школа. конкурс

«Учителя умеют шутить»

О том, почему учитель — это творческая профессия, и для чего на уроках нужны рэп-батлы, подкасты и ролевые игры, рассказывает победитель II Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2022», учитель ЧОУ ЦО «Новошкола» в г. Уфе Юлия Садыкова.
Юлия Садыкова
победитель II Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2022», учитель ЧОУ ЦО «Новошкола» в г. Уфе
Не только у доски
Что изменилось в вашей профессиональной жизни после конкурса?
Мы до сих пор общаемся с другими финалистами, в нашем общем чате каждый день делимся друг с другом идеями, сценариями мероприятий, и я многие из них использую в собственной практике.

Как раз сегодня обсуждали, что конкурс поменял в нашей жизни. Я поняла: он изменил не столько мое отношение к частным школам, сколько отношение к ним окружающих меня людей. Обычно частные школы считают исключительно коммерческим продуктом, но такие конкурсы, как «Вклад учителя», позволяют показать, что это место, где педагоги создают образование будущего. По-другому на нас стали смотреть и родители учеников, которые обычно нас видят с одной стороны, когда мы стоим у доски. Они поняли, что учителя — это живые и творческие люди, которые умеют шутить.
Дети прекрасно все понимают и готовы договариваться, если взрослые сами не нарушают договоренности
Самая интересная идея, которая у меня появилась благодаря конкурсу, — это учительский стендап. Я уже предложила педагогическому коллективу делать стендапы на уроках, потому что этот формат ломает шаблоны в наших головах.
Вам часто приходится проявлять в школе остроумие и находчивость качества, которые оценивались в финале конкурса?
Ученики любят задавать сложные вопросы, на которые даже не каждый историк сумеет ответить. Меня часто спрашивают: «А что если бы в этот исторический момент все сложилось иначе?» Корректный, с точки зрения историка, ответ: история не терпит сослагательного наклонения, однако ученику этот ответ, естественно, не понравится. В этот момент нужно проявить находчивость и быстро смоделировать ситуацию. Обычно я предлагаю ненадолго остановить время и подумать, что могло бы произойти, а затем мы вместе с учениками предполагаем разные варианты. Остроумие нужно для того, чтобы отвечать на язвительные вопросы старшеклассников, которые склонны «проверять» преподавателя, выяснять, кто умнее, учитель или интернет.
Границы и творчество
Какие вы используете приемы во взаимодействии со школьниками, как находите к ним подход?
Я активный пользователь всех социальных сетей, стараюсь быть в тренде, чтобы лучше понимать детей, и даже использую молодежные увлечения в своей работе. Когда я дала ученикам задание создать в социальных сетях страницу исторической личности, ребята были шокированы. Я их спросила, чему они так удивились, и получила ответ: «Учителя же, наверное, не сидят в интернете». Многие из них, видимо, думали, что учителя находятся в информационном вакууме и не следят за тем, что происходит в мире.
Детям ценно, когда учитель с ними на одной волне, однако важно определить границы, чтобы сохранять авторитет. В течение первого месяца работы с классом у нас устанавливается контакт, и мы вырабатываем общие правила, которые касаются и учителя тоже. Например, всем известно, что творческие задания появляются только после того, когда выполнено основное задание, и я не могу сделать исключение, даже если мне очень хочется. А если кто-то не сделал домашнее задание, ему нужно честно в этом признаться. Или, к примеру, ученики знают, что могут обратиться ко мне за советом, но мы не пишем друг другу в два часа ночи, если только какая-то эврика нас не посетила. Таким образом, на уроках я учу ребят замечать свои личные границы и уважать чужие. Без этого невозможно создать пространство для свободного совместного творчества. Нередко кажется, что четко проговоренные правила важны только взрослым, а дети не способны их соблюдать, но на самом деле дети прекрасно все понимают и готовы договариваться, если взрослые сами не нарушают договоренности.
Все оживало
Почему вы стали учителем?
Я вдохновилась примером своего учителя истории. Она настолько умела увлекать нас своим предметом, что каждого занятия мы ждали с нетерпением. Эти 45 минут превращались во что-то невероятное: все, о чем нам рассказывали, казалось, оживало на уроке. Уже в пятом классе я решила, что стану преподавателем, и после выпуска пошла в педагогический вуз. И до сих пор при подготовке урока я часто задумываюсь: «А как делала Людмила Викторовна?» Некоторые формы и методы работы я заимствую у нее. В частности, для нее было очень важно, чтобы дети задавали вопросы и умели спорить. И когда мне не задают вопросы во время урока, я начинаю думать, что что-то пошло не так.
Наглядность
Какие подходы вы используете в своей педагогической практике?
Я работаю творчески и стараюсь найти в каждой теме что-то интересное для конкретного возраста. Например, Средневековье — один из самых трудных для изучения периодов, притом что его проходят в шестом классе, когда детям еще тяжело понимать причинно-следственные связи. Им требуется наглядность, поэтому на уроках мы создаем макеты сражений и военных походов. Недавно, например, сделали большой макет путешествия викингов. В результате ребята поняли, почему викинги плыли именно по этому маршруту и как они выбирали места для стоянок.

Особенно яркое впечатление оставляют игровые форматы, потому что они рождают азарт и интерес к теме, позволяют оказаться внутри исторической ситуации и присвоить этот опыт. На мой взгляд, геймификация — это главный тренд в образовании. Благодаря игре про Афины и Спарту пятиклассники поняли, чем отличаются эти два полиса, разобрались в их особенностях, начиная от культуры воспитания детей и заканчивая политическим устройством.
Время от времени я провожу для своих классов исторические рэп-батлы. Однажды мы устроили батл на тему Куликовской битвы: часть ребят выступала за Золотую Орду, а часть — за войско Дмитрия Донского. После этого класс успешно сдал контрольную, потому что им было легко вспомнить собственноручно написанный текст, в котором уже упоминались ключевые даты, персоналии и события.

Поначалу я опасалась, что на интерактивных занятиях будет плохо усваиваться материал, потому что дети не сидят за партами и не конспектируют, но, как показал опыт, такого рода форматы повышают успеваемость, не говоря уже о появлении учебной мотивации. Я была приятно удивлена, когда шестиклассники построили в онлайн-игре «Майнкрафт» средневековый город, в котором они общаются друг с другом по правилам рыцарского этикета. Это была моя маленькая победа.
Объемная картина
Почему вы преподаете именно в Новошколе?
Когда я услышала об открытии Новошколы, я поняла, что мечтаю здесь работать. Это молодая современная школа, взявшая за основу образовательного процесса авторскую концепцию STEAMILS: science, technology, engineering, art, mathematics, information & innovation, linguistics, society. Планировка здания, дизайн — все поддерживает инновационный образовательный процесс: есть амфитеатр, где ребята могут проводить собственные мероприятия, коворкинг, в котором открываются стены и можно менять пространство. Есть вся необходимая база для того, чтобы интегрировать современные технологии в образовательный процесс: интерактивные панели в каждом классе, комплекты ноутбуков и планшетов для всех учеников, 3D-очки и VR-программы. Так что посмотреть на Софийский собор на уроках истории можно своими глазами.

Собственная образовательная платформа школы (Education portal Novoshkola) тоже хорошее решение: каждый учитель может загрузить материалы: видеозаписи, инфографики, таблицы, списки дополнительной литературы и задания на следующий урок. Ученик может в любой момент зайти на платформу, чтобы повторить материал и прикрепить выполненные задания. Таким образом обеспечивается непрерывное погружение в предмет.
В течение многих тысячелетий учитель был проводником знаний, и я убеждена, что таковым он останется
Чтобы обеспечить системность знаний, мы выстраиваем связи между разными предметами школьной программы. Сейчас метапредметность в основном реализована через курсы внеурочной деятельности. Кружок по археологии предполагает углубленное изучение биологии, информатика тесно связана с робототехникой и 3D-моделированием.

Однако я применяю метапредметный подход и на уроках. Нередко я предлагаю ученикам обратиться к экспертности других учителей, когда даю им творческие задания. Более того, мы уже договорились с учителями литературы и географии синхронизировать программы на следующий учебный год: параллельно проходить один и тот же исторический этап и связывать между собой знаниевые блоки. Наша цель — сформировать у детей объемную картину мира посредством комплексного погружения в науки.
Синергия
Как должно быть устроено современное образование?
На мой взгляд, современное образование должно включать три ключевых компонента: теорию, практику и творчество. Детям нужна хорошая теоретическая база, к которой они могут обращаться самостоятельно, а не только прослушивание материала в изложении учителя, поскольку неверно воспринимать учителя как «говорящую голову». В течение многих тысячелетий учитель был проводником знаний, и я убеждена, что таковым он останется и в будущем. Задача преподавателя — помочь ученику сориентироваться в океане информации, усвоить этот объем знаний и связать его с реальной жизнью. Поэтому практические занятия тоже необходимы.

К организации практики имеет смысл подключать родителей, потому что они могут познакомить детей со своей профессиональной деятельностью, поделиться опытом. Родители, ученики, учителя и сама учебная среда должны работать в синергии, потому что все это в конечном счете формирует образовательный результат.

Двенадцать финалистов:

  • Юлия Садыкова, учитель истории и обществознания ЧОУ ЦО «Новошкола», г. Уфа
  • Анна Ким, учитель русского языка и литературы ЧОУ «ЦНО», г. Находка
  • Светлана Зинец, учитель химии ЧОУ «Барнаульская классическая школа», г. Барнаул
  • Ольга Бойко, учитель химии НОЧУ «СОШ „Феникс“», г. Москва
  • Зоя Глазырина, учитель начальных классов ЧОУ «СОШ „Поколение“», г. Волгоград
  • Мария Прохорова, учитель английского языка ЧОУ «Школа-интернат № 30» ОАО «РЖД», г. Комсомольск-на-Амуре
  • Наталья Шкуркина, учитель русского языка и литературы АНОО «Гимназия „Лидер“», г. Краснодар
  • Ольга Черных, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Томь», г. Томск
  • Владимир Даньков, учитель физкультуры и плавания НОЧУ «СОШ „Феникс“», г. Москва
  • Алексей Московский, учитель технологии ОЧУ «Школа-интернат „Абсолют“», д. Райсемёновское, Серпуховский район, Московская область
  • Павел Полухутенко, педагог-организатор, преподаватель актерского и ораторского мастерства ЧОУ «Газпром школа», г. Санкт-Петербург
  • Татьяна Голощапова, учитель английского языка ОАНО «Центральная школа», г. Рязань

Татьяна Есина
соорганизатор конкурса, учредитель и директор НОЧУ «СОШ „Феникс“», заместитель председателя правления Российской федерации частного образования и почетный работник образования РФ
Кто победит, было понятно уже в начале финальных испытаний, но угадать, кто займет второе и третье место, было сложно. Разница между третьим и четвертым местом составила всего один балл. Это говорит о том, что каждый финалист был достоин попасть в тройку. Новая дюжина — это неординарные профессионалы, и только такие учителя могут стать финалистами «Вклада учителя».

Очень горжусь тем, что второй год подряд учителя нашей школы в финале. Поверьте, мы им точно не помогали. Скорее, даже мешали. Многие директора школ, например, участвовали в подготовке и проведении образовательных событий, помогали «докрутить» идею конкурсного видеоролика. Я же узнавала о том, как все прошло, только тогда, когда материалы отправляли для оценки жюри.

Опасения… Что-то не успеть, что-то не предусмотреть, не доработать. Но в этом году уже был опыт прошлого, и все организационные вопросы требовали меньшего обсуждения и осмысления.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще