ШКОЛА. ЛИДЕРЫ

Школа обгоняет время

В этой школе ответственность не только у директора и замов, но и у каждого педагога. Субъектность не только у ребенка, но и у учителя. Здесь чаще слышишь: «наставник», «тьютор», «помощник», чем «руководитель». Распределенное управление предпочтительнее, чем сильная вертикаль.

При этом в сфере менеджмента все более чем благополучно: этой команде удается быть буквально впереди всех. У нас только один вопрос: как? Отвечают лидеры образовательной практики школы «Личность» в Новороссийске.
Елена Сычева
кандидат педагогических наук, директор ЧОУ СОШ «Личность»
Елена Рудик
заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность» по НМР
Снежана Федоренко
заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность» по УВР
Наталья Алексеенко
заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность» по ВР
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — негосударственная организация

Директор — Елена Сычева

Количество обучающихся — 160

Местонахождение — г. Новороссийск, http://shkola-lichnost.ru/
Нестихийная инициатива
Школа «Личность» задумывалась как организованная альтернатива стандартным подходам в образовании и пространство для инноваций. Идея вкладывать деньги в частное образование более чем необычная для того времени, но тем не менее в открытии школы есть большая заслуга города. Сегодня можно уверенно сказать: труды всех причастных оправдались.

 — «Крестным отцом» и идейным вдохновителем нашей школы я считаю Петра Юрченко, заслуженного учителя РФ, — рассказывает директор Елена Сычева. — Он убедил меня возглавить будущее негосударственное учреждение, предложил использовать пустовавшее здание детского сада.
Более десяти лет школа входит в пятерку лучших образовательных организаций Краснодарского края по критерию сдачи ЕГЭ — 85 и выше
Ничего не вышло бы без поддержки тогдашнего мэра города Валерия Прохоренко, поверившего в меня, молодого директора. Его усилиями была сделана реконструкция, ремонт здания. И хотя его содержание сейчас требует огромных вложений (таких, что проще построить новое), отсутствие в том числе арендной платы дает возможность льготного обучения 25% контингента (дети, чьи родители работают в бюджетной сфере, победители олимпиад, отличники).

Педагогом-наставником и эталоном современного директора стала для меня Любовь Машина, директор московской частной школы «Президент»; от своего школьного учителя русского языка, а затем коллеги Александры Самигуллиной я восприняла один из главных принципов работы: обучение не ограничивается рамками урока.
В открывшейся в 1998 году школе было всего 28 учеников с 1-го по 7-й класс. Сразу был взят курс на сотрудничество с лучшими практиками. Значимый педагогический опыт привозили отовсюду и адаптировали к своим задачам и особенностям. А через семь лет случился эксперимент с ЕГЭ, о котором город и край узнали только в ноябре. Старшеклассники «Личности» заняли первое место по количеству баллов по математике и второе по русскому языку уже в тот первый экспериментальный год.

Сейчас в школе 160 детей и 76 сотрудников, и уже более десяти лет школа входит в пятерку лучших образовательных организаций Краснодарского края по критерию сдачи ЕГЭ — 85 и выше.
— Это важная задача школы — подготовить детей, которые смогут претендовать на лучшие позиции в жизни, и мы эту задачу выполняем, — поясняет директор. И действительно, «Личность» входит в топ-100 лучших учебных заведений России в рейтинге 2020 года по конкурентоспособности учеников. В этом же рейтинге школа занимает 34-е место по конкурентоспособности учеников по гуманитарным дисциплинам, 18-е место — по естественно-научному направлению. Каждый третий ученик — победитель муниципального этапа ВОШ по основным предметам.

 — Конечно, родители заинтересованы в том, чтобы дети получали превосходное образование и поступали в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга. И наши дети становятся студентами МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ. Многие выбирают профессию врача и учатся в Первом Сеченовском, Пироговском университетах. В этом году несколько выпускников поступили на бюджетные отделения в МГИМО, чем мы очень гордимся, — рассказывают педагоги.
Мир как текст
Заместитель директора по НМР Елена Рудик работала в другой школе и наблюдала со стороны, что происходит в «Личности»: там учился в 10-м классе ее сын, дальнейшее поступление которого на бюджетные отделения сразу МГУ и НИУ ВШЭ Елена считает заслугой школы.

 — Все, что я видела там: и внеклассные мероприятия, и учебная деятельность, производило ошеломительное впечатление своей «настоящностью», уровнем организации процессов, вниманием к индивидуальным достижениям ребенка.

Первым делом, в которое включилась новый завуч, был проект, посвященный развитию читательской культуры «Про-движение книги». В чем суть? Берем книгу (от Валентина Каверина до Умберто Эко) как основу для организации метапредметной, проектно-исследовательской деятельности. Ребенок при поддержке тьютора формулирует исследовательскую задачу с позиций одной из областей знания: математики, истории, биологии, и тьютор индивидуально работает с ребенком в течение двух месяцев.
Сегодня этот локальный проект для учеников одной школы вырос в сетевой всероссийского масштаба с участием нескольких десятков школ от Волгограда до Читы. Книга и читательские компетенции — в основе образовательного процесса школы, а развивать функциональную грамотность здесь начали задолго до того, как стали широко обсуждаться результаты PISA.

Каждый год педагоги «Личности» представляют свой опыт на международных всероссийских конференциях: 75 публикаций в научно-методических изданиях, рецензируемых ВАК, сборниках статей конференций; мастер-классы по развитию креативного, критического мышления, которое лежит в основе функциональной грамотности, приемы работы с текстом на уроках истории, математики, биологии.
Развитие читательской культуры — не единственное направление работы. Театральные, туристические, спортивные проекты, сотрудничество по линии ЮНЕСКО, включающее детей в изучение культурного и природного наследия, — все это расширяет рамки общения, социализирует.

Статус школы как базовой площадки НИУ ВШЭ тоже дает много возможностей и детям, и родителям, и учителям. Академия старшеклассников с погружением в отдельные предметы, олимпиадное движение «Высшая проба», чемпионат сочинений, онлайн-собрания для родителей, курсы повышения квалификации и олимпиады для педагогов «Профи-край», в которых преподаватели участвуют ежегодно — и побеждают.

Такого рода внеурочной и учебной работы в школе много, но главное, что важен ребенок в проекте, а не проект ради проекта. Как и инновация — для лучшего результата, а не ради самой инновации.
Научно-методическое чутье
Многие инновационные идеи в этой школе реализуются раньше, чем в среднем по стране. Дистанционное обучение — с 2010 года, индивидуальные учебные планы старшеклассников — более десяти лет, история сетевого взаимодействия в школе начинается с ее открытия.

 — Мы ясно осознаем свою административную задачу: идти вперед, опережать практику, — отмечает Елена Рудик. — Наверное, частное образование интересно не тогда, когда стоит вровень с имеющейся практикой, проявленными тенденциями, а когда реализует эту главную возможность — двигаться вперед. Зону ближайшего развития для себя и его направления мы определяем сами, в чем видим отличительную особенность нашей организации.
Частное образование интересно не тогда, когда стоит вровень с имеющейся практикой, а когда реализует главную возможность — двигаться вперед
Мы неоднократно становились региональной площадкой по теме методического сопровождения деятельностного подхода, и уже тогда для нас это была скорее констатация факта, уровня нашего актуального развития. В 2017 году школа стала ресурсно-методическим центром НИУ ВШЭ по направлению «Смешанное обучение» и работала по этой теме два года. Выбор темы обоснован тем, что именно смешанное обучение позволяет осуществлять персонализированный подход к детям. Например, мы проводим уроки в модели «ротация станций», которые позволяют организовать деятельность индивидуально.

Надо сказать, что мы пришли в НИУ ВШЭ уже достаточно подготовленными, опытными в организации смешанного обучения, мы были интересны коллегам. Одновременно такое сотрудничество помогает нам быть на несколько шагов впереди.
Проверкой качества нашей научно-методической работы стал вынужденный переход на дистант, затратный с точки зрения количества усилий педагогов, но в целом безболезненный. С первых дней онлайна через использование Google-форм мы организовали живое общение и сопровождение педагогов. В Google-таблицах задали параметры мониторинга работы педагога: приемы, практические кейсы, вопросы. Педагог каждый день заполнял эти позиции, мы анализировали таблицы и оказывали методическую помощь. Обратная связь была мгновенной. Нам удалось уйти от необходимости создавать множество неэффективных чатов. Jamboard, другие интерактивные доски — мы сразу использовали все необходимые цифровые инструменты, чтобы избежать эффекта говорящей головы на экране и организовать в цифровом пространстве полноценный учебный процесс. На методическом совете оперативно разработали основы работы в Zoom — это единственный инструмент, который был для нас новым.

Так что инноватика для нас часть повседневности. Когда ввели ФГОС, мы поняли, что уже действуем в рамках, задаваемых этим стандартом; сейчас говорят о новом ФГОС, и мы понимаем, что и в этом направлении шаги уже нами сделаны.
Отряд избранных
При обилии интересных научно-методических идей удается избежать эффекта лоскутного одеяла, сохранить целостность образовательного процесса.

 — Все зависит от лидера, правильно выстроенной системы методической работы, а также индивидуальной системы сопровождения педагогов, — поясняет Снежана Федоренко, заместитель директора по УВР.

 — В методическую работу мы погружаемся на каникулах, когда не работаем с детьми и родителями. Завуч здесь выступает как тьютор, координатор, помощник. Педагоги видят, что не отнимается время от учебного процесса, все оптимально организовано, видят, что система эффективна, и принимают ее. В методической работе только так: увлечь, смотивировать, заинтересовать.

Для нас очень важно, чтобы все педсоветы, методсоветы проходили в деятельностном ключе. Если мы изучаем формирующее оценивание, то организуем соответствующую работу педагогов в группах. Если осваиваем технологию Agile в eduScrum, то проводим педсовет в этой технологии, чтобы показать, как она работает.
Необходимо, чтобы учителя были ответственны за те решения, которые в школе реализуются, чтобы были включены в этот процесс и понимали свою роль в нем, да и вообще в работе школы. А это происходит только тогда, когда есть деятельность и делегирована ответственность каждому педагогу.

Субъектность детей в обучении невозможна без субъектности учителей, именно с этого надо начинать. Эта позиция не сложится в работе педагогов без предварительной работы с ними.

Поэтому в школе «Личность» тьюторы есть не только у ученика, но и у педагога: работает система индивидуального сопровождения. В начале каждого учебного года учитель и тьютор определяют точки роста, то есть результат года, к которому нужно идти, и инструменты, которые понадобятся. Таким образом, каждый педагог движется по своей траектории индивидуального развития в своем темпе.
Дальше — еженедельные встречи, на которых мы анализируем, что получилось, что не получилось, делаем промежуточный анализ (не назову это контроль). По группам работаем над направлениями научно-исследовательской работы школы: кто-то разрабатывает диагностику чтения с экрана, кто-то занимается смешанным обучением, кто-то конкретизирует стратегиальный подход.

Педагоги в частной школе в принципе высоко мотивированные люди, наши педагоги — это отряд избранных, в котором к каждому надо подходить индивидуально, понимая запросы, потребности, особенности.
За пределами кабинета
Рассматриваем школьную газету последних лет: живые голоса детей, мнения и достижения, плотный событийный ряд, сгущенное школьное время. Много публикаций посвящено самоуправлению, деятельности «парламента», статусам и премиям «Ученик года», «Класс года». Видно, что это важно, престижно.

 — Все, что происходит на уроке, должно продолжаться и вне его: проектная работа, вовлечение в познавательную деятельность во всех возможных формах. Поэтому мы много чего перепробовали, чтобы наполнить смыслом перемены: мини-квесты, печа-кучи, небольшие экспериментариумы. Поэтому важен проект «Образовательное пространство», где ребенок может участвовать в преобразовании школьного пространства, его обживании и оживлении, — рассказывает Наталья Алексеенко, заместитель директора по ВР.
— Те компетентности, которые мы формируем в учебном процессе, не могут не развиваться во внеурочной деятельности, иначе встанет вопрос о целостности и системности работы школы. Поэтому мы используем рейтинговую оценку активностей, на основании которой присваиваются статусы «Ученик года», «Класс года». Детей это мотивирует быть более инициативными, участвовать в большем числе событий.

В самоуправлении дети учатся коммуникации, ответственности и умению самостоятельного планирования. Когда ребята в роли администраторов становятся полноправными хозяевами школы и кабинета директора, они соприкасаются с ответственностью, осваивают новые социальные роли. Опыт инициативной группы, которая участвует в самоуправлении, распространяется и на остальных, меняет качество взаимодействия в детском коллективе. Происходит воспитание авторитетом старшеклассников. При нашем количестве учеников все друг друга знают, авторитет значим, и нормально, если старший корректно укажет на несоответствия младшему или, наоборот, подбодрит.
Глядя в будущее
Планов много. Есть желание и готовность открыть для города классы предуниверсария, хотелось бы вывести детсад из здания школы, — рассказывает директор.

 — Но складывается впечатление, что, несмотря на первоначальную инициативу, благодаря которой школа возникла, еще нет того уровня общественной зрелости, когда можно говорить об инвестициях в частное образование, тем более об идее эндаумента. Успешных, законченных проектов ГЧП, мягко говоря, немного.

Но отмечу лишь, что не вкладываться в образовательную инфраструктуру нельзя. Яркий пример: мы в этом году приняли на работу пятерых специалистов, из них только один из Новороссийска.
В любом случае нам неинтересно замыкаться в себе и работать только в рамках своей организации, а интересно выходить на уровень взаимодействия с сетевыми партнерами, не только с частными школами, но и с государственными, с самыми разными, в том числе из глубинки, — объясняет Елена Сычева. — Продолжаем дружить с частной школой «Президент», которая делится с нами находками, новшествами в московском образовании. Приятно смотреть, как движется семимильными шагами школа «Поколение» в Волгограде, с которой нас связывают годы дружбы и совместных проектов. Дружим и сотрудничаем со школами «Эрудит» и «Лидер» из Краснодара.

Являясь для кого-то, может быть, отправной точкой, мы стараемся учиться у коллег-партнеров, двигаться вперед, поддерживать друг друга. В этом смысл уникального и непростого сообщества частного образования, которое развивает инновационные идеи, и прежде всего такие, где ребенок в центре всего.
Беседу вела Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще