«Школа мечты»: ключ на старт!

1 сентября 2022 года более 1000 школ России встретили своих учеников обновленными — это первые итоги беспрецедентной программы капитального ремонта школ, рассчитанной в ближайшем горизонте до 2026 года. Программа капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы «Развитие образования» реализуется Министерством просвещения России вместе с Минстроем России и субъектами Российской Федерации, до конца 2026 года планируется капитально отремонтировать 7300 школ. Предполагаемый итог программы — создание комфортной, безопасной и современной образовательной среды, которая вдохновляет, мотивирует детей учиться, творить и развивать таланты.

Говоря о программе, президент России Владимир Путин четко обозначил основных заказчиков проекта — это дети, их родители и педагоги. Именно с ними предложено обсуждать все детали планируемого ремонта, а контроль за реализацией проекта, помимо государственных органов, осуществляет в том числе и Общественная палата Российской Федерации.

Что открыл проект в первый год реализации и почему путь к «школе мечты» оказался непростым, мы обсудили с Натальей Кравченко, руководителем федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры, председателем комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Российской Федерации и идеологом проекта «Школа мечты».
Наталья Кравченко
руководитель федерального штаба общественного контроля по вопросам капитального ремонта школ и развития школьной инфраструктуры, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты Российской Федерации, идеолог проекта «Школа мечты»
— Почему «Школа мечты», что это значит и чего ждать?
— Потому что школа должна стать тем местом, где мечты рождаются и исполняются. А для этого важно соответствовать высоким запросам современных детей, родителей, педагогов, быть созвучной применяемым образовательным технологиям, и еще многое-многое другое, о чем пока еще многие школы только мечтают. В этом году стартовала программа капремонтов, и в ходе наблюдения за ходом этого масштабного проекта мы с коллегами обнаружили, что у школ был разный подход к проведению ремонта. Где-то остановились на том, что все грамотно со строительной точки зрения — крыша больше не течет, окна новые, стены гладкие и чистые. А где-то пошли дальше — привлекли дизайнеров, которые смогли воплотить идеи детей и взрослых, предложили варианты пересборки пространств, использование современных практики и материалов в их оформлении. И такой подход больше соответствует ожиданиям «заказчиков» — именно он и есть перезагрузка.
Мы привлекли ученых, дизайнеров, психологов к этой теме и убедились — пространство современной школы это уже не только про «чистенько и аккуратно», это подход, основанный на потребностях участников образовательного процесса, потребностях современных образовательных программ. Еще в прошлом веке ученые задумались над тем, как пространство влияет на ощущение человека в нем. Так вот, тогда выяснили, что в светлом и уютном, аккуратном пространстве люди наделяют друг друга позитивными качествами, лучше друг о друге думают и друг к другу относятся. И это — тоже важный критерий для школы, в которой должно хотеться идти.
— Наверно, речь сейчас о частных и прочих «богатеньких» школах, а что с простыми рядовыми школами?
— Во-первых, ни одна школа не может быть рядовой, если к ней так не относиться. Во-вторых, технологии доступны любой школе. Мы изучали опыт частных школ и поверьте, там вовсе не любят сорить деньгами. Например, мы видели частные школы, где на стенах практически ничего нет — такой подход. Зато есть зоны уединения, зоны комфортного общения, есть понятная навигация по школе, есть возможность пересобрать пространство для работы в малых группах. И видели прекрасные государственные школы, где пространство можно оперативно превратить в актовый зал или поделить на несколько рабочих зон, где есть мастерские с цифровыми технологиями и мастерские для ручного труда. Важен оправданный подход — современный дизайн именно про это.
— И что, теперь школам искать дизайнеров?
— Почему бы и нет. Только где б их найти? У нас уже жители страны научились уважать дизайн, многие творчески подходят к ремонту своего жилья, но дизайн образовательных пространств — совершенно другое дело. Тут нужно быть, что называется, насмотренным, знать тренды, материалы, требования, а мы, когда начали заниматься вопросом, с удивлением обнаружили, что у нас в стране порядка 70 факультетов готовят дизайнеров и архитекторов, и лишь одна на всю страну кафедра в МГПУ занимается исследованием дизайна образовательной среды. Конечно, мы их нашли. Мы нашли специалистов, кто разрабатывал дизайн лучших школ — таких, как Летово, Новая школа, Снегири и другие, нашли современные государственные школы с интересным подходом и поняли, что надо делиться своими знаниями и своей идеей современных пространств в школах.
Возвращаясь к вашему вопросу о дизайнерах. Их не так просто найти, как мы поняли. Для того, чтобы начать искать, надо сформировать запрос у самих директоров школ. Коллегам надо подсказать, показать, как это может быть по-другому. Возникла идея о создании, скажем так, банка доступных решений — откуда можно почерпнуть знания, идеи и даже контакты знающих дизайнеров и архитекторов. Здорово звучит? Но мы решили сначала сами протестировать свою идею. Помог проект «Открывая Россию заново» — это программа студенческих экспедиций на разные темы. Понятно, что такой, как «Школа мечты» еще не было.

И вот идея переросла в экспедицию. Мы провели отбор по всей стране, и по конкурсу собрали команду из 15 студентов. К нам приехали прекрасные ребята из Владивостока, Нальчика, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Уфы, Сыктывкара, Читы, Екатеринбурга и Москвы и действительно стали командой всего за неделю.
— А что за программа была в экспедиции?
— Нам важно было показать опыт разных школ, оценить его вместе с экспертами, дать ребятам недостающие знания. Среди площадок, где проходили образовательные экскурсии — московские школы № 547, 2070, 548, 1502, «Летово», «Снегири», «Новая школа», гимназия им. Е. Примакова, школа TUMO, Wunderpark и школа «Мир» в Доброграде. Лекционный цикл от технологии соучаствующего проектирования, где исследуется мнение детей и педагогов, эмоциональная оценка образовательной среды и происходит интеграция пожеланий в практически ТЗ для дизайнера, — до лекций по санитарным нормам, дружелюбному дизайну, философии пространств, очень заинтересовались ребята знаниями о современных материалах. К примеру, знаете, что можно избавиться от изнуряющего шума, который всегда есть в школьной столовой? Это позволяют сделать шумопоглощающие панели. Есть полы, с которых смывается любая краска, есть покрытия, которые не скользят. Важным было узнать, как проводить зонирование в школе, как обеспечивать безопасность методами дизайна. К примеру, есть даже тепловая карта возможных мест буллинга. Где чаще всего ребенок можт этому подвергнуться? Например, в раздевалке. Значит, раздевалка должна быть просматриваема. То есть, конечно, детей воспитывают и продолжают рассказывать, как надо себя вести, но еще и средствами дизайна создают более безопасное пространство.
— Какие еще секреты вы открыли?
— Секретов много. От того, что нужны стены с поверхностями, где можно рисовать, до необходимости тихих зон. Но суть не в этом. Главный секрет — что создать проект для школы смогла наша сборная из разных регионов всего за несколько дней. Они познакомились в Москве, семь дней мотались с утра до ночи по школам и лекциям, и — выдали проект, который эксперты оценили как очень качественный. Я говорю о проекте для Котеревской школы в Истре, которая как раз скоро уходит в капитальный ремонт. Наши студенты провели там исследование, сняли замеры и — подготовили визуализацию дизайна. Именно этот секрет важен, такой опыт можно тиражировать. Только представьте, что директор школы перед тем, как вступать в программу ремонта, может открыть такой виртуальный банк решений, посмотреть, что ему подходит, затем связаться с дизайнером и доработать проект под свою школу.
— Но это же всего один проект, верно?
— Пока да. Но мы показали путь решения. И то, что он правильный, доказывает и поддержка Министра просвещения Сергей Кравцова — наши студенты встретились с ним на старте экспедиции, рассказали про свои идеи, нашли общий язык. Возможно, как мы планируем, это выльется в общероссийский конкурс и образовательную программу. В этом направлении мы ищем партнеров, а заинтересованных лиц может много. Во-первых, вузам наверняка интереснее учить своих студентов проектированию и дизайну на реальных объектах — это настоящая профессионализация. Во-вторых, это важно для регионов, именно им нужны идеи и решения для школ. В-третьих, это важно для педагогического и родительского сообщества. Пока в методических рекомендациях к капитальному ремонту школ не зафиксировано, как закрепляются результаты обсуждения образа школы, которая идет в ремонт. Работа с дизайнером и архитектором в методике соучаствующего проектирования решает эту проблему. И, конечно, этот проект должен стать системным решением. Как всегда, кто-то оказывается застрельщиком, а потом подтягиваются остальные.

Сейчас мы делаем попытку тиражировать опыт наших участников экспедиции — уже они набирают группы, чтобы вместе с другими студентами пройти этапы соучаствующего проектирования и предложить идеи для школ в своих регионах.
— Почему это так важно?
— Важно все, что связано с детьми, их становлением и развитием. Школа не просто здание плюс уроки. Школа это общение, развитие, первый опыт построения коммуникаций, первые удачи и неудачи, это своего рода культурный центр для прилегающих районов. А чтобы в школу хотелось бежать, она должна быть уютной, креативной и соответствующей запросу поколения и образовательного процесса. Знаете, о чем чаще всего говорили дети, когда их спрашивали, что они хотели бы изменить в своей школе? Не о кабинетах, а о туалетах, о столовых, о рекреациях. Потому что дети в школе живут, проводят весь свой день. А из-за того, что туалеты «не дружелюбные», дети чувствуют себя там небезопасно, некомфортно, у нас больше 50% учеников не посещают туалет в школе. Представьте, проще потерпеть, но не ходить туда. Столовые — я уже говорила про шум, но и в целом обстановка во время еды должна способствовать хорошему настроению, иначе любая еда не пойдет впрок. И это тоже решается за счет дизайна — шумопоглощение, удобные стулья, быстропересобираемое пространство, свет. К свету вообще много вопросов. Зрение у детей падает еще в начальных классах, нужно больше естественного освещения, и это тоже задача дизайна. Важно место для общения, где можно поработать, поиграть, пообщаться, подвигаться, а еще необхолимы «психологические убежища» — мягкие нешумные пространства, где ты можешь отдохнуть от суеты и перезагрузиться. Кстати, и педагогам такие «норки» необходимы, на них ложатся сверхнагрузки.
— А что думают об этом дети?
— Что интересно, на старте экспедиции на встречу с министром просвещения мы пригласили юных дизайнеров из архитектурной школы «Старт» — девчонки и мальчишки пришли со своими идеями и проектами. Так вот они во многом совпали с тем, о чем говорили наши студенты. Важна освещенность, комфорт, экологичные материалы, пространства для общения. Возможно, находка проекта «Школа мечты» еще и в том, что студенты сами недавние школьники, они сами еще в этих ощущениях школьного пространства недавно жили, они его чувствуют. С другой стороны, проект поможет выявить молодые таланты и дать им дорогу в жизнь — своего рода социальный лифт, когда ты готовишь проект для школы, и тебя замечают, ты получаешь известность и уже повышаешь свой рейтинг в сообществе. Да и сами студенты узнают много нового — как говорили участники экспедиции, в своих вузах их учат хорошо, но не было такого практического приложения.
В экспедиции мы разбирали много разных кейсов: в одной школе, например, стены активно используются, создаётся развивающая среда вокруг. Где-то считается, что стены не нужно активно использовать. Вообще сейчас нет догмы, есть тренды и дискуссии вокруг этого. Именно сейчас формируется новый подход и стандарты в области организации современных учебных пространств.
Для всех нас это был пилотный проект. Нам важно было понять, можно ли взять ребят, которые никогда не работали со школами или мало работали, но интересуются данной темой, в короткие сроки их прокачать и дать им возможность применить свои знания на практике. Ответ: можно! Мы хотим масштабировать проект через большой всероссийский конкурс архитектурных и дизайнерских проектов школ, в скором времени определим формат этого конкурса, и там будет обязательно образовательный модуль для тех, кто намерен работать со школьными пространствами. Мы хотим обратить внимание вузов на то, что у школ есть запрос на работу с дизайнерами и архитекторами в образовательных пространствах. Хотим создать доступный короткий образовательный курс, и дальше мы хотим соединить талантливых студентов с теми школами, которые нуждаются в ремонте. Курс будет скорее онлайн, чтобы он был доступен максимальному количеству людей. А экспедиции мы будем повторять. Это все звенья одной цепи. Кто-то пойдёт глубоко, кто-то уже готов работать со школами и просто не знает, что есть запрос. Нам кажется, что может получиться здорово. По итогам хотим создать банк идей с реальными проектами для школ.
Программа капремонтов идёт до 2026 года и, вероятно, будет продлеваться. Возможно, первый этап конкурса сделаем с теми регионами и школами, которые сами захотят участвовать. Мы хотим поднять вопрос культуры отношения к школе, культуры школьного пространства. Помните, как в какой-то момент произошло переосмысление собственных квартир. Люди убрали ковры со стен, перестали клеить обои в цветочек, избавились от ненужных вещей, подумали об эргономике и дизайне. Возникло другое понимание, что такое красиво, функционально и удобно. Такая же культурная революция должна произойти и относительно школьных пространств. Образование, школа — это всегда про будущее, значит, в настоящем школьные пространства должны соответствовать требованиям этого будущего. «Школа мечты» открывает это будущее школьных пространств уже сейчас.
— Как развивается проект?
— Со 2 по 5 декабря 2022 года в Центре знаний «Машук» (Пятигорск) прошла образовательная программа для тех, кто готов подойти к решению задач капитального ремонта российских школ творчески и по-современному. За три дня участники программы в «Машуке» получили знания от лучших экспертов, на практике освоили методику соучаствующего проектирования и разработали модели региональных подходов к решению этой непростой задачи на стратегических сессиях. Как решить задачу, думали около 130 представителей 19 регионов России — от директоров школ до ректоров вузов и управленцев в сфере образования. Рецепт успеха в сумме нескольких слагаемых: просвещение директоров школ, студентов и молодых специалистов в области архитектуры и дизайна современных образовательных пространств, и — совместная работа с применением уже имеющегося опыта и на основании мнения «основных заказчиков». Креативный ресурс студенческого сообщества и молодых специалистов способен предложить творческие решения, которые лягут в основу банка решений для школ страны.
Мы видим, как по-разному регионы решают эту задачу. В рамках проекта «Школа мечты» мы стараемся помочь — в данном случае через сообщество студентов — в освоении современных инструментов дизайна образовательных пространств. Наличие в школе креативных пространств для коммуникации, зон психологического комфорта, понятная навигация, безопасный антибуллинговый дизайн работают на обеспечение комфорта педагогов и учеников, а это влияет на результаты обучения и поведения детей, в том числе профилактику негативных ситуаций.

У проекта появились амбассадоры из числа участников первой большой экспедиции, своими силами при поддержке платформы «Россия — страна возможностей» они провели малые студенческие экспедиции в Кабардино-Балкарии, Башкортостане, Адыгее и Краснодарском крае. Студенты получают в экспедиции ценные знания и опыт, повышают свою экспертность, становятся более востребованными в своем регионе, решая не гипотетические, а прикладные задачи вместе с командами развития школ. Итогом малых экспедиций также стали проекты школьных пространств, основанные на знаниях ребят и работе со школьным сообществом.

Осенью 2023 года планируется две федеральные экспедиции с маршрутами по столицам (Москва и Санкт-Петербург) и на Урал. Мы видим, что интерес к проекту только растет.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще