негоссектор. статистика

Почему выбирают частные школы

Результаты социологического исследования
Время чтения — 5 минут
Ежегодно с 2016 года фиксируется рост численности обучающихся негосударственных организаций общего образования (НОУ). Качество образования — это по-прежнему главный фактор, определяющий выбор родителей в пользу негоссектора.

Специалисты РАНХиГС подробно изучили тенденции развития школьного образования в этом сегменте.
  • Алексей Тищенко
    канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, tishchenko-as@ranepa.ru
  • Светлана Новикова
    научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, novikova-se@ranepa.ru
  • Галина Токарева
    старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, tokareva-gs@ranepa.ru
Альтернативы и разнообразие
В 2024 году насчитывалось около 234 тысяч обучающихся в негосударственных организациях общего образования, что более чем в два раза превышает показатель 2016-го. Доля обучающихся в НОУ в общей численности обучающихся по программам общего образования в тот же период возросла в 1,8 раза и составила в 2024 году 1,3% (рисунок 1).
Источник: статистическое наблюдение Минпросвещения России, расчеты авторов.

Рисунок 1. Рост численности обучающихся в негосударственном (частном) секторе общего образования

В разрезе субъектов Российской Федерации, согласно статистическим данным (рисунок 2), наибольшая доля обучающихся в НОУ в 2024 году отмечена в Москве (6,12%), Чеченской Республике (3,37%), Московской области (2,55%), Нижегородской области (2,49%), Санкт-Петербурге (2,04%).

Обучение в негосударственном (частном) секторе общего образования практически не реализуется в десяти субъектах Российской Федерации (Пензенская и Магаданская области, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Камчатский край, республики Тыва и Мордовия, Удмуртская, Чувашская, Кабардино-Балкарская республики). Данные по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям в статистике не приводятся.

В общем числе учреждений общего образования доля частных школ составляет всего 2,3%, но негосударственный сектор играет важную роль в образовательной системе, предлагая альтернативы и разнообразие для обучающихся и их семей.
Источник: статистическое наблюдение Минпросвещения России, расчеты авторов

Рисунок 2. Доля обучающихся в негосударственных (частных) организациях общего образования в 2024 году в разрезе субъектов Российской Федерации, %

Согласно опросу ФОМ (2024), если бы перед россиянином стоял выбор — отдать своего ребенка в государственную или частную школу, большинство высказолись в пользу государственных школ, однако 15% отдали бы предпочтение частному сектору. О выборе в пользу негосударственных школ чаще сообщает молодежь от 18 до 30 лет.

Для того чтобы раскрыть мотивы выбора негосударственного сегмента общего образования, условия обучения детей в частных школах, их включенность в систему дополнительного образования, обратимся к результатам социологического исследования ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, проведенного среди родителей учащихся НОУ в 2024 году.
Сведения об образовательных организациях, осуществляющих подготовку по основным программам общего образования. https://docs.edu.gov.ru/document/33c114a957c0310c22da298657ffefec/
Сведения об образовательных организациях, осуществляющих подготовку по основным программам общего образования. https://docs.edu.gov.ru/document/33c114a957c0310c22da298657ffefec/
Частные школы / ФОМ. URL: fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/15 073
Методология и география
Целью исследования являлся анализ тенденций развития школьного образования в сегменте негосударственных образовательных организаций. Социологическое исследование проведено сотрудниками ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС методом личного анкетирования в апреле 2024 года.

Опрос был проведен в трех регионах, дифференцированных по месту в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. Отбор основан на итоговом рейтинге регионов России 2023 года, включающем в себя оценки по таким параметрам, как качество жизни, социально-экономическое положение, состояние рынка труда, материальное благополучие населения, научно-технологическое развитие, приверженность жителей региона здоровому образу жизни. Из каждой трети общего ранжированного списка с учетом географического расположения было выбрано по одному региону:
Если бы перед россиянином стоял выбор — отдать своего ребенка в государственную или частную школу, большинство высказалось бы в пользу государственных, 15% отдали бы предпочтение частному сектору
Итоговый рейтинг регионов — 2023//РИА Новости. riarating.ru/infografika/20 240 610/630264277.html

  • из первой трети регионов — Краснодарский край (9-е место), ЮФО;
  • из второй трети — Ставропольский край (39-е место), СКФО;
  • из третьей трети — Ивановская область (65-е место), ЦФО.


В выборку включены как региональные центры (Краснодар, Ставрополь, Иваново), так и нестоличные города отобранных регионов. При этом исследование имеет ограничения, обусловленные локализацией опроса в трех регионах страны. Таким образом, локальная проблематика регионов исключена из рассмотрения, но, несмотря на это, примененная дифференциация по территориальному основанию позволяет обозначить общие тенденции исследуемой области.

В опросе приняли участие родители (законные представители) школьников, обучающихся в негосударственных (частных) образовательных организациях. Выборка составила 1202 респондента.
Основания выбора
Большинство опрошенных (58%) родителей учащихся частных школ сообщают, что перед поступлением в школу не рассматривали другие варианты школ, 35% имели в виду другие, но также частные школы. 17% рассматривали поступление в государственную школу, но впоследствии отказались от этой идеи.

Первоочередная причина выбора в пользу частной школы состоит в возможности получить качественное образование. К важным факторам родителями отнесены обеспечение комфортной коммуникативной среды, реализация современных методик обучения, наличие современного материально-технического оснащения, благополучный детский коллектив, отсутствие переполненности классов (рисунок 3). В большинстве случаев сообщается, что численность классов варьируется в промежутке от 10 до 20 человек: у половины — от 10 до 15 учащихся в классе, у чуть менее трети — от 15 до 20 человек.
Источник: социологическое исследование ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Чем был в первую очередь обусловлен выбор той школы, в которой сейчас учится ребенок?» (не более четырех ответов), в %

Большинство опрошенных (58%) родителей учащихся частных школ сообщают, что перед поступлением в школу не рассматривали другие варианты школ, 35% имели в виду другие, но также частные школы. 17% рассматривали поступление в государственную школу, но впоследствии отказались от этой идеи.

Первоочередная причина выбора в пользу частной школы состоит в возможности получить качественное образование. К важным факторам родителями отнесены обеспечение комфортной коммуникативной среды, реализация современных методик обучения, наличие современного материально-технического оснащения, благополучный детский коллектив, отсутствие переполненности классов (рисунок 3). В большинстве случаев сообщается, что численность классов варьируется в промежутке от 10 до 20 человек: у половины — от 10 до 15 учащихся в классе, у чуть менее трети — от 15 до 20 человек.
Посещают дополнительные занятия с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ чаще те, кто считает, что их школа обеспечивает сдачу экзаменов на высокие баллы без дополнительных занятий
Абсолютное большинство опрошенных родителей (96%) сообщают об удобстве территориального расположения частной школы, о неудобстве говорят лишь 4%.

Большинство опрошенных родителей сообщают, что отвозят ребенка в школу на машине и время на дорогу от дома до школы занимает менее 15 минут.

Оценка различных аспектов обучения. Большинство респондентов (63%) говорят, что их ожидания от школы до поступления соответствуют реальности. Треть (34%) родителей говорят, что реальность превзошла все ожидания. О том, что ожидания были выше, сообщают 3%.

Абсолютное большинство (96%) относит школу, в которой обучается их ребенок, к одной из лучших в городе (районе) проживания.
Подавляющее большинство опрошенных удовлетворены рассматриваемыми аспектами реализации образовательного процесса в частной школе. Несколько выделяется вопрос с помещениями в школах (рисунок 4).

Качественные интервью с руководителями частных школ, проведенные параллельно количественному опросу, также позволили обозначить наличие проблем с помещениями: нехватка площадей, отсутствие собственных помещений, высокая плата за аренду зданий и др.
Источник: социологическое исследование ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько вы удовлетворены различными сторонами обучения ребенка в школе?» (по одному ответу в каждой строке), доля опрошенных, которые выбрали вариант «Полностью удовлетворены» или «Скорее удовлетворены», в %

Дополнительное образование школьников. Абсолютное большинство родителей учащихся частных школ (74%) говорят, что их ребенок посещает дополнительные занятия, 17% сообщают о наличии такого опыта в прошлом, 9% — не посещает и никогда не посещал дополнительные занятия. Основные факторы выбора места для дополнительных занятий — хорошая репутация организации дополнительного образования, педагога, репетитора, тренера (53%), высокий уровень профессионализма (38%), а также удобный график работы (30%). Об удобстве расположения организации дополнительного образования как о факторе ее выбора сообщает пятая часть (20%) (рисунок 5).
Источник: социологическое исследование ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы основные факторы выбора места получения ребенком дополнительного образования?» (не более трех ответов), в %

Основные цели посещения ребенком дополнительных занятий — общее развитие и расширение кругозора (46%), а также оздоровление и спортивное развитие (35%). Для учащихся девятых классов, старшеклассников целевая установка меняется: на первый план выходит подготовка к сдаче экзаменов.Примечательно, что посещают дополнительные занятия с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ чаще те, кто считает, что их школа обеспечивает подготовку к сдаче экзаменов на высокие баллы без дополнительных занятий (рисунок 6).

Наиболее популярным форматом включенности в систему дополнительных занятий, по оценкам родителей школьников, является очное посещение.
Источник: социологическое исследование ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС.

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы основные цели дополнительных занятий ребенка?» (не более двух ответов), в %

Результаты
Исследование показало высокую степень удовлетворенности различными аспектами обучения и школьного образования в оценках родителей учащихся негосударственных образовательных организаций. Абсолютное большинство опрошенных родителей относят школу, в которой обучается их ребенок, к числу лучших в городе (районе).







Материал подготовлен научным коллективом Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Основными факторами выбора негосударственной школы, как показало исследование, выступают хорошее качество образования, а также комфортная коммуникативная среда. Фиксируется высокий уровень включенности учащихся частных школ в систему дополнительного образования. Основным фактором выбора места получения ребенком дополнительных занятий является хорошая репутация учреждения или педагогов, а основной целью посещения таких занятий — общее развитие и расширение кругозора.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще