ШКОЛА. биотех

Прорывные технологии в школьной программе

СКОЛКА открывает для своих учеников мир биотеха и ключевых индустрий современной экономики
Время чтения — 2 минуты
Руководитель департамента индустрий и проектных компетенций школы «СКОЛКА» Ольга Заборская рассказывает, как наука и высокие технологии приходят в современную школу и почему MVP в конце девятого класса — это не фантастика.
  • Ольга Заборская
    Руководитель департамента индустрий и проектных компетенций школы «СКОЛКА»
Секретный компонент
Можно ли глобальную проблематику биотехнологий и других передовых индустрий встроить в школьное образование?
Не только возможно, но и необходимо. Биотехнологии — это уже не технологии будущего, а часть настоящего: они трансформируют медицину, сельское хозяйство, пищевую промышленность.
Биотех — это секретный компонент на стыке биологии, физики, химии и технологий, который помогает вернуть школьникам интерес к учебе. К 5−7-му классу исследовательский интерес школьника, как правило, ослабевает: возникает ощущение оторванности учебного материала от реальной жизни. Далекая перспектива «сдать экзамены — поступить — найти работу» перестает работать.

Интеграция биотехнологий в образование — это способ вернуть смысл обучению. Включение школьников в реальные процессы индустрий делает знания применимыми. Именно взаимодействие с индустриальными партнерами — вектор, заданный учредителем СКОЛКИ Андреем Ильичом Комаровым.
Четыре индустрии, семь лабораторий
Как устроено это взаимодействие?
За реализацию индустриального компонента и поэтапное включение ребенка в индустриальную деятельность в СКОЛКЕ отвечает департамент индустрий и проектных компетенций. В фокусе его внимания четыре направления: биотех, ИИ, креатив и космос. Первое знакомство с индустриями будущего происходит уже в первом классе в формате игры: ученики примеряют на себя роли-профессии на стыке технологий, переходя к решению увлекательных задач и созданию проектов в лабораториях школы. С пятого класса ученик становится полноценным участником исследовательского процесса, формирует свой индустриальный трек с помощью практических занятий, которые занимают до 50% учебного времени.
В СКОЛКЕ работает семь лабораторий, три из которых соответствуют предметным областям «Химия», «Физика», «Биология». Есть также лаборатория робототехники, арт-лаборатория и фаблаб — кластер, вобравший в себя содержание школьного предмета «Технология» в спектре от художественного творчества до кулинарии.

Лаборатории СКОЛКИ — это высокотехнологичная предпрофильная среда, по уровню оснащения соответствующая стандартам международного НИИ. Здесь в формате проектной деятельности с детьми работают технологические лидеры, педагоги с опытом в соответствующей индустрии. С ними школьник встречается прежде, чем с индустриальным партнером.

8−9-й класс — Industrial level, где школьники погружаются в проектную и исследовательскую деятельность в тесном контакте с индустрией, осваивая лабораторные компетенции в школе и специализированные — на площадках партнеров, включаясь в работу реальной индустриальной цепочки.
Участие корпораций, научных организаций, производств в образовательном процессе открывает школе доступ к технологическому авангарду настоящего. Сотрудничество с такими компаниями, как «Генериум», «Роскосмос» или «Спутникс», включает детей в исследовательское поле поиска решений глобальных проблем, создает предпосылки их будущего технологического творчества.

Заключительную образовательную ступень (10−11-й класс) мы определяем как Business level. Здесь завершается работа над школьными проектами — часть ребят уже к концу девятого класса имеют MVP, верифицированный экспертами. Формируется проект дальнейшей профессиональной траектории.
Вкус морошки
Уже можно рассказать о проектах, которые прошли путь от идеи до реализации?
В прошлом году ко мне пришла группа ребят, которые выбрали трек «Инновационные рецептуры пищевых продуктов». Учебный год мы начали с освоения навыков работы с ключевым биотехнологическим оборудованием в лаборатории школы, затем провели эксперименты с применением пищевого сырья и научились выращивать пищевые промышленные микроорганизмы.

Познакомились с технологическим процессом гигантского производства «Очаково», а после провели порядка 40 часов на стажировке у партнера Space Company, примерив на себя роль технологов. На основе этого опыта в следующем такте работы ребята разработали рецептуру функционального напитка, сделали тестовые образцы, организовали опросы и пробы среди учителей и родителей.
И вот 5500 банок авторского лимонада SKOLCA fresh со вкусом морошки вышли с производства партнера, и это полностью работа команды школьников от идеи до бренда.

На старте проекта я скептически относилась к идее выращивания стартапа в биотехе до уровня MVP за один год с командой девятиклассников. Ведь это работа с СанПиН, с серьезными партнерами, это пищевое производство, где нужны технологические компетенции высокого уровня. Но получился качественный и жизнеспособный проект, от которого уже отпочковался дочерний. Надеюсь, скоро в спортивных центрах увидим новый функциональный напиток с коллагеном.
Каковы главные достижения департамента за два года его работы?
Это запуск и налаженное взаимодействие сложной образовательной системы. Семь очень разных лабораторий, которые работают в едином ритме, закрывая параллельно задачи академического и индустриального блока и позволяя ребятам экспериментировать, реализовывать свои идеи, следуя за интересом.

Это создание и апробация авторских учебных пособий. Весь коллектив СКОЛКИ работает над созданием уникальных практик взаимодействия системы школы и индустрии. В этом году я вместе с соавторами выпустила учебное пособие для 7−8-х классов для проведения вариативных модулей предмета «Труд» («Технология») с фокусом на растениеводстве и животноводстве. В нем обобщен мой десятилетний опыт погружения в практику и ведения образовательных проектов в сфере биотехнологии.
Вышло еще одно учебное пособие моего авторства для углубленной работы в агроклассах — практическое руководство для работы по технологии агростартапа, написанное понятным языком.

Сейчас мы начинаем масштабное долгосрочное сотрудничество с ГК «Просвещение»: представим профессиональному сообществу свой опыт по направлениям «Арт», «Инженерия», «Кулинария» и другим.
Как вы видите развитие департамента?
Планов много. Есть большой запрос на знакомство с международной практикой, с технологиями и ключевыми событиями в сфере индустрий. Более того, мы стоим у истоков создания соревнований и олимпиад нового формата, ориентированных на индустрии и подготовку уникальных специалистов с компетенциями будущего.

Думаю, уже в начале 2026 года вы услышите про новые мероприятия масштаба БРИКС на стыке индустрий на тему космоса с участием молодых специалистов и школьников. Конечно, с опорой на экспертизу СКОЛКИ.

Кстати говоря, этот учебный год в СКОЛКЕ мы посвящаем космосу. У нас пройдут уникальные выставки экспонатов «Роскосмоса», лекции и мастер-классы партнеров, состоятся визиты на производство, на космодромы, начнется проект «Отряд космонавтов». Сейчас проектируется уникальный полигон для соревнований по космической робототехнике, и в 2026 году в школе пройдет первый Космический чемпионат — соревнования в командном проектировании прикладных решений для покорения космоса.
Важным событием, которое позволило обсудить эти подходы в международном формате, стала III Международная конференция #ВДЕЛЕ, прошедшая СКОЛКЕ. Каковы ее итоги?
Конференция подтвердила, что современное образование нуждается в глубокой трансформации. Речь идет не просто об обновлении методик, а о смене парадигмы — переосмыслении роли педагога, содержания учебных программ и образовательной среды в целом. Учитель сегодня — это скорее фасилитатор и ментор, который не дает готовые знания, а помогает ребенку прокладывать собственный путь в мире открытий. А главный навык выпускника — способность ставить критические вопросы и самостоятельно искать на них ответы в быстро меняющемся мире. Мы рады, что этот диалог получил такое активное развитие, и продолжим его на следующей конференции #ВДЕЛЕ в октябре 2026 года. Будущее образования уже создается, в том числе здесь, в СКОЛКЕ.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще