ДВИЖЕНИЕ. СООБЩЕСТВО

«Просто нет вторых»

В июле два года исполнилось Общероссийскому общественно-государственному движению детей и молодежи Движение Первых. Председатель правления организации Григорий Гуров в интервью главному редактору EdExpert Денису Кравченко рассказал о том, как найти общий язык с подростками и почему важно бороться с формализмом.
Григорий Гуров
Председатель правления Движения Первых
Жизненная навигация
— Как можно определить главную идею Движения Первых, в чем суть этой общественно-государственной инициативы?
— Основа движения — его участники, дети от шести лет и молодежь до 25, а также учителя, наставники и родители. Это детско-взрослое сообщество, организованное по принципу самоуправления, соавторства в работе над проектами, которые приносят практическую пользу ребенку, родителю и государству.
Ни один проект не начинается без активного участия детей, ребята самостоятельно принимают многие организационные и стратегические решения, взрослые же выступают в роли наставников
«Делать вместе с детьми, а не вместо» — вот формула, которая описывает наш подход. Ни один проект не начинается без активного участия детей, ребята самостоятельно принимают многие организационные и стратегические решения, взрослые же выступают в роли наставников.

Совместная продуктивная деятельность и проектная работа позволяют реализовать один из главных смыслов нашей работы — с опорой на опыт и поддержку компетентных взрослых воспитывать традиционные ценности. Это дружба, любовь к Родине, взаимопомощь, созидательный труд.
— Задачи движения — сопровождать формирование жизненной траектории молодого человека, помочь выстроить этапность самоопределения. Получилось ли это за два года работы?
— Для того чтобы поддержать жизненное самоопределение ребенка, очень важно дать ему возможности для расширения кругозора, получения нового опыта и навыков. Мы стремимся сделать так, чтобы за время обучения и участия в движении ребята посмотрели страну, регионы, предприятия, где могут работать, увидели университеты. Увидеть, попробовать, выбрать для себя направление развития в сфере науки, технологий, культуры или экологии это становится возможным для участников движения благодаря нашим партнерам, таким, например, как ОАО «Российские железные дороги».
В попечительский совет движения входят руководители самых крупных компаний страны, и на основе инфраструктуры партнеров мы проектируем программы поддержки профессионального самоопределения. В рамках нашего профориентационного направления дети знакомятся с работой организаций, производств и предприятий в самых разных отраслях экономики.
Форматы и интересы
— Коллективные форматы работы оставляют простор для индивидуального развития каждого в рамках движения? Удается ли поддержать становление субъектности ребенка в условиях масштабного общественного движения?
— Говорить о коллективизме без индивидуализма невозможно. Человек индивидуален, у каждого есть свои особенности, желания, амбиции. Вопрос лишь в том, как эти амбиции встраиваются в коллективную деятельность. Когда наши критики спрашивают: «А что, все должны быть первыми?», мы говорим: «Нет, просто нет вторых». У каждого есть возможность быть первым в чем-то.
Что же касается поддержки становления субъектности, надо помнить о специфике движения как детско-взрослой общности. Конечно, взрослые участники движения задают организационную рамку, удерживают ценностное единство воспитывающей среды. Организационная структура движения огромна: шесть тысяч человек работают в региональных отделениях, две тысячи — в муниципальных, 46 тысяч — в первичных. Но и детское сообщество — это тоже реальная действующая сила: ребята участвовали в определении миссии движения и направлений работы, они принимают самостоятельные решения и запускают собственные проекты, общие ценности детско-взрослого сообщества формируются и поддерживаются именно в совместной работе.
— Какие подходы, форматы, по вашему мнению, наиболее эффективны в работе с современной молодежью?
— Личный пример самое важное, поэтому отдельное направление работы в движении связано с наставничеством. Здесь нам серьезно помогают Министерство просвещения РФ и Росмолодежь.

Специально созданные для этого образовательные центры «Машук», «Сенеж», «Таврида» обучают наших педагогов и наставников. Кроме того, в рамках движения мы развиваем «Академию Первых», цифровой ресурс, где отдельные образовательные блоки разработаны специально для подготовки наставников с учетом воспитательных целей движения. Подготовленные педагоги затем помогут детям найти свой путь и свое призвание.
— А что говорит сама молодежная аудитория? Что можно сказать о ее интересах?
— Мы тщательно исследуем нашу аудиторию и стараемся максимально поддерживать и развивать интересы участников движения. Обратная связь помогает нам лучше понимать ребят, иногда удивляет.

Например, бытует мнение, будто с нынешним поколением что-то не так: молодые люди слишком ориентированы на материальные ценности и финансовый успех. Но, как ни парадоксально, предпринимательское направление у нас не такое массовое, как, например, «Зарница 2.0». Ребятам очень интересно походное движение, все хотят путешествовать, увидеть разные регионы страны. Мы развиваем это направление вместе с Росмолодежью, в том числе в рамках проекта «Больше, чем путешествие». Все эти мероприятия включают ребят в реальную жизнь, в социальное взаимодействие, исследование мира вокруг, а значит, снижается зависимость от виртуальных стимулов.
— И ОАО «РЖД» здесь помогает.
— Да. ОАО «РЖД» наш партнер и в рамках походного движения, и в «Университетских сменах», и в рамках «Большой перемены». Сейчас мы вместе запустили конкурс «Инженеры транспорта», который помогает получить практические навыки в железнодорожной отрасли.
— Было ли нечто такое за время работы в движении, что стало для вас неожиданностью?
— Мы видим, что ребятам очень важно понимать, для чего они принимают участие в наших проектах. Недостаточно просто участия, новых эмоций и впечатлений, дети хотят получать полезные навыки. Например, проект обучения оказанию первой помощи с Российским Красным Крестом привлек более миллиона участников, потому что ребята получают практические навыки, которые помогут спасти жизни людей. И уже спасают — такие примеры у нас есть.

25 апреля вражеский дрон-камикадзе атаковал пассажирский автобус с мирными жителями в одном из приграничных сел Брянской области. К счастью, в автобусе находился Женя Бесчастнов, участник Движения Первых, член волонтерского отряда «Добрыня». В марте Женя прошел мастер-класс по оказанию первой помощи и сумел помочь пострадавшей сверстнице. И это не единственная история такого рода.
Равный — равному
— Детско-взрослая коммуникация интересна современным детям, они готовы к диалогу со взрослыми?
— Когда мы говорим о взрослых и наставничестве, то имеем в виду не только педагогов и родителей. Мы уделяем особое внимание работе старших школьников с младшими по принципу «равный равному». Это также эффективный формат наставнической работы: старший становится посредником, который транслирует ценности взрослого сообщества.
Наши проекты встраиваются в логику образовательной и внеурочной деятельности школы, чтобы поддержать и обогатить учебный и воспитательный процесс школы
Мы открываем первичные отделения в университетах и развиваем профориентационные проекты. Например, эффективный формат это встречи с состоявшимися в своих профессиональных областях специалистами, которые приходят к детям в школу, чтобы рассказать о своей работе и карьере. Или дети приезжают на предприятие, в университет, чтобы увидеть своими глазами возможное место будущей учебы или работы, понять, как можно себя реализовать в жизни, какую профессию получить.

Я могу точно сказать, что грустно там, где взрослый формально подходит к выполнению своих задач, отбывая свой номер. И совершенно все меняется, когда взрослый любит ребенка, искренне хочет передать ему свой опыт.
— Будучи школьником, я застал последнее десятилетие жизни пионерской организации. Постепенно пионерию загубил формализм. Получается ли избежать этого в «Движении первых»?
— Наказ президента борьба с формализмом, и мы ведем серьезную работу в этом направлении. Действительно, для организаций и движений есть риски формализации подхода. Например, может быть так, что организация не обретает самостоятельность, оставаясь всецело зависимой от административной системы, не рождает собственных ярких инициатив. Бывает, что детей формально привлекают к участию в той или иной общественной инициативе, ничего не объяснив, не работая с мотивацией. Нам этого не нужно, мы следим за тем, чтобы эти риски не реализовались в нашем случае.
Надо сказать, что мы не требуем от организаций-участников никаких отчетов после мероприятий, не ставим такую задачу, чтобы не нагружать педагогов дополнительной бумажной работой. Более того, наши проекты встраиваются в логику образовательной и внеурочной деятельности школы, чтобы поддержать и обогатить учебный и воспитательный процесс школы. Наша задача, чтобы проекты были интересны и важны детям, а также тем, кто им помогает: родителям, педагогам и наставникам.

Движение создано для того, чтобы дети получали жизненно важные навыки, и все наши проекты соответствуют критерию пользы для человека и страны. Есть ряд проектов, которые зарекомендовали себя в советское время: юннатское движение, юнармейское движение, в частности «Зарница», походы. Мы их возрождаем с учетом современных тенденций. А есть проекты, которые создаются в ответ на запросы современных дней. Это, в частности, обучение пилотированию беспилотных летательных аппаратов.
Самое главное в борьбе с формализмом обучение взрослых. Ведь если ты не умеешь организовать работу с детьми, если тебе неинтересна педагогическая работа, неинтересны дети, тогда и появляется формальный подход: «Мне сказали сделать — я сделал».

И наконец, формальный подход совершенно не совместим с идеей самоуправления, а это наш базовый подход. На практике это выражается в том, например, что на съезде ребята принимают все решения, в первичных организациях в принятии решений также участвуют дети, причем 30% таких организаций именно дети возглавляют. Чтобы запустить любую инициативу, нужно, чтобы в нее поверили не только дети, но и взрослые.
— Каковы ближайшие планы? Может быть, какой-то секрет откроете, что Движение Первых подарит нам в 2024 и 2025 годах?
— С осени мы запускаем проект «Безопасность в движении» про актуальные аспекты безопасности в самых разных сферах жизни: финансовой, транспортной, бытовой. Сейчас жизнь усложнилась, поэтому дети нуждаются в дополнительной подготовке.

Глобально наши цели стать еще более интересными, привлечь еще больше участников движения, используя не формальные подходы, а через повышение реальной вовлеченности ребят.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще