© 2022 Издательство журнала EdExpert
школа. мнение

Среднее образование без среднего класса

Размышления без претензий на глубину научного обобщения
Илья Жилин
психолог, социальный предприниматель
Новые ценности
Система образования всегда зависит от запросов общества. Внимательный взгляд на тенденции, заметные в странах Запада как наиболее развитых социально и технологически, позволяет увидеть и наши возможные собственные перспективы, в том числе и в образовании.

В последнее время в промышленно развитых странах в значительной степени произошел переход к новому этапу развития общества — постиндустриальному. Признаки его известны и подробно описаны.

Центральной фигурой в таком обществе становится потребитель. Неважно, где и кем человек работает, главное — он потребляет и, таким образом, распределяет деньги в мире, приносит прибыль, делает кого-то еще богаче и могущественнее. И за потребителя идет жесткая конкуренция. Если раньше мы говорили об эксплуатации производителя, то теперь наблюдаем переход к своего рода эксплуатации потребителя.
Группа высокопоставленных особ, инспектирующих строительный объект, — это вавилонский царь Нимрод и его свита. Именно он считается «заказчиком» строительства и автором богоборческой идеи с башней.

Но тенденция к разнообразию уже победила, и каждый строит свое. Похоже, схема универсальная, и в образовании что-то подобное. Что будет после этапа разнообразия? Прогнозы на эту тему — в статье Ильи Жилина.
В прежние эпохи уровень квалификации, образования производителя (раба, крепостного, наемного сотрудника) всегда был его достоинством, повышал его ценность и, таким образом, формировал общественный запрос на эффективную систему образования. А вот потребителю как таковому образование не особенно нужно. Более того, чем менее образован человек, тем легче вовлечь его в колесо потребления. Кроме того, крупный бизнес при имеющемся сейчас кадровом голоде на профессионалов знает, что скоро, учитывая темпы роботизации производств и сервиса, ему не нужно будет такое количество высококвалифицированных кадров.
Культура, в первую очередь искусство, в современном мире в значительной степени переродилась в шоу-бизнес, который транслирует населению в большинстве своем крайне невысокого уровня нравственные и эстетические нормы и моральные принципы, а часто и полную беспринципность, и это давно стало привычным. Низкопробные телешоу воспитали уже поколения граждан нашей страны, для которых не является ценностью в том числе и хорошее образование.

Цифровизация общества привела к еще одному важному явлению, и здесь Россия не отстает от Запада. Любой человек любого возраста и уровня культуры, имеющий доступ к сети, может выкладывать в нее почти все, что он захочет. И по понятным причинам низкопробный контент имеет наибольший спрос, превалирует и в итоге активно формирует новое «культурное» поле.

Запрос на образование в обществе снижается, государству и бизнесу нужно все меньшее число высокообразованных людей.
Потребитель побеждает
При этом у нас все больше укрепляется тенденция восприятия образования как услуги, а не как основы и части культуры, как это было раньше. Клиентами являются государство и большой бизнес, плюс те родители, которые ориентированы на то, чтобы дать своим детям хорошее образование. Соответственно, образование все больше коммерциализируется.

На рынке общего среднего образования России в соответствии с запросами клиентов из разных целевых аудиторий сейчас видны стандартные ниши. Деление условно:
  • школы массмаркета (обычные государственные школы для большинства населения страны);
  • комфорт-класс (хорошие государственные и неплохие частные школы для условно выделяемого среднего класса);
  • школы бизнес-класса (лучшие государственные и хорошие частные школы для детей высокооплачиваемых специалистов и успешных предпринимателей);
  • премиум (самые лучшие и престижные государственные и частные школы для детей богатых родителей);
  • люкс (единицы очень дорогих, часто закрытых частных школ для элиты).
В большинстве развитых стран мира среднее образование в значительной степени частное

В ближайшее время останется, скорее всего, только три категории школ:

  • Школы массмаркета, в основном государственные и недорогие частные, в том числе с дистанционным обучением. Их будет много.
  • Школы для бизнес-класса, в основном частные. Их будет относительно мало, считаные проценты.
  • Школы, ориентированные на высокий премиум-класс, частные. Их число составит малые доли процента в структуре отрасли.
И вне категорий домашнее обучение, это особая тема.

Почему исчезнет условный комфорт-класс? Потому что он не будет востребован. В России, как и в развитых странах мира, будет постепенно исчезать хорошо образованный средний класс, он более не нужен. Центральной фигурой становится потребитель из массмаркета. А его детям будет достаточно базового среднего образования в школах массмаркета плюс какие-нибудь курсы. Чтобы на работе (обычно в области услуг) они могли бы успешно нажимать условные кнопки клавиатуры, совершать простые действия, следуя несложным инструкциям. Это как с общественным питанием. Фастфуд создан для широких масс. Не очень здорово, иногда откровенно вредно, но просто и доступно.
Частные школы в этом сегменте тоже будут. И некоторые выпускники некоторых таких школ вполне смогут продолжить образование, скорее всего, в колледжах и некоторых оставшихся вузах невысокого уровня.

В школы бизнес-класса пойдут дети, чьи родители сами получили хорошее образование, являются высококвалифицированными специалистами, в том числе госслужащими, или успешными предпринимателями. Эти школы будут нацелены либо на конкретные специализации, либо на конкретные вузы. Также они будут частично доступны для талантливых детей независимо от доходов их родителей. Учредителями, владельцами их будут и частные лица, и государственные структуры, ведомства, также они будут принадлежать корпорациям, возникнут целые сети. В них будут готовить профессионалов для разных сфер, там будут работать лучшие сотрудники, реализовываться различные эффективные образовательные методики.

В высокий премиум-класс, который сольется с люксом, фактически подтянувшись до него, будут поступать дети все той же элиты. Такое образование будет стоить очень дорого. Ценовая отсечка, только для своих. Главное — личные связи, с детства.
Разрушение монополии
Откуда такие прогнозы? Мировые тенденции и наши реалии. В большинстве развитых стран мира среднее образование в значительной степени частное. У нас сейчас только около 2% школьников ходят в частные школы, а в Германии и Великобритании около 10%, в США же 25% школ — коммерческие.

Если образование востребованная услуга, то на нем будут зарабатывать. И государство, и бизнес. Предлагая за деньги лучшее, чем бесплатное.

Иногда этим самым «лучшим» будет не образование как таковое, а комфортные условия и контингент, пришедший из «своего» слоя. Именно подобные частные школы будут преобладать в условном нижнем сегменте.

Вообще, заметно, что государственные социальные функции все больше заменяются платными услугами. В коммерческие медицинские учреждения, к примеру, сейчас обращаются, по некоторым данным, уже около 15% населения страны. Это показательный факт.

Из вышесказанного мы можем сделать простой вывод, что частное общее среднее образование — очевидная ближайшая перспектива для России.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще