© 2021 Издательство журнала EdExpert
РЕГИОН. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Московская область:
Ставка на флагманы и команду

В этом году Московская область на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников продемонстрировала выдающиеся результаты: впервые Подмосковье заняло второе место по количеству дипломов. Всего область получила 309 дипломов, из которых 53 — победные! О том, как удалось достичь таких вершин, как в Подмосковье развивается система образования, о проблемах и достижениях главный редактор EdExpert Денис Кравченко поговорил с Ильей Бронштейном, министром образования Московской области.
Илья Бронштейн
Министр образования Московской области.
«Бутылочные горлышки»
Илья Михайлович, исполнился год вашей работы на посту министра. Это много или мало?
Помните, как в известном фильме: «Для Атоса это, пожалуй, чересчур много, но для графа де Ла Фер ничтожно мало». Вот здесь, наверное, так же. Ведь, на самом деле, у нас та же команда, которая работала с 2019 года сначала под руководством Ольги Сергеевны Забраловой, потом — Ирины Александровны Каклюгиной.

Преемственность сохраняется?
Да, мы четко идем в том русле, которое было определено изначально, мы в постоянном поиске эффективных решений. Мы находим и работаем с тем, что называется «бутылочные горлышки». У нас нет задачи совершать революцию, необходимо постоянно искать проблемные места и устранять их. В 2019 году таким узким местом было участие в олимпиадном движении. Это был очень серьезный вызов, потому что, находясь через дорогу от столицы, мы отставали по результатам в 12 раз! И это, к сожалению, была давно сложившаяся история. «Какая работа с одаренными детьми? Зачем нам это?» — вот что было в сознании директоров и учителей. Три года мы занимались тем, чтобы это изменить. И нам удалось: сейчас Подмосковье на втором месте в федеральном рейтинге и обходит Санкт-Петербург, Татарстан, Челябинск, Новосибирск, то есть традиционно сильнейшие центры. И это результат долгой, кропотливой и планомерной работы.
Это другая организация работы современной школы — как места, где действительно формируется будущий гражданин, патриот, профессионал
Какие еще знаковые события можете назвать за этот период?
У нас появились образовательные комплексы. Мы стараемся двигаться без какого-то избыточного давления, постоянно обсуждаем с директорами, учителями, родителями преимущества многоуровневых образовательных организаций. И понятно, что экономических эффектов здесь мало, основные эффекты — образовательные. Очень радует, что активно стали присоединяться к школам детские сады. «Я отвечаю только за то, чтобы ребенок был сыт и желательно весел, а дальше — забота школы». Эта парадигма уходит сегодня из сознания руководителей детсадов. Есть один человек, отвечающий за качество образования ребенка. Вы доверяете ему ребенка в три года и забираете в 18. И весь спрос с этого человека, его должность называется «директор школы». У него есть соответствующие ресурсы, управленческие механизмы, он профессионально выстраивает работу в соответствии с современными запросами.
Сложные территории
Учитывая специфику Московской области, детский сад может быть в одном населенном пункте, школа в другом, колледж в третьем, вуз в четвертом?
Не совсем так. Московская область (несмотря на то, что она очень разная, каждый муниципалитет специфичен) достаточно разумно застраивалась. Был сбой в конце 1990-х — начале 2000-х, когда появились отдельные анклавы, не обеспеченные социальной инфраструктурой. Это тяжелое наследие, с которым мы до сих пор работаем и стараемся исправлять эту ситуацию. Но в целом ситуация благоприятная, тем более что представители министерства входят во все комиссии по оценке последствий реорганизации и защищают школу, ее коллектив от необдуманных, непроработанных решений. Мы всегда ориентируемся на то, что в организации системы образования ключевым является территориальный принцип. Даже на сложных сельских территориях у нас есть удачные наработки, например городской округ Зарайск. Там очень интересный и эффективный образовательный комплекс «Мендюкинская средняя школа», который объединяет несколько сельских школ в единый комплекс. В нем выстроена логистика, расписания, а в результате учителя стали не только успевать на занятия, но и работать с полной нагрузкой. А это значит: другая зарплата, другая ответственность, учитель сосредоточивается на подготовке к урокам и не отвлекается на поиск дополнительного заработка. А в городском округе Серебряные Пруды нашли другое, но тоже продуктивное решение: глава округа купил автомобиль, который возит учителей между зданиями комплекса, чтобы они успевали за перемену. Важно также отметить, что в школах округа появилось профильное образование.
В Московской области работает программа «Социальная ипотека». Это уникальная программа. Государство оплачивает полную стоимость жилья, а участник программы — лишь проценты по кредиту банку. Могут участвовать учителя, воспитатели и молодые педагоги. За последние четыре года благодаря программе свое жилье смогли приобрести свыше 400 педагогов.
Приятно слышать!
Да, это другая организация работы современного среднего образования. Не как места, куда мы сдали ребенка и просто ждем, что он вернется живой и здоровый, а школы как места, где действительно формируется будущий гражданин, патриот, профессионал, который будет востребован. Для этого же школа и существует, правда?
Экосистемные подходы
При таком подходе и можно как раз подходить к решению таких задач, как олимпиада и работа с одаренными детьми?
Конечно. Вся наша команда работала в этом направлении. Исаак Иосифович Калина давно говорил: «Образование — дело командное». А я добавлю: и школа — дело командное. У нас колоссальная система с огромным количеством профессионалов. Вот, например, одно из наших решений, оно, по сути, простое, но с очень значимым результатом. В Московской области справку о том, что ребенок выздоровел после болезни, получают удаленно через школьный дневник. Ее не нужно печатать, она автоматически «прилетает» в личный кабинет медицинской сестры, а директору школы поступает уведомление о том, что ученик допущен до занятий, например, с таким-то ограничением по физкультуре. Понимаете? Вроде бы это не что-то грандиозное… Но давайте вдумаемся: в год мы выдавали два миллиона бумажных справок. Два миллиона справок врач должен был вручную написать, а родитель пойти поставить штампы!
Мы поставили себе задачу сделать муниципальный этап олимпиады прозрачным, понятным, объективным. И выполнили ее
Все теряли время, и для экономики это ущерб, конечно.
Абсолютно верно. Сегодня у нас различные справки можно получить, просто нажав кнопку в своем личном кабинете на школьном портале. Ничего больше для этого делать не нужно.
А как вы в целом оцените цифровизацию образования?
Нам есть к чему стремиться. И планы у нас большие. Существует школьный портал Московской области, он уже давно стал огромной экосистемой, где есть не только дневник, но и учебно-методические материалы, электронные образовательные ресурсы, огромное количество аналитических систем. Мы стараемся все это максимально объединять, чтобы у пользователя, будь то родитель, учитель или директор школы, был принцип одного окна. Но проблем еще много. Например, уйти от наличной оплаты питания. Мы сейчас активно этим занимаемся и находимся на финальной стадии проработки этого решения.
А если в разрезе цифровизации говорить об использовании каких-то ресурсов, в том числе негосударственных, у вас в этом смысле есть какая-то свобода?
Конечно. Более того, мы сотрудничаем, например, с «ЯКласс», он является партнером нашего школьного портала. Вообще, любой легитимный поставщик электронного образовательного контента может заключить с нами договор. Мы оцениваем то, что он делает, и те материалы, которые он предлагает. И после этого он получит доступ на нашу витрину образовательного контента. В этом, кстати, наше отличие от Московской электронной школы. В МЭШ учитель является разработчиком. У нас поставщик контента — профессиональный производитель этого контента, большие, крупные игроки. Материалы представлены как атомарный контент — уроки, пособия и т. д. Учителя активно пользуются этими материалами через ту же экосистему школьного портала. Удобно и комфортно.
И оплачивает в данном случае школа?
Нет, это мы оплачиваем. Для школы контент бесплатен.
Точки роста
Давайте вернемся к теме одаренных детей. Создание комплексовэто же одно из решений, которое позволило в этом смысле продвинуться. Есть и другие пути…
Говорить о том, что комплексы позволили продвинуться в сфере работы с одаренными детьми, пока рано, эффект мы только начинаем получать, потому что массово комплексы стали создавать в 2020 году. Здесь чудо сразу не произойдет.

В Подмосковье традиционно был пул очень сильных школ. Конечно, у нас есть признанные центры, тот же городской округ Долгопрудный, который и сегодня продолжает удерживать звание лидера образования Подмосковья. Но появились и новые центры. Например, в Одинцово прекрасно работают Гимназия имени Е. М. Примакова, одинцовская лингвистическая гимназия, одинцовский 10-й лицей.
У нас есть уникальные для страны меры поддержки: за каждого ребенка, которого частный детский сад принимает из общей городской очереди, мы платим столько же, сколько бы платили муниципальному детскому саду
В Московской области создано 242 центра образования цифрового и гуманитарного профиля — «Точка роста». А к 2025 году их будет уже 491. У нас работают три детских технопарка «Кванториум» (Королев, Красногорск, Балашиха) и детский технопарк «Изобретариум» в Реутове. В 2024 году планируется создать школьный кванториум в Дмитровском городском округе.

Я могу выделить три условных центра образования: областная гимназия имени Е. М. Примакова", физтех-лицей имени П. Л. Капицы и физмат-лицей имени В. Г. Кадышевского в Дубне — новое учреждение, мы его открыли в прошлом году.

Это наши флагманы, на них мы делаем ставку. Они сегодня находятся в поиске, работая на стыке государственного и частного подхода. Но только на них не замыкаемся. Сегодня в Истринском районе строим еще один крупный центр — технолицей имени В. И. Долгих.
Как происходит стимулирование?
Все началось с того, что мы в 2019 году переформатировали систему рейтингования и поощрения директоров педагогических коллективов. До 2019 года у нас существовало две системы: отдельно считались результаты школы и отдельно результаты директора. В свое время это было правильное и оправданное решение, а потом оно себя изжило. С 2019 года мы соединили две эти системы, и сформировалась чуть более сложная рейтинговая структура, чем в Москве. У нас так называемый кластерный подход, то есть школы распределяются по кластерам, а уже потом выстраиваются в линейный рейтинг. При этом существуют очень серьезные стимулы для руководителей: директор школы, который три года подряд находится в «зеленой зоне», получает 80 тысяч рублей прибавки к зарплате. И такое стимулирование дает результаты. Мы перестроили систему рейтингования, сделали упор на работу с одаренными детьми и одновременно на социализацию и преодоление социальной подростковой дезадаптации. Но сделать рейтинг мало, необходимо дать ресурс, с помощью которого школы смогут выполнять задачи. И таким ресурсом стал наш центр «Взлет», который находится в структуре Гимназии имени Е. М. Примакова. Там мы первые стали создавать центр по модели «Сириус», по национальному проекту. Мы сделали его распределенным, не стали концентрировать все в одной точке, благо у нас достаточно замечательных ресурсов. По направлению «Наука» ребята со всей области проходят профильные смены в физтех-лицее имени П. Л. Капицы, по направлению «Спорт» — на знаменитой спортбазе в Кратово, по направлению «Искусство» — в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. В Мытищах в Московском государственном областном университете очень сильный образовательных центр на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел. Мы постоянно ищем сильных партнеров, которые могут помочь нам расширить кругозор школьников, дать им представление о той или иной профессии.
Да, еще очень важный момент, связанный с организацией олимпиады. Чтобы проводить ее прозрачно и честно, нужно было структурировать все, что происходит на муниципальном этапе. Мы поставили себе задачу сделать его прозрачным, понятным и действительно объективным. И выполнили ее. Сегодня большинство олимпиад муниципального этапа проходит на платформе «Взлет.онлайн». У нас очень большой охват участников и в муниципальном, и в региональном этапах. В этом году, например, 19 тысяч ребят принимали участие в региональном этапе. В первый год был небольшой прирост, во второй — большой прирост, а в третий — колоссальный. Но мы сейчас идем дальше, и такие центры у нас появятся на базе сильных школ уже в муниципалитетах, потому что ресурса «Взлета» становится недостаточно.
Уникальный подход
А как обстоят дела в области с проблемой нехватки мест в детских садах?
Я хотел бы воспользоваться форматом вашего издания и передать слова благодарности учредителям частных детских садов. Они действительно наши близкие друзья, партнеры. Это люди, которые не отказывают, когда мы обращаемся к ним с просьбами (а с просьбами мы обращаемся часто), потому что у нас существуют территории, где сложилась плотная застройка, не обеспеченная в полной мере социальной инфраструктурой. В Московской области есть уникальные меры поддержки: за каждого ребенка, которого частный детский сад принимает из общей городской очереди, мы платим ровно столько же, сколько бы платили муниципальному детскому саду, а также перечисляем (по региональному нормативу) компенсацию за аренду и коммунальные платежи. Суммарно на ребенка, которого частный детский сад взял из очереди, выделяется денег больше, чем если бы он пошел в муниципальный садик. Это исключительная программа, разработанная при поддержке губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева. И она работает очень эффективно.
Сегодня мы располагаем большим объемом данных, которые позволяют принимать правильные и продуманные управленческие решения
У нас есть уникальный проект для нашей страны «Полисадик», то есть садик у дома. Сегодня их открыто уже более 50. Это не детский сад в полной мере, это переоборудованное, перепрофилированное помещение на первых этажах жилых домов или в больших школах. Там оказываются услуги по уходу и присмотру. Как правило, это подразделение муниципального детского сада, но не оказывающее услугу дошкольного образования. То есть у них нет лицензии, своей прогулочной площадки (они пользуются прогулочной площадкой детского сада), немного другие требования, попроще программа. Но это верное решение, которое сегодня помогает сотням и тысячам мам выйти на работу. И в самых наших «горячих точках» мы открываем такие «полисадики».
Технология, мониторинг, обратная связь
В Московской области у разных муниципальных образований разный уровень развития инфраструктуры образования. Что помогает управлять таким «лоскутным одеялом»? Технологичность?
Технологичность, да. Технологии важную роль играют, но я бы начал не с этого. Есть единые правила игры. Это очень важно, чтобы все понимали, в какую игру мы играем и как в нее вообще играть. С одной стороны, это наш региональный подход, но, с другой стороны, у нас есть так называемый мотивирующий мониторинг. Есть система оценки федеральным министром министров региональных. Мы взяли ее за основу, и теперь у нас есть мотивирующий мониторинг для начальников муниципальных управлений образования. Важнейший управленческий инструмент — «Рейтинг 45» (45 ключевых позиций по всем отраслям экономики, по которым оценивается деятельность глав муниципальных образований). И блок образовательный там тоже есть.
И этот мониторинг прозрачен?
Абсолютно. Там прозрачнейшие формулы, которые один раз устанавливаются, и в течение года их нельзя менять. Ты в январе знаешь, что тебе скажут в декабре. И что нужно сделать для того, чтобы тебе в декабре сказали «Спасибо», а не что-то другое… Поэтому единые правила игры — это важнейшая составляющая. Вторая составляющая — это современные технологии, это возможность прямого контакта каждую среду в 16:30, когда мы «собираемся» со всеми директорами школ.
В Московской области определены флагманские школы. Это «места силы», где применяются самые передовые методики. Задача флагмана — тиражировать свой опыт на остальные школы округа, делиться методиками. Таких школ 62.
Сколько их?
Сейчас 1100. К тому же у нас в «Телеграме» есть группа со всеми директорами школ, у нас есть группа и со всеми заведующими детскими садами.
Давно?
Уже несколько лет. Также существует популярный и интересный телеграм-канал «Образование Подмосковья». Кстати, приглашаю стать подписчиками. К тому же там открыты комментарии. Родители, дети, педагоги этим очень активно пользуются, а мы быстро получаем обратную связь в режиме реального времени. Ну и, конечно, наш школьный портал, который постоянно дает объективную информацию. Вот сейчас, когда был пик борьбы с коронавирусной инфекцией, ежедневно мы видели картину: сколько детей присутствует, сколько отсутствует, сколько из них болеют, как они концентрируются по школам, по округам. На основании этой информации мы строили графики буквально по каждой школе.
Это работа с большими данными.
У нас сегодня очень большой объем данных, которые позволяют действительно принимать правильные и продуманные управленческие решения. И надо сказать, что и пандемию мы прошли относительно легко. Как область на карантин закрывались только в первую волну, когда еще никто не знал, что это такое, когда еще мы не понимали, сможем ли мы с этим бороться. Потом уже школы не закрывали, продолжали работать, принимая точечные решения. Ни один муниципалитет целиком не сажали на карантин. И это было возможно именно потому, что мы видели картину по каждой школе, по каждому муниципалитету, что позволило не допустить «ямы» в качестве образования. Так что мы идем линейно, результаты растут, и мы практически не сбиваемся.
Центры цифрового образования «IT-куб» — детские учреждения профильного образования по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Сегодня их в Подмосковье три (в г. о. Электросталь, г. о. Ленинский, г. о. Подольск), еще один в сентябре откроется в г. о. Клин.
В Московской области:



  • свыше 1,1 тысячи школ;
  • 1 сентября в школы МО пойдут более 1 миллиона детей;
  • ежегодно открывается порядка 30 новых школ и 20 детских садов;
  • ежегодно прибавляется 40 тысяч новых школьников;
  • шесть вузов
  • в топ-100 вошли шесть областных вузов (по данным рейтинга лучших вузов России агентства RAEX).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще