероятнее всего, приводит к усилению неравенства образовательных возможностей учащихся из разных социально-экономических групп. Учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом с большей вероятностью выбирают специализированные треки, чем их сверстники из семей с более низким статусом.

Исследователи отмечают, что семьи с более низким социально-экономическим статусом и культурным капиталом, как правило, менее ответственно подходят к выбору класса обучения и в меньшей степени вовлечены в данный выбор (изучение информации о школе, классе, профиле обучения и др.). У таких семей пониженные ожидания в отношении своих детей, они делают выбор в пользу более прикладных треков или неспециализированных классов, даже если у их детей относительно хорошая успеваемость.
Напротив, дети из семей с более высоким социально-экономическим статусом и культурным капиталом с аналогичным или меньшим уровнем успеваемости с большей вероятностью выберут более перспективную академическую траекторию.

На данный момент в науке нет единого мнения об эффективности ранней профилизации и отбора обучающихся в специализированные классы. Большинство исследований указывает на усиление неравенства вследствие таких отборов. Некоторые исследования выявили положительные эффекты профильного отбора на успеваемость, но другие говорят о нулевых эффектах в части улучшения результатов, а есть исследования, в которых отмечается отрицательная динамика образовательных результатов.
Наиболее современный метаанализ исследований эффектов отбора детей по специализациям, профилям обучения как внутри школы, так и между школами охватывает порядка 53 исследований, проведенных в период с 2000 по 2021 год. Средняя величина эффекта на успеваемость обучающихся не является статистически значимой (G = −0,063), в то же время она значительно положительно влияет на усиление неравенства (G = 0,117) между обучающимися.

Таким образом, исследователи приходят к выводу, что отмена специализации, профилизации обучения с пятого класса будет полезна для образовательной системы, поскольку сократит неравенство без ущерба для общей успеваемости учащихся. Вместе с тем признается риск снижения успеваемости детей из семей с более высоким социально-экономическим статусом.
Если говорить об эффектах специализации и профилизации с точки зрения дальнейших образовательных и профессиональных траекторий как для отдельных обучающихся, так и для рынка труда, экономики страны, то они недостаточно изучены. Среди возможных рекомендаций выделяется развитие более широких навыков для возможности более гибко определять профиль обучения в старших классах.
Практические рекомендации
Организация обучения в пятых классах требует особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива. Так, классные руководители, психологи, тьюторы, социальный педагог могут вести наблюдение за поведением и успеваемостью обучающихся, учителя — искать различные подходы в преподавании, регулярно беседовать с учениками и их родителями.

Регулярный мониторинг образовательных результатов играет важную роль в своевременном выявлении сложностей. Наряду с привычными мониторинговыми исследованиями качества образования важно регулярно проводить анализ тетрадей, анкетирование учеников и родителей, что поможет получать более полные данные о степени адаптации школьников к новым условиям.
Особое внимание должно уделяться пятиклассникам из групп риска школьной неуспешности, группам социального и психологического риска. Для школьников разрабатываются индивидуальные планы сопровождения. Работа с детьми из групп риска должна быть гибкой и учитывать их специфические нужды. Например, одним может потребоваться больше времени на выполнение заданий, другим — дополнительная психологическая помощь или специальные образовательные программы.

Регулярный мониторинг психосоциальной адаптации и благополучия учеников особенно важен в адаптационный период. Важную роль в создании благоприятного школьного климата играет формирование чувства принадлежности к школе, классу, школьному сообществу, безопасности и поддержки в школьной среде. Ученики пятых классов должны быть уверены, что они могут обратиться за помощью в случае возникновения проблем или тревог. Для этого необходимо информировать школьников о доступных формах поддержки и способах обращения к школьному психологу, социальному педагогу или классному руководителю, проводить информационную работу с родителями.
Для успешной адаптации пятиклассников важно разработать вместе с детьми ясные и непротиворечивые правила поведения, основанные на принципах уважения, поддержки и сотрудничества, а также установить справедливые и прозрачные следствия их нарушения. Это поможет создать предсказуемую среду для каждого ученика.
Важно, чтобы у обучающихся была уверенность в том, что их мнение будет услышано и что они могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны учителей, учеников старших классов и администрации школы.

Ценно предоставлять детям возможность участвовать в жизни класса и школы, создавая пространство для самовыражения и развития уверенности в своих силах. Программы наставничества могут стать одним из эффективных инструментов укрепления чувства принадлежности к школьному сообществу.
Системный подход к профилактике трудностей, мониторингу учебного прогресса, разработке индивидуальных планов сопровождения, поддержке психосоциальной адаптации и выработке правил поведения и дисциплины поможет создать условия, способствующие уменьшению рисков переходного периода.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще