To main content
ШКОЛА. наука

Наука и бизнес в школьной пробирке

Как вырастить специалиста инновационного агросектора
Время чтения — 1 минута
Компания «ИНПРЕН» внедряет в школьное образование программы подготовки учеников к работе в современном агросекторе. Один из разработчиков и участники проекта рассказывают, как новая практика меняет естественно-научное образование в школе.
  • Алексей Волков
    канд. биол. наук, начальник департамента проектов ООО «ИНПРЕН»
Агрокласс
В последние годы значительно увеличился интерес к агробиотехнологиям, однако подготовка специалистов в этой области не всегда успевает за запросами рынка. Это приводит к тому, что при организации новых производств компании сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров. Разработка и внедрение современных технологий в агросектор требуют не только теоретических знаний, но и практических навыков работы с современным оборудованием, владения актуальными методами работы.
Проект создания агробиоклассов — это возможность повысить уровень естественно-научного образования школьников по всей стране
Проект интеграции агробиотехнологии в школьную программу инициирован ООО «ИНПРЕН» и реализован при поддержке государственных организаций и коммерческих агрокомпаний. Это важный шаг в направлении модернизации образовательного процесса и подготовки учеников к работе в отраслях реального сектора экономики.

Одно из ведущих направлений в рамках проекта — создание в школах агробиотехнологических классов, где ученики получают практическую подготовку в лабораториях клонального микроразмножения растений.
Зачем школе лаборатория?
Прежде чем отвечать на этот вопрос с позиции разработчика, спросим представителя целевой группы — школьника.

Никита Могутов присоединился к работе агробиотехнологической лаборатории в своей школе в десятом классе, когда перед ним встала необходимость подготовить индивидуальную проектную работу по своему профилю обучения — химико-биологическому.
«Мне хотелось, чтобы проект был прикладным, чтобы на защите можно было представить продукт, поэтому я пришел в «Агрокуб». Научный руководитель предложила вырастить растения в условиях искусственного освещения на установке АВТЕХ ФОТОН Спектр-18/20−100 и выявить закономерность влияния освещения на рост и развитие растений. Работать было интересно: я самостоятельно запрограммировал режимы испытательных камер установки, определил объект исследования, посеял семена и вел наблюдение за основными характеристиками подрастающих культур.
По окончании исследования я с отличием защитил проект в школе, стал участником международного конкурса научно-исследовательских работ Progressive Science and Technologies, где наше исследование отметили дипломом I степени.

Но больше всего меня вдохновляет тот факт, что наши результат можно использовать в других лабораториях для дальнейшего изучения влияния света на различные культуры. Закономерности, которые мы выявили, актуальны для разных плантаций: определенный уровень освещенности растений позволяет увеличить урожай».
Новая практика глазами педагога
Педагоги, занятые в научно-практической работе лабораторий «Агрокуб», отмечают, что дети охотно включаются в исследовательскую работу, осваивают сложное оборудование, проявляют интерес к учебно-научному экспериментированию.

«Пятилетний опыт работы лаборатории «Агрокуб» в нашей школе показывает, что в научно-практическую деятельность с использованием современного оборудования удается включить как школьников среднего звена, так и учеников старших классов, — рассказывает Анастасия Гурьянова, педагог дополнительного образования научно-учебной лаборатории «Агрокуб» МБОУ СШ № 1 г. Вельска имени Г. Д. Карпеченко. — У нас два направления работы: биотехника и генетика, физиология растений и агробиотехнология. Младшие школьники не только в теории, но и на практике изучают основы ботаники и цветоводства, агротехники и флористики. Старшеклассники получают базовые компетенции в области биотехнологии, через практическую деятельность знакомятся с современными методами размножения растений in vitro.
Ребята осваивают навыки работы с электронными микроскопами и компьютерной техникой, химическим оборудованием и посудой, специализированными установками: гроубоксом, боксами биологической безопасности, климатической камерой роста растений, гидропонными установками и другим.

При этом они учатся работать не только индивидуально, в команде ребята выполняют более сложные научно-исследовательские проекты.

Наибольший интерес у школьников вызывает метод беспочвенного выращивания растений на питательных растворах. Этот метод предполагает, что ученики под руководством учителя осваивают работу с большими гидропонными системами (комплекс АГП-20, производство АВТех) и более компактными гидропониками.

Предметы естественно-научного профиля становятся популярнее, дети больше участвуют в конкурсах и конференциях различных уровней. Это с большой вероятностью увеличит количество выборов в пользу естественно-научной специальности".
Немного теории
  • Осваивая современные агробиотехнологические методы, школьники углубляют знания в областях общей биологии, биотехнологии, агрономии и экологии, расширяют представление о современном сельском хозяйстве и биоразнообразии. Такой опыт формирует понимание важности охраны биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов.
  • Работа в лаборатории позволяет учащимся применить теоретические знания на практике, освоить навыки работы с современным оборудованием. Это значит, что старшеклассник сможет лучше подготовиться к обучению в вузе и повысить конкурентоспособность на рынке труда.
  • Участие в научных экспериментах способствует развитию критического мышления, аналитического подхода к решению задач и умения работать в команде.
  • Погружение в биотехнологии, молекулярную биологию, экологию и агрономию мотивирует школьников к выбору профессии в этих динамично развивающихся областях.
  • Индивидуальные проекты учеников могут стать началом научной или производственной карьеры в области естественных наук.






Научно-учебная лаборатория «Агрокуб» имени Г. Д. Карпеченко — часть федеральной сети научно-учебных лабораторий «Агрокуб» в России; с декабря 2019 года работает на базе МБОУ «Средняя школа № 1 г. Вельска» в рамках дополнительного естественно-научного образования.
Партнерство, которое нужно всем
Проект интеграции агробиотехнологий в школьную программу — это результат совместной работы субъектов бизнеса, научных организаций, производств. Что дает партнерство каждой из сторон?

  • Бизнес-организации открывают свои площадки для стажировок школьников, практических занятий и семинаров. Это трансформирует образовательный процесс в сторону большей практикоориентированности, соответствия реальному экономическому запросу. Бизнес получает доступ к талантливым студентам, готовым к активной профессиональной деятельности уже на этапе обучения. Школа становится инкубатором перспективных специалистов, к которым бизнес получает доступ.
  • Бизнес получает возможность реализовать посадочный материал, полученный в школьных лабораториях. Часть прибыли снова инвестируется в образовательный процесс, закупку расходных материалов, обеспечение мини-грантов для выдающихся учеников.
Перспектива
Современные отрасли естественных наук и сельского хозяйства нуждаются в молодых перспективных специалистах, особенно в областях с развивающимся агропромышленным комплексом.

Мы верим, что проект создания агробиоклассов — это возможность повысить уровень естественно-научного образования школьников по всей стране, возможность для школьника увидеть будущую профессию.

Отложенный эффект проекта — это позитивные изменения в отрасли в целом, тенденция к устойчивому развитию сельского хозяйства. Ведь именно качество подготовки специалистов во многом определяет развитие отрасли.
ООО «ИНПРЕН» — Институт инновационного проектирования и инжиниринга; +7 (495) 204-28-06, info@inpren.ru
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще