школа. рекрутинг

Наем и мотивация педагогов

Взгляд изнутри и снаружи
Инна Суматохина, управляющий партнер рекрутингового агентства Marksman, и Елизавета Корпачева, директор по персоналу международной частной школы Wunderpark, обсуждают ключевые тренды рынка труда в сфере образования и наиболее эффективные стратегии привлечения и удержания талантливых педагогов.
  • Инна Суматохина
    управляющий партнер рекрутингового агентства Marksman
  • Елизавета Корпачева
    директор по персоналу международной частной школы Wunderpark
Горячий сезон
— Эксперты рынка труда часто упоминают сезонность как ключевой фактор, влияющий на сферу образования. Так ли это?
— Е. К.: Прежде всего, давайте обсудим сезонность в образовании. Речь пойдет об учебном годе, к началу которого школа готовит образовательную программу, подбирает учителей, и по итогам года каждый учитель должен продемонстрировать определенные результаты.

Работа учителя в течение учебного года — сложный организационно-методический процесс. Считается, что учитель, который берет на себя эту роль, должен обладать высокой социальной ответственностью и доводить свою работу до конца.
В обществе существует запрос на смыслы, и образование — один из ярких смыслов, который привлекает людей
Если педагог уходит из школы в середине года и это не связано с личными обстоятельствами, то, вероятно, имела место конфликтная ситуация. К таким случаям относятся настороженно. Как HR-специалист я уделяю особое внимание подобным ситуациям и стараюсь понять, что именно произошло.

Стоит ли ориентироваться на сезонность в подборе для сферы образования? Безусловно, да. Найти замену хорошему учителю в середине года достаточно сложно, иногда невозможно.
— И. С.: Образование действительно является одной из тех редких индустрий, где присутствует сезонность. Для большинства лето — это период отпусков и школьных каникул, но для учебных заведений это всегда период подготовки к новому учебному году.

Однако сезон планирования подбора начинается раньше. Мы как агентство уже в марте фиксируем рост количества заявок на подбор. В идеале уже в январе — феврале школы должны понимать, с кем идут в следующий год и кто может оказаться под угрозой увольнения. В марте — апреле они должны определить, какие вакансии будут открыты, и выйти с ними на рынок труда.

Поэтому, несмотря на нехватку кадров, сезонность в этой сфере очень заметна. Как сказал директор одной из известных школ, «в середине года вы можете найти человека либо в очень сложных жизненных обстоятельствах, либо проходимца».
— С какими вызовами сегодня сталкиваются образовательные учреждения в процессе подбора сотрудников?
— Е. К.: Во-первых, я искренне верю, что педагог — это не просто профессия. Это миссия, которую человек берет на себя. В руках учителя — множество детских судеб и характеров.

На каждом собеседовании я подчеркиваю, что школа — это по любви. Ты не просто отрабатываешь часы, ты вкладываешь душу, энергию, поэтому мы стремимся привлекать эмпатичных людей. Это касается и технических специалистов, ведь они постоянно находятся в детском коллективе.
Мы ищем людей с опытом работы в образовательных учреждениях, которые знают, что такое современные дети и педагогика.

Когда-то Генри Адамс сказал, что «учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние». Мы ищем педагогов не просто в школу, а в частную международную школу. И безусловно, нам нужны педагоги, профессиональный уровень которых соответствует экспертному.
— Согласны ли вы с тем, что в образовании приживаются немногие?
— И. С.:Да, это так. В обществе существует запрос на смыслы, и образование — один из ярких смыслов, который привлекает людей. Ко мне приходят кандидаты, которые идеализируют эту сферу и хотят применить опыт, полученный в бизнесе. Однако образование — сфера непростая. Это одновременно и завод, и театр. Здесь нужно быть миссионером, искренне желать отдавать и философски смотреть на вещи, которые в бизнесе могут вызывать недоумение. Нужно принять и полюбить эту сферу. HR-директор одной из знаковых школ сказала: «Я смогла понять и полюбить этих людей. И они ответили мне тем же».
Поймай меня, если сможешь
— Какая стратегия подбора сегодня наиболее успешна на рынке труда?
— Е. К.: Что касается стратегии поиска, то я считаю, что здесь все средства хороши. В условиях острого кадрового дефицита на рынке труда мы используем комплексный подход к рекрутменту. Это означает, что мы не ограничиваемся одним или двумя методами, а задействуем все возможные каналы для поиска талантливых специалистов.

Мы активно используем прямой поиск, профессиональные сообщества, социальные сети, популярные и специализированные сайты по поиску работы и даже каналы крупных жилых комплексов. Участвуем в профессиональных мероприятиях и организуем собственные ивенты, чтобы расширить круг потенциальных кандидатов и привлечь внимание тех, кто, возможно, не ищет работу напрямую.
Один из важнейших факторов нематериальной мотивации педагогов —программы признания и поощрения (55%). Его опережают только возможности обучения и развития (77%)
Кроме того, если говорить о стратегии подбора, то и рекрутер должен быть непростым. Он должен уметь анализировать образовательный рынок, находить кандидатов высокого профессионального уровня, а также оценивать их потенциал для развития внутри компании.
— Какие источники привлечения персонала сегодня используют школы?
— Е. К.: Сейчас школы часто ограничиваются поиском кандидатов среди ближайшего круга, не выходя за пределы сложившихся контактов, что не всегда приводит к лучшим результатам. Кроме того, в условиях нехватки квалифицированных специалистов не всегда учитываются компетенции и совпадение ценностей. В результате мы можем столкнуться с неоднозначным выбором.

Мы стремимся задействовать все доступные ресурсы и целенаправленно разработали систему каналов, охватывающих различные группы кандидатов. Мы используем все традиционные источники, включая специализированные площадки, такие как «Факультетус», а также размещаем вакансии в небольших локальных сообществах.
Сегодня наша цель — развитие сотрудничества с вузами. Мы планируем разработать программу стажировок и отбирать молодых перспективных преподавателей, соответствующих нашим требованиям, ценностям и философии.

— И. С.:Среди популярных источников, которые используют школы, можно выделить сайты по поиску работы, сообщества в социальных сетях и Telegram, а также профильные вузы и ссузы. Неплохой результат в последние годы показывают реферальные программы и программы рекомендаций. Они помогают получать информацию о потенциальных кандидатах от людей, которые уже работают в сфере образования и могут порекомендовать надежных специалистов.

Рекрутинговые агентства ищут кандидатов во всех возможных источниках. Особенно это касается топовых позиций. Например, при поиске директора школы мы должны составить карту директоров всех школ и проанализировать каждого, чтобы понять, возможно ли с ним вести переговоры о такой должности. Чем выше уровень позиции, тем чаще мы используем стратегию возможных кандидатов, создавая разнонаправленные карты поиска и прорабатывая потенциальных соискателей.
Оценка эффективности
— Какие метрики используют образовательные учреждения для оценки эффективности работы с персоналом?
— Е. К.: Во многом они схожи с общепринятыми. В первую очередь это скорость, стоимость подбора, а также текучесть кадров.

Особой метрикой для образовательных учреждений являются коммуникации и то, насколько грамотно HR выстраивает систему общения с педагогами. Потому что, с одной стороны, учителя — люди, которые работают в команде, но, с другой, это звезды на сцене, у которых происходит ежедневный бенефис на протяжении восьми уроков и восьми часов.

Учитель является для детей одновременно руководителем, генеральным директором, тимлидом, экспертом и наставником. Работа педагога требует больших ресурсов. Поэтому, давая обратную связь по любым вопросам, важно делать это с большой любовью и заботой.
Признание и поощрение. Я искренне убеждена, что педагогов обязательно нужно хвалить. На мой взгляд, они всегда ждут этого и в значительной степени зависят от внешней оценки их труда.

При этом результат работы педагога не всегда можно оценить по итогам экзаменов. Все дети разные, и не все из них мотивированы на учебу. Поэтому важно отмечать результат учителя не только в разрезе успеваемости, но и по достижениям учеников в других областях, таких как участие и победы в конкурсах, выставках и олимпиадах, проектах и фестивалях. Надо поздравлять учителей с получением категории, научной степени, публикацией в СМИ, с днем рождения, рождением детей или внуков.
— И. С.:Я бы хотела добавить несколько цифр, которые иллюстрируют то, что рассказала Елизавета. Одна метрика будет про завод, а другая — про театр.

Метрика про завод — это текучесть. В 2022 году мы провели первое отраслевое исследование заработных плат в частных школах Москвы. Сегодня мы можем отслеживать динамику основных показателей. По результатам в 2023/2024 учебном году добровольная текучесть кадров составила 13,5%, а общая — 17%, что значительно меньше, чем в сложном 2022/2023 году (16% и 27% соответственно). Показатели прошлого учебного года кажутся мне вполне здоровыми для отрасли.

Метрика про театр — это мотивация. Наше недавнее исследование по мотивации показало, что одним из важнейших факторов нематериальной мотивации сотрудников в сфере образования являются программы признания и поощрения (55%). Его опережают только возможности обучения и развития (77%). Другими важными критериями стали совпадение ценностей компании с личными (50%), комфортная атмосфера (32%) и высокий уровень оснащения классов (27%).
— Какие навыки и компетенции востребованы сегодня в сфере образования?
— Е. К.: Безусловно, 4К-компетенции (коммуникативность, кооперация, креативность, критическое мышление) остаются в приоритете современного образования.

Умение работать в режиме многозадачности — это также важное качество, которое необходимо для успешной работы педагога. Ведь если учитель просто «проводит часы», то это может привести к выгоранию и профессиональной деформации. В наши дни педагог должен выполнять множество обязанностей: проводить занятия, давать консультации, участвовать в проектах, готовить учеников к олимпиадам, помогать им с ЕГЭ и ОГЭ, а также посещать методические объединения и курсы повышения квалификации.

Еще одним ключевым качеством является эмпатия. Человек, выбирающий профессию педагога, должен быть зрелой личностью, способной сопереживать и заботиться о других.
— И. С.:Я полностью согласна с тем, что профессионализм, умение общаться и взаимодействовать с окружающими — это основополагающие качества для педагога. Без этих навыков сложно представить себе работу в школе.

Добавлю несколько слов о диджитализации и искусственном интеллекте, которые становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Педагоги, использующие искусственный интеллект в своей работе, повышают свою эффективность в десятки раз (например, готовят презентации за 10 минут, а не за полдня), что дает им конкурентное преимущество. Кроме того, им легче находить общий язык с детьми, которые активно используют чат-GPT для подготовки домашних заданий.

В ближайшем будущем искусственный интеллект, безусловно, не сможет заменить учителя, но он вытеснит тех, кто не умеет его использовать.
— Что мотивирует сотрудников в сфере образования?
— Е. К.: Мы уже говорили, как важно для сотрудников признание и возможность повышать свою квалификацию. Однако не менее значимый фактор — сама среда, в которой работает педагог: помещение, оборудование, техника и программное обеспечение. Когда у учителя не возникает проблем с оргтехникой, он может свободно пользоваться любыми материалами, книгами и оборудованием, это очень мотивирует его.
Кроме того, мотивирующими факторами являются:

— возможность отдыхать: короткие перерывы в работе или удаленная работа во время каникул — все это может стать источником вдохновения для педагогов;
— грамотно организованный рабочий процесс: четко распределенные задачи и обязанности, продуманная система ДМС и качественное питание — все это тоже мотивирует учителей;
— свобода выбора: возможность использовать методики, обучающие материалы и учебники, которые педагог считает наиболее эффективными. В некоторых школах можно услышать: «Мы не будем работать по этому учебнику, потому что не можем его использовать или у нас его нет». В таких ситуациях у учителя могут опуститься руки;
— поддержка инициатив: работая с педагогами, важно помнить, что они полны идей. И когда мы поддерживаем их и помогаем им реализовывать замыслы, они чувствуют свою значимость и ценность.
— И. С.:Снова добавлю цифр. Результаты исследования «Мотивация персонала — 2024» показали, что ключевым фактором материальной мотивации для работников в сфере образования является уровень заработной платы и социальный пакет: 91% респондентов назвали это самым важным мотиватором. Кроме того, важны финансовая устойчивость работодателя (73%), личность руководителя (59%), возможности карьерного роста (55%) и официальное оформление (50%). Также среди важных факторов, влияющих на выбор работодателя, сотрудники отмечают профессиональный коллектив, комфортную атмосферу и интересные задачи (все по 45%), возможности обучения и развития (41%), бренд и репутацию школы (27%), отсутствие переработок (23%), а также современное оснащение классов.
Цена ошибки
— Как тенденции рынка труда влияют на сферу образования?
— Е. К.: Помимо дефицита рынка, о котором уже много сказано, мы сейчас находимся в условиях жесткой конкуренции с двумя направлениями. Первое — это уход педагогов в репетиторство, которое предлагает высокий уровень дохода, снижение нагрузки и возможность самостоятельно выстраивать свой рабочий день. Второй момент — это конкуренция с бизнесом, когда учителя математики, информатики, становятся ИТ-аналитиками или программистами. Для нас это, пожалуй, самый сложный вызов, поскольку сфере образования сложно конкурировать с ИТ-индустрией.
— И. С.:Отмечу,что кадровый голод в образовании начался гораздо раньше, чем в других сферах, из-за невысокого престижа профессии педагога, когда в педагогические вузы поступали по остаточному принципу, не имея возможности выбрать что-то другое. Я говорю о поколении, которое сделало свой выбор в 1990-е. Не думаю, что те времена дали нам много сильных педагогов.

Сегодня школы, безусловно, соперничают за талантливых педагогов, но я согласна, что основная конкуренция исходит от рынка репетиторства и других индустрий.

Многомиллиардный рынок репетиторства предлагает более выгодные условия для математиков, чем школа. Зачем выкладываться на 100%, когда можно работать с одним-двумя учениками онлайн, тратя на это 4−7 часов в день? Недавно общалась с очень талантливым репетитором по математике, доход которого составляет 500 тысяч рублей при загрузке всего 50−60%. Что может предложить ему школа?
Конечно, бывают исключения. Я знаю ИТ-специалиста, который ушел работать учителем информатики в школу, где учился его ребенок. Он рассказал, что полюбил школу, нашел там себя, почувствовал свою важность и желание отдавать. Но, к сожалению, это далеко не правило.

Ситуация, когда ты конкурируешь не внутри своей индустрии, а с ИТ-рынком, который предлагает много денег и привлекает специалистов, очень сложная. Решения этой проблемы пока не найдено. Возможно, могла бы помочь государственная поддержка.
— Чем наем в образовательных организациях отличается от найма в бизнесе?
— Е. К.: Я бы не стала разделять процесс найма в зависимости от сферы. Каждая организация уникальна, и даже в рамках одной сферы могут быть различия по уровню, коммуникациям, корпоративной культуре. Рекрутмент — лишь процесс, адаптирующийся под конкретную организацию, ее задачи и потребности.

— И. С.: Процесс подбора во многих сферах действительно похож: поиск, интервью, проверка службой безопасности, предложение о работе, которое кандидат может принять или отклонить. Однако в образовании, на мой взгляд, есть одно важное отличие: если вы понимаете, что допустили ошибку в процессе рекрутмента, 15 сентября, то исправить ее будет очень сложно и дорого. А иногда это просто невозможно. Цена ошибки рекрутмента в сфере образовании гораздо выше — как у сапера.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще