равные возможности. практика

Символ заботы

Что нужно для гармоничного развития личности?
В конце октября председатель правительства России Михаил Мишустин переназначил Константина Федоренко на должность директора Международного детского центра (МДЦ) «Артек» еще на пять лет. Под его руководством лагерь как ключевая образовательная площадка страны добился выдающихся успехов в самых разных направлениях. Подробнее о достигнутых результатах и планах на будущее Константин Федоренко рассказал в беседе с Денисом Кравченко, основателем и главным редактором EdExpert, членом общественного совета при Росмолодежи.
Константин Альбертович Федоренко
Директор Международного детского центра «Артек». Председатель общественного совета при Росмолодежи. С 2013 по 2018 год работал на руководящих постах в Министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. В июле 2018 года был назначен министром труда и социального развития Краснодарского края. С ноября 2018 года начал работу в МДЦ «Артек» заместителем директора по строительству, а в октябре 2019 года назначен директором центра.
Обновление
— Константин Альбертович, расскажите, какая она, сегодняшняя смена «Артека»?
—#nbspСейчас у нас идет 12-я смена, которая называется «Россия — Родина моя». Она продлится до 8−9 ноября. В этой смене участвуют более трех тысяч детей из 89 субъектов РФ, а также ребята из других государств. В том числе это финалисты конкурса «Большая перемена», которые получили в награду за свои достижения путевку в «Артек».

На площадке в течение года работает 120 тематических партнеров, совместно с которыми мы реализуем более 160 программ. Например, у РЖД есть своя точка в «Артеке» — павильон, где проходят обучающие и профориентационные мероприятия.
Самое важное — вернуть «Артеку» статус главного мотиватора российских школьников к развитию
У нас также представлены и другие госкорпорации, крупные образовательные центры, ведущие вузы и научно-исследовательские институты. Каждый из тематических партнеров охватывает весь «Артек». Причем они могут работать как в течение всего года, так и только одну или несколько смен. В рамках такого сотрудничества тематические партнеры предоставляют нам не только свое экспертное сообщество, но и технологии, программы, содержание.
— Оглядываясь назад, на предыдущие пять лет в должности руководителя «Артека», какие главные достижения вы бы выделили?
— Прежде всего, не могу не отметить команду, которая сложилась за эти годы. Каждый — профессионал своего дела. Все те вызовы, которые перед нами сегодня стоят, им по плечу.

Также хотелось бы отметить, что мы успешно выполнили распоряжение правительства РФ — завершили первую программу по развитию МДЦ «Артек». Она была рассчитана на период с 2015 по 2020 год, и вторая ее часть проходила под моим руководством. Это важная история, потому что любая программа развития — это количественные и качественные показатели, сроки и финансирование. Когда мы ее завершили, на проверку зашла Счетная палата РФ. Были подтверждены эффективность, целевое использование средств, соблюдение сроков, а также выполнение целевых показателей в полном объеме.
Первая программа была направлена на восстановление инфраструктуры. Так, в 2014 году «Артек» мог принимать не более шести тысяч детей в год. После завершения программы в стране действовали ковидные ограничения, поэтому мы не сразу приступили к полноценному использованию инфраструктуры. Однако после их снятия и перехода в нормальный режим работы в «Артек» уже в 2022 году приехали более 42 тысяч детей. В этом году — свыше 43 тысяч ребят, поскольку у нас открылся еще филиал в Бердянске — детский центр «Красная гвоздика».

В настоящее время мы реализуем вторую программу развития МДЦ «Артек», рассчитанную на период 2021−2025 годов. Она направлена в большей части уже на содержательные аспекты.
— Это наглядно показывает, насколько Российское государство заинтересовано в воспитании детей как гармоничных личностей.
— Я вообще считаю, что «Артек» — это символ истинной заботы государства о детях. Вряд ли меня кто-то сможет в этом переубедить. У «Артека» сейчас два учредителя — правительство РФ и Министерство просвещения. Первый контролирует развитие инфраструктуры, а второй — содержательные процессы.

То, что мы эффективно завершили реализацию первой программы развития и перешли ко второй, очень показательно. В «Артеке» проведены текущий и капитальный ремонт, реставрация, реконструкция объектов. При этом вторая программа продолжает обновление инфраструктуры. Это одно из пяти ее ключевых направлений.
У нас сейчас ведется 33 объекта нового капитального строительства, из которых десять уже введены в эксплуатацию, а на 11 ведутся строительно-монтажные работы. Обновляем в том числе и то, что не ремонтировалось с момента постройки в 70-е и 80-е годы прошлого века. Касается это и водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализации, очистных сооружений. Сейчас на объектах задействовано около тысячи человек, не считая инженерно-технического персонала.

Строители обещают завершить работы ко дню рождения «Артека». Однако еще необходимо будет получить соответствующие заключения от Роспотребнадзора, Росздравнадзора, МЧС, Росгвардии, а также лицензию на ведение образовательной деятельности в этих объектах. На это потребуется приблизительно 3−3,5 месяца.
— Какие из этих 33 объектов самые крупные, самые интересные и ожидаемые?
— В первую очередь это детский лагерь «Солнечный», состоящий из 16 объектов. Он будет круглогодичный и рассчитан на тысячу человек. Аналогичных лагерей в мире не существует.

Его создание позволит повысить качество реализации образовательных программ. Причем это коснется и двух соседних детских лагерей — «Кипарисного» и «Лазурного». То есть у всех трех площадок будет единая образовательная инфраструктура.
— Какие еще направления реализуются в рамках второй программы?
— Мы огромное внимание уделили кадровой политике: созданию кадровой модели, работе по отбору и приглашению персонала, мотивации, обучению, участию в различных федеральных конкурсах. Это второе направление, которое мы реализуем.

Третье — содержание. Это направление охватывает все, что касается создания образовательной среды. В «Артеке» сейчас представлено более 150 кружков и секций в шести направлениях. В летний период у нас реализуется до 300 программ дополнительного образования детей. Четвертое направление связано с кибербезопасностью. В течение октября у нас была установлена новая система защиты.
На 1 января 2019 года у нас было 182 тысячи заявок на смены, сейчас их поступает уже около миллиона
Заключительное направление, на мой взгляд, самое важное — вернуть «Артеку» статус главного мотиватора российских школьников к развитию. Если на 1 января 2019 года у нас было 182 тысячи заявок на смены, то сейчас их поступает уже около миллиона. Для того чтобы к нам попасть, необходимо заполнить анкеты, приложить данные об объективных достижениях детей в области спорта, творчества, образования, общественной деятельности. Мы учитываем абсолютно все и исключаем человеческий фактор в предоставлении путевок. Их у нас распределяет автоматизированная информационная система «Артек».

К слову, мы уже подготовили проект следующей программы развития, и сейчас он на первом этапе согласования с Минпросвещения Р Ф. «Артек» ведь не может стоять на месте. Он должен отвечать на вызовы как в инфраструктурном плане, так и в части содержания программ.
— Какие еще важные объекты у вас были открыты?
— Важным событием стало открытие еще одного филиала «Артека» — детского центра «Корсунь» в Севастополе. У нас каждый ребенок в течение смены посещает этот город, но до 2023 года мы могли осуществлять только выезды на день. То есть утром ребята выезжали, а к вечеру возвращались. Им приходилось проводить в дороге по четыре-пять часов. Сейчас же ребята выезжают уже на пару дней и посещают не два, а семь объектов, в том числе те, которые отражают героическую историю города в период Крымской и Великой Отечественной войны (ВОВ). Для всех ребят в детском центре «Корсунь» устраивается также показ спектакля «Грифон».
Кроме того, правительство России выделило дополнительное финансирование на устранение последствий шторма века. У нас от него пострадало 36 объектов, 15 из которых мы самостоятельно отремонтировали и ввели в эксплуатацию. Сейчас проводим капитальный ремонт стадиона на семь тысяч мест. В прошлом году за счет средств Минпросвещения сделали новое футбольное поле.

Уже к 2025 году у нас будет готово несколько центральных объектов, на которых проведем ряд крупных событий, посвященных юбилею «Артека».

Благодаря Государственной думе и депутату Александру Хинштейну мы восстановили уникальный памятник, который в 1960-х годах создал Эрнст Неизвестный, — монумент «Дружба детей мира». В настоящее время совместно с Министерством культуры РФ реставрируем памятник Неизвестному Матросу.

Кроме того, мы восстановили братскую могилу освободителей «Артека». Воссоздали домик идейного вдохновителя и основателя лагеря Зиновия Петровича Соловьева, человека, который был заместителем наркома здравоохранения РСФСР и руководителем Российского общества Красного Креста.
На кого равняться
— Каких достижений вам удалось добиться в образовательной части?
— Школа «Артека» за эти пять лет стала одной из ведущих в России. Я считаю, это большое достижение. У нас в первый класс конкурс пять-шесть человек на место. Мы смогли за этот небольшой промежуток вывести качество образования на ведущие позиции и войти в топ-30, топ-100, топ-1000 школ по различным рейтингам качества образования. Для меня как для родителя важно, что уже второй год подряд выпускники этой школы претендуют на бюджетные места в ведущих вузах страны.

Еще мы создали уникальное образовательное пространство — Аллею героев-артековцев. В 2016 году у нас было установлено 12 бюстов пионеров-героев, которые изготовили еще в советское время. С 2019 по 2022 год мы провели большую исследовательскую работу. Нашли артековцев, которые в период ВОВ проявили себя истинными патриотами нашей Родины.
На сегодняшний день у нас на Аллее Славы установлено уже 25 бюстов героев. На их примере мы показываем детям, что значит быть гражданином и патриотом. Из этих 25 человек только девять дошли до победы, остальные 16 погибли. Среди них восемь героев Советского Союза, в том числе Султан Амет-Хан, дважды Герой Советского Союза, великий летчик-истребитель. На примере этих людей строится часть нашей образовательной программы.

Мне нравится, что каждый из педагогов выбирает конкретных героев, истории которых входят в их программу. Я обычно привожу в пример двух. Во-первых, Валю Бархатову. Она после начала войны обращалась в военкомат, писала письма, в которых просила призвать ее на фронт, где ее братья. Сообщала, что сдала на отлично все нормы ГТО, все может и, если потребуется, и жизнь отдаст за Родину.
Валя Бархатова погибла 9 мая 1944 года. Разорвало танк, в котором она была. В последнем своем письме маме и брату Павлику она пишет, что «Артек» теперь наш и он цел.

Второй герой — Витя Коротков. Это уникальный ребенок, который дважды был в «Артеке». Он вместе с отцом попал в плен. Уже перед расстрелом он просил сокамерников передать его маме, что погиб за Родину.

Вот на таких примерах в нашем образовательном пространстве, в котором созданы уникальные условия, мы и говорим с детьми о патриотизме, о любви к Родине, о долге, чести и поступках.

Конечно, не могу не отметить, что мы вернули и классическую образовательную программу, которая долгое время реализовывалась в «Артеке», но потом по разным причинам от нее отошли. Идеологическую составляющую заменили базовыми ценностями, определенными президентом России в Стратегии национальной безопасности. Программа уже работает.
Также стали участниками федерального проекта «Без срока давности», в рамках которого занимаемся просвещением детей, рассказываем о геноциде советского народа.

Кроме того, создали новую программу — посещаем концлагерь Красный. Это мемориальный комплекс под Симферополем, где погибли более 15 тысяч человек. Сложный проект, который мы реализовали совместно с Московским педагогическим государственным университетом. Возим туда детей в возрасте от 14 до 17 лет.

Восстановили все классические экскурсии «Артека», включающие Южный берег Крыма с его знаменитыми дворцами, в том числе Ливадийским. Разумеется, посещаем город-герой Севастополь, отдельным блоком у нас идет Херсонес.
— Расскажите подробнее о подготовке управленческих команд.
— Я сторонник сохранения традиций. Одна из главных традиций в «Артеке» — это путевка как награда за достижения. Так государство обращает внимание на ребенка, подтверждает, что важен он и его поступки, поддерживает проактивную позицию.

За пять лет мы возродили много традиций, и одна из них — школа пионерского работника (ШПР), которая ранее, в 1965 году, была создана на базе «Артека». Она занималась подготовкой вожатых-педагогов для лагеря и образовательных организаций нашей страны. Фактически это был методический центр подготовки кадров, работающих в области воспитания детей.
В 2019 году мы восстановили ШПР. Теперь это школа педагогического работника. Первые результаты в 2020 году показали сначала министру просвещения, а затем представили уже Администрации президента. В итоге было принято решение, что новая категория сотрудников — советники директоров школ по воспитанию — будет проходить обучение в «Артеке».

В 2023 году мы поняли, что только советников готовить недостаточно. Министр просвещения Сергей Кравцов предложил обучать также директоров и их заместителей по воспитанию. Потому что за реализацию данного процесса в школе ответственны эти три человека.

Сейчас много технологий и механизмов, которые государство вернуло или создало в образовательных учреждениях. Например, в школах начали поднимать государственный флаг. Эта инициатива зародилась в «Артеке» в 2020 году. О ней рассказали президенту, и далее было принято решение поднимать флаги в школах.
Первые методические рекомендации мы делали в «Артеке», а потом передавали в школы. Охватили проведение уроков «Разговоры о важном», план и программу по организации воспитательной деятельности, уроки по профориентации. Сегодня у нас есть новые учебники истории, представлено Российское движение детей и молодежи «Движение Первых».

Когда к нам приезжают на обучение, мы не читаем теорию, а пять дней интенсивно работаем «в поле», показываем, как все должно работать в образовательном процессе. В том числе демонстрируем, как организовано воспитание при реализации экскурсионных, музейных программ. Показываем, как правильно работать с конкретными задачами, событиями и создавать условия, чтобы ребенок получил эту ценность — прожил ее. Это как навык, который должен появиться.
Ценности, в числе которых отношение к стране, патриотизм, преемственность поколений, изучение истории и соотношение себя с прошлым, а также ответственность за будущее. Все это сложные процессы, и мы показываем, как они работают. Рассказываем, как событие или мероприятие влияет на получение той или иной ценности. Директора школ, их заместители и советники — это высококвалифицированные педагоги, которых сложно удивить теорией. Поэтому вся наша деятельность направлена на то, чтобы они это прочувствовали.

У нас даже есть собственная методика, в рамках которой они разбиваются по отрядам и живут пять или семь дней, в зависимости от программы, как артековцы. Они поднимают флаг. Во время зарядки вспоминают наших олимпийских чемпионов. Показываем им все то, что должно стать основой гражданской идентичности, чем ребенок должен гордиться и к чему стремиться, на кого равняться.

МДЦ «Артек» — пилотная инновационная площадка. Этот статус дает нам возможность реализовать здесь все проекты Министерства просвещения РФ.
Три запроса
— С момента присоединения Крыма, которое состоялось десять лет назад, удалось сделать очень многое в развитии «Артека».
— Родительское сообщество интересуют три ключевых вопроса, и за десять лет «Артек» ответил на каждый из них. Первый — организация питания. По итогам летней оздоровительной кампании 2024 года питание в «Артеке» признано лучшим в России и рекомендовано для трансляции как лучший опыт в области отдыха и оздоровления. В частности, об этом было заявлено на Всероссийском форуме организаторов детского отдыха и оздоровления «Большие смыслы — 2024», который проходил во Всероссийском детском центре «Смена».
Одна из главных традиций в «Артеке» — это путевка как награда за достижения. Так государство обращает внимание на ребенка, подтверждает, что важен, поддерживает проактивную позицию
Второй запрос родителей — медицинское обеспечение. Мы проводим качественную диагностику здоровья детей. Вместе с Роспотребнадзором осуществляем входной медицинский контроль состояния их здоровья.

Также следим за их состоянием и в период нахождения на смене. Сотрудничаем в этом плане с Федеральным медико-биологическим агентством и Министерством здравоохранения Республики Крым. Стараемся создать условия для лечения детей. Ребенок может заболеть, это естественный процесс, но нам важно организовать для него именно такой профессиональный многосторонний подход.
Третий запрос — безопасность. Детям она обеспечивается под руководством межведомственной комиссии при полномочном представителе президента России в Южном федеральном округе Владимире Устинове. В комиссию входят все правоохранительные структуры и ведомства. Так, безопасность «Артека» сегодня обеспечивают МВД, Росгвардия, МЧС и ФСБ.

Кроме того, мы возвели забор и ограничили доступ на нашу территорию. Однако важнее другое. Мы построили жилой дом и переселили туда всех жителей, которые в разное время находились на территории лагеря. Почти 450 человек проживали в 168 объектах, незаконно построенных или находящихся в аварийном состоянии. Теперь же в «Артеке» проживают только дети, вожатые и педагогический состав.
Возможности для молодежи
— Давайте поговорим про Росмолодежь. Вы возглавляете ее общественный совет, в который я имею честь входить. Как мне кажется, Росмолодежь сейчас большую силу набрала. Какие перспективы в связи с этим открываются?
— Для меня это было новое направление. Когда я в период с 2022 по 2023 год в него погружался, то увидел, сколько делается в области молодежной политики сегодня со стороны государства. Это был шок. Столько, оказывается, предоставляется возможностей, ресурсов, различных форм поддержки.

Что касается общественного совета, то на сегодняшний день тот коллектив, который в нем работает, — это сложившаяся целеустремленная команда. Мы уже полноценно участвуем в экспертизе всех законодательных инициатив комитета молодежной политики. Это происходит практически каждую неделю — готовим свои предложения на их запросы.
Недавно, например, на очередном ВКС Государственной думы я акцентировал внимание на внесении изменений в законодательство по части профсоюзов по молодежной политике. То есть мы выступаем не только как эксперты с функциями контроля, но и содействия в реализации полезных инициатив. Одно из направлений — и это наша гражданская позиция — поддержка участников СВО. Мы устраиваем периодически акции, сотрудничаем с госпиталями, приобретаем необходимое оборудование, отправляем продукты. Все это делаем системно.

Есть еще направления. Мы приступили к ним в этом году, и, я думаю, они станут основой нашей работы в следующем. Во-первых, необходимо доносить через наши ресурсы до как можно большего количества молодых людей объективную и достоверную информацию.
Во-вторых, реализовать сеть общественных советов при районах. Сегодня 2/3 из них уже создано. Мы начали системную подготовку этих общественных советов, обучение. Встречаемся с ними ежемесячно, делимся опытом, берем положительные примеры в работе одних и транслируем на другие. Работа в этом направлении позволит в том числе увеличить возможности предоставления объективной и аргументированной информации о работе государства в области молодежной политики.

В-третьих, важно обеспечить взаимодействие с другими общественными советами. Например, при МВД. Мы, кстати, их пригласили и будем в ближайшее время рассказывать о том, чем занимается наш общественный совет. Провели также рабочие встречи с Россотрудничеством. До конца года запланировали также встретиться с Росфинмониторингом и Министерством культуры. Считаю, что межведомственное и межотраслевое взаимодействие позволит увеличить охват и создать условия для молодых людей.
Кроме того, при составлении плана работы на следующий год я буду предлагать наметить цели в разрезе каждого члена общественного совета: какой они будут реализовывать проект, на что искать ресурсы, чему уделять свое время. Мне кажется, это будет более эффективно.
— В заключение назовите основные направления деятельности Росмолодежи.
— Главный для нас вызов 2025 года — старт национального проекта «Молодежь и дети». Нельзя размениваться. Необходимо сконцентрироваться именно в этом направлении, объединить для реализации этого проекта все ресурсы, в том числе и общественные.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще