В
статье с количественным дизайном, основанным на кейсе Швеции, было определено, что высокая плотность (>50%) учеников мигрантского происхождения в первом или втором поколении связана с положительным благополучием по всем шести шкалам для учеников-мигрантов из Африки или Азии, а в школах, где плотность мигрантов низкая (<10%), чаще в отношении них наблюдался буллинг. Данный результат представляется интересным. Российские школы с высокой долей мигрантов, которые часто называют «мигрантскими», или «черными», школами, согласно исследованиям Екатерины Деминцевой (2019, 2020), характеризуются постоянным оттоком местных детей и педагогов, а также другими рисками. Например, в Италии авторы выявили, что доля детей-мигрантов и этнолингвистическое разнообразие в классе оказывают ограниченное негативное воздействие на благополучие местных детей (Fedeli & Triventi, 2024).
Таким образом, по результатам зарубежных и отечественных работ невозможно сделать однозначный вывод. Представлены как позитивные, нейтральные, так и негативные эффекты обучения в классах с учащимися с мигрантским статусом на академические результаты и социально-эмоциональные характеристики местных учащихся и учащихся-мигрантов. На проявление эффектов влияет не только миграционный статус учащихся, но владение языком обучения, продолжительность пребывания в стране, концентрация детей-мигрантов в школах, страна, из которой прибыла семья, и в особенности социально-экономические характеристики семей.