ВУЗ. ОТРАСЛЬ

Учит, проектирует и строит

Старейший транспортный вуз страны задает новые направления в отраслевом образовании
В прошлом году ректором Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС) стал Олег Валинский, человек, прошедший путь от ученика приемщика поездов до заместителя генерального директора ОАО «РЖД». В новой должности он изменил тренды в отраслевом образовании и уверенно ведет старейший транспортный вуз России к еще более высоким результатам, а также к юбилею, ведь уже в декабре ПГУПС отметит 215-летие.
Олег Валинский
ректор Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС)
Не просто инженер
— В этом году университет выпустил рекордно высокое число отличников — на треть больше, чем в 2023-м. Значит ли это, что совершенствуются подходы в обучении или, возможно, удается привлечь мотивированных, способных абитуриентов с высоким баллом ЕГЭ?
— За этот учебный год действительно сделано многое. Благодаря участию вуза в федеральной программе «Приоритет-2030» наши выпускники получают вторую специальность IT-специалиста. Мы внедряем в процесс обучения освоение мягких навыков через Школу инженерного предпринимательства и Центр стратегических инициатив. Однако, на мой взгляд, основной эффект можно ожидать в 2025-м и последующих годах.
Нам важно выпустить не просто инженера, а специалиста, адаптированного под среду современного промышленного предприятия, в которое он попадет. Важно также то, что наши выпускники, в том числе с синими дипломами, практически сразу находят место работы по специальности. Не только в ОАО «РЖД», но и во многих других организациях. Сейчас ведь большое количество логистических компаний, которым нужны профессиональные железнодорожники. Но посмотрим на результаты 2025 года. Если тенденция сохранится, значит, все, что мы задумали, действительно работает.
— Как у вас выстроена работа с реальным сектором экономики?
— За минувший год многие заказчики нашей Передовой инженерной школы (ПИШ) сменили статус на индустриальных партнеров. Среди них, например, ОАО «РЖД», АО «ТМХ», ГУП «Петербургский метрополитен».

Также к нам обращаются крупные производственные и логистические компании. С ними работаем сразу по двум направлениям. Первое — это подготовка кадров, второе — научно-исследовательские работы (НИР), реализация технических проектов, проведение экспертиз.

Что касается второго направления, то за год ПГУПС заработал на НИР порядка одного миллиарда рублей. В этом учебном году ставим себе еще более высокую планку — хотим выйти на 1,2 миллиарда рублей.

Кроме того, вуз активно участвует во многих транспортных проектах на принципе «сами проектируем — сами строим». Например, нами разрабатывается важный проект по внедрению устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на Горьковской железной дороге, на линии Лянгасово — Сусоловка. К его реализации будут привлечены в том числе наши студенты. Продолжаем модернизацию Петербургского метрополитена нашими системами СЦБ, как и новое строительство. В этом году запускаем станции «Театральная» и «Горный институт».

У коллег из отрасли есть запрос на специальные команды инженеров. Наша цель — готовить людей, ориентированных на выполнение конкретных задач.
Нам важно выпустить не просто инженера, а специалиста, адаптированного под среду современного промышленного предприятия
— Как у вас устроена практика для студентов?
— Это действительно очень актуальный вопрос. Мне всегда казалась парадоксальной ситуация, когда после техникума человек выходит с дипломом о среднем образовании и устраивается, например, дежурным по станции. Тем временем выпускник института идет работать приемосдатчиком груза и багажа, то есть получает работу, для которой достаточно более низкой квалификации.

Стандарт высшего образования в принципе не предусматривает обязательность получения студентом вуза рабочей специальности. Но мы понимаем, что студентам не хватает практики. У них есть теоретические знания, но нет навыков для работы на производстве. Поэтому пересмотрели учебную программу — удвоили количество часов, отведенных на практику.
Сейчас внимательно смотрим за ходом эксперимента, участником которого стал в том числе Санкт-Петербургский горный университет. Он перешел на новую модель образования, увеличив сроки обучения на инженерных специальностях с четырех до пяти с половиной лет. Наверное, это не очень популярное решение для тех, кто хочет быстрее стать профессионалом и начать строить карьеру. Но, возможно, мы тоже пойдем по этому пути.

Отдельно стоит упомянуть и про стройотряды. Допустим, человек учится на инженера по специальности «подвижной состав». Он может присоединиться к круглогодичному отряду помощников машинистов «Ладога». Классический пример полезности работы в таком отряде: наш выпускник, в прошлом боец этого отряда Д. В. Пегов, ныне заместитель генерального директора ОАО «РЖД». Там студент не только повысит свои компетенции как специалиста, но еще и напрямую будет взаимодействовать с потенциальным работодателем.

При этом у нас есть разные направления. В том числе появились студенческие отряды для ребят, которые после выпуска будут работать в путевом хозяйстве. Уже сейчас они могут проверить себя непосредственно на путевых машинных станциях, на дистанциях пути. После окончания вуза эти ребята смело смогут работать, например, бригадирами пути или дорожными мастерами.
— Олег Сергеевич, вы сами практик с колоссальным опытом. Много ли практиков среди преподавательского состава?
— Честно скажу, хотелось бы больше. Еще год назад, пообщавшись с коллегами, я предпринял ряд шагов, чтобы адаптировать их к процессу производства. Мы создаем программы повышения квалификации с нашими партнерами, в том числе взаимодействуем с Корпоративным университетом ОАО «РЖД». Также проводим стажировки для преподавательского состава непосредственно на производстве.
Стали активнее привлекать ведущих руководителей индустриальных партнеров. Причем они не просто читают лекции, на которые, кстати, приходят студенты и преподаватели, а делятся последними инновациями, актуальными вопросами изменения технологий.

Есть много форм сотрудничества, а также профессионалов, для которых делиться опытом с молодежью сродни второму дыханию. Например, у нас налажена работа с производственниками, которые учатся в аспирантуре. Можно приходить в университет работать либо читать лекции только в рамках определенных программ. В этом плане мы находим разные возможности.
Критерии эффективности
— В 2023 году университет представлен в первой лиге (топ-100) в национальном агрегированном рейтинге. Наивысшую оценку ПГУПС получил, например, по показателю «Рейтинг по данным мониторинга эффективности вузов». Что такое в вашем понимании эффективный вуз?
— Эффективность вуза определяется его востребованностью у общества. На сегодняшний день важная составляющая эффективности — цифровизация всех процессов. Речь не только про обучение, но и про внутренние процессы.

К эффективности относятся также степени, которые получает профессорско-преподавательский состав. У нас в этом году шесть человек стали докторами наук, и это очень большая цифра. Мы сделали ее пороговой, чтобы в следующем году достигнуть еще большего результата.
Еще к критериям эффективности я бы отнес наличие внутреннего аудита. Помимо этого, ПГУПС постоянно проходит сертификацию: внешнюю, общественную, государственную. Отмечу, что все наши программы оцениваются на достаточно высоком уровне.
Кроме того, я бы еще раз отметил институциональные изменения самой структуры обучения. Взять, например, ПИШ. У нас это не просто школа, а новая образовательная модель для подготовки магистров иного уровня.

Также важные показатели связаны с самими студентами. Речь идет о трудоустройстве выпускников (кстати, 98% из них трудоустроены уже во время учебы), о создании системы целевого обучения для всех, у кого есть потребность в кадрах.

Вспоминая недавнюю конференцию Ассоциации ректоров транспортных университетов БРИКС, хотел бы отметить наше активное международное сотрудничество. В сложившихся геополитических условиях оно имеет большие перспективы. Сейчас мы много работаем с Институтом транспорта в Дели. Планируем организовать аналогичное мероприятие, но уже на их территории.
— Вкладываются существенные средства в развитие студенческой науки. Удается ли коммерциализировать продукт университетской науки?
— Есть такой федеральный проект, который называется «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он направлен прежде всего на студентов. С его помощью мы раскрываем предпринимательский потенциал будущих инженеров.

Если даже исходить из собственного опыта, вижу его актуальность и важность для молодежи. Потому что за годы работы никогда мне не доводилось быть только лишь инженером. Постоянно предъявлялись дополнительные требования.
Студентам необходимо осознать, что каждый проект — это инвестиция. Прежде чем приступать к его реализации, необходимо провести расчеты, изучить конъюнктуру рынка. Это поможет понять, насколько проект будет полезен и нужен. Кроме того, данный подход позволит быстрее найти заинтересованное лицо и продать ему идею.

Считаю, что всем стоит научиться брать в расчет экономическую целесообразность. В этом плане нам, кстати, помогает ОАО «РЖД» — студенты участвуют в конкурсе молодежных проектов «Новое звено». Понятно, им бывает тяжело конкурировать с производственниками. Тем более верхняя возрастная планка конкурса — 35 лет, а к этому времени люди в компании могут уже состояться как руководители среднего звена. Однако у нас очень проактивные студенты. Они получают гранты, выдают замечательные идеи и, более того, знают, что с ними делать дальше, как их монетизировать.

Глобальная же цель проекта согласуется с поручением президента — вывести экономику страны к 2030 году на четвертое место в мире по ВВП. В рамках этих задач ищем молодежь с предпринимательской жилкой и находим ее.
Образовательная сеть
— Расскажите подробнее про вашу учебно-методическую сеть.
— Во-первых, у нас есть ряд базовых школ, с учениками которых мы начинаем взаимодействовать с шестого-седьмого класса, то есть с момента, когда ребята уже могут более или менее определиться, нравится им это направление или нет. Как правило, это профильные железнодорожные классы.

Мы организуем для школьников экскурсии в университет, рассказываем о наших кафедрах. Содействуем тому, чтобы они побывали в железнодорожных музеях Санкт-Петербурга. Нам есть что показать и рассказать. Более того, сотрудничаем в этом вопросе с Октябрьской и Северной железными дорогами. Они предоставляют методические материалы, наглядные пособия для ребят, проводят профориентационные экскурсии на предприятия железной дороги.

В центре довузовского образования готовим школьников к вступительным испытаниям в вуз, а также к сдаче ЕГЭ. Проводим олимпиады и, конечно же, организуем дни открытых дверей. Во-вторых, работаем с ребятами, которые получают СПО в филиалах ПГУПС. Для руководителей этих подразделений стоит задача — лучших выпускников направлять на дальнейшее обучение уже в университет. Практика показывает, что именно из этих ребят получаются самые подготовленные к работе специалисты.
Мы пересмотрели учебную программу — удвоили количество часов, отведенных на практику
Отдельно отмечу, что нам удалось здорово выстроить работу со школьниками. Мы участвуем практически во всех городских образовательных мероприятиях, которые способствуют привлечению будущих студентов, помогают им определиться с выбором профессии, выезжаем в школы регионов. В рамках приемной кампании представили выставочную инсталляцию, презентующую университет, на Московском и Ленинградском вокзалах. Готовим соответствующие видеоролики. Обновили сайт университета, он стал понятнее и удобнее. Ведем телеграм-канал. В-третьих, привлекаем уже работающих людей на заочное обучение. Тех, кто понимает, что им необходимо повышать свои компетенции.

Готовим несколько публицистических книг. Они не только о ПГУПС, в них отражена уникальная роль университета в развитии транспортной составляющей Санкт-Петербурга. Например, в одной из них с рабочим названием «Петербург железнодорожный» расскажем про выпускников и преподавателей нашего вуза, которые многое сделали для нашего города.

Другая будет про мосты Северной столицы. Напомню, что у нас есть кафедра «Мосты», которая воспитала целую плеяду выдающихся инженеров-мостостроителей. Наши выпускники строили Крымский мост, Западный скоростной диаметр и пр.

Выпуск книг планируем приурочить к празднованию 215-летия университета, которое состоится уже в декабре этого года.
— Олег Сергеевич, чем студенты ПГУПС XXI века отличаются от предыдущих поколений?
— Первое, что хочется сказать, — с ними очень интересно. Когнитивные способности у них выше, желание выглядеть взрослыми. Несмотря на то что зачастую их приводят в приемные комиссии мамы, бабушки… Я был даже свидетелем, как кого-то из студентов родители забирают после занятий. Сильно удивился. Если сравнивать с моим поколением в бытовом плане, то мы были самостоятельней, они же более домашние.
Современная молодежь готова дискутировать с теми, кто старше. Но могут развести демагогию, чтобы показать свою состоятельность. На мой взгляд, мы были дисциплинированнее и ответственнее.
С другой стороны, они целеустремленнее. Возьмем, например, студсоветы. Когда я учился на первых курсах, то не особо чувствовал себя в студенческом движении. Сейчас же ситуация прямо противоположная. Большой студенческий актив с первых дней учебы вовлекает первокурсников в самые разные активности, в том числе культурные, спортивные.

В первые два месяца, наряду с занятиями, у нас проходит период адаптации. Он заканчивается фестивалем первокурсников, в котором все группы и факультеты выступают с музыкальными и другими творческими номерами. Все это очень сплачивает ребят. После этого они действительно становятся единым коллективом.

Однако их любовь к себе — это же не плохо на самом деле. Думаю, не нужно пытаться их переделать. Жизнь все расставит на свои места.
СПРАВКА

Петербургский государственный университет путей сообщения — первое высшее транспортное учебное заведение России, основанное в 1809 году манифестом императора Александра I.

Организатором и первым ректором университета был Августин Бетанкур, один из крупнейших ученых-механиков своего времени. Он обозначил основную цель учебного заведения так: «Снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в империи».

За 200 лет университет выпустил более 125 тысяч специалистов, проявивших себя в самых разнообразных областях: инженерной, научной, социально-политической деятельности, в культуре и искусстве. Выпускниками вуза были министры путей сообщения, вице-губернаторы Санкт-Петербурга, руководители крупнейших транспортных, строительных, промышленных предприятий, а также известные всему миру ученые, изобретатели, проектировщики.

Сегодня Петербургский государственный университет путей сообщения — крупный учебный, научный и культурный центр, один из ведущих вузов транспортной отрасли, Северо-Западного региона и в целом России.

Вуз — участник сразу трех федеральных образовательных программ: «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы» и «Профессионалитет».

В университете обучаются более 14 тысяч студентов. Подготовка бакалавров ведется по 15 направлениям, специалистов (инженеров) — по 29 специальностям, магистров — по восьми магистерским программам на госбюджетной и договорной основе.

В 2023 году университет вошел в топ-100 лучших университетов мира (по версии портала независимой оценки высшего образования best-edu.ru).

Согласно XV ежегодному Национальному рейтингу университетов (НРУ) за 2024 год, университет входит в топ-100 вузов России.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще