школа. физтех

Миссия «Физтех»:
звезды в каждом регионе

Время чтения — 2 минуты
В российских школах успешно реализуется проект «Классы Физтех XXI». В его основе — комплексные образовательные программы, которые позволяют детям получить глубокие знания в области точных наук, прививают им любовь к учебе и мотивируют на достижения. Проект также открывает новые возможности для самореализации педагогов и выводит школы на более высокий уровень.
Сергей Поминов
руководитель программы «Классы Физтех XXI», заместитель исполнительного директора Фонда развития Физтех-школ
Баланс стандартизации и гибкости
В чем миссия проекта «Классы Физтех XXI»?
У него их две, и первая, глобальная, связана в целом с экосистемой, которая сейчас выстроена вокруг Московского физико-технического института (МФТИ). Она заключается в том, что мы стремимся создать для детей эффективную образовательную среду, на базе которой обучаются ребята, стремящиеся сделать Россию местом, где хочется жить, работать и растить детей.

Вторая миссия более локальная. Она связана с взаимодействием с учебными учреждениями, а именно: мы внедряем вышеупомянутую образовательную среду в школы, причем с ориентиром на успешный опыт лицея им. П. Л. Капицы и Фонда развития Физтех-школ. Это открывает детям новые возможности для углубленного изучения физико-математических, естественно-научных, инженерных дисциплин.
Почему актуально создавать такую образовательную среду?
Эффективная образовательная среда актуальна всегда, но в век стремительного технологического развития особенно! Это важно как с точки зрения государства, которому необходимо укреплять свое положение и лидировать на мировой арене, так и для каждого человека в столь быстро меняющемся мире.

Проект «Классы Физтех XXI» позволяет детям получить качественное фундаментальное образование. С такой базой ребята смогут не только поступить в лучшие технические вузы страны, но смогут там учиться. К этому всем участникам образовательного процесса необходимо готовиться заблаговременно, буквально с первого класса.
Это вовсе не значит, что детям в начальной школе необходимо программировать или собирать ракеты для космоса. Однако это тот самый период, когда уже пора начать закладывать фундамент хорошего математического образования. В дальнейшем если ребенку будет интересно продолжать развиваться в точных науках, то у него уже будет база, на основе которой можно углублять и усложнять знания.
Есть ли особые требования к школам, которые могут присоединиться к проекту?
На начальном этапе есть одно основное требование: необходимо, чтобы администрация учреждения была заинтересована в сотрудничестве, а школа была готова работать по нашим образовательным программам.

Важен также кадровый вопрос. В школе должны быть учителя по профильным предметам (если речь идет о пятых классах и выше) либо классный руководитель, готовый развиваться и углублять свои знания. К слову, сотрудничество в рамках проекта предусматривает обучение и методическое сопровождение педагогов. У них всегда есть возможность связаться с куратором и разобрать возникшие вопросы.
Мы понимаем, что школа — это прекрасный отдельный мир со своей спецификой. Крайне важно эту неповторимость сохранить, поэтому наше сотрудничество с образовательными организациями в каждом случае индивидуально. Обсуждая проект, внедряя программы, мы действуем адресно, слышим и учитываем мнение школьного коллектива. Так выстраивается уникальная экосистема, в которой мотивированные педагоги и ученики по всей стране выстраивают единый вектор образовательного процесса, задают стандарты и вместе достигают высоких результатов.
Как устроено обучение в проекте?
По согласованию со школой мы модернизируем основную образовательную программу. Происходит это в рамках федерального государственного стандарта. Затем — обучение и методическое сопровождение педагогов. В программу обязательно добавляются дополнительные предметы естественно-научной, математической или инженерной направленности (в зависимости от интереса школы и родителей).

Кроме того, в течение учебного года для детей проводятся различные активности. Это могут быть, например, встречи с молодыми учеными, выпускниками МФТИ, математические игры, экскурсии в Физтех или в Технопарк.

Параллельно с этим ребята участвуют в научных конкурсах, в том числе тех, что организуют на базе школы. Например, в рамках конференции «Я — исследователь!» либо в других форматах.
Благодаря чему удается поддерживать мотивацию учащихся?
Детей привлекают вышеупомянутые активности, но ими все не ограничивается. Ребятам интересны сами образовательные программы, поскольку те в увлекательной форме открывают для них новый мир.

Интерактивное обучение начинается с младших классов и реализуется в преподавании разных предметов, включая физику, химию и биологию. Например, у нас первоклассники пробуют выделять из банана ДНК. Это несложный процесс, не требующий какого-то дорогостоящего оборудования.
Ваши программы учитывают возрастные особенности?
Разумеется, они составлены в соответствии с возрастными особенностями детей. Более того, программы разработаны таким образом, чтобы классный руководитель тоже мог преподавать эти предметы. Мы передаем школам полный комплект необходимых материалов, включая разборы всех уроков, с конспектами и презентациями.

Замотивированный учитель с нашим сопровождением сможет интересно и увлекательно делиться знаниями с ребятами. Одна из основных задач, которая стоит перед нашими методистами, да и в целом командой, — сделать так, чтобы педагогам было комфортно преподавать эти предметы.
Какие возможности для педагогов открывают «Классы Физтех XXI»?
Прежде всего, я бы отметил формирование профессионального сообщества. С каждым годом у нас увеличивается количество замотивированных педагогов, которые вместе работают над одним общим делом. Мы приглашаем их к участию в конференциях, форумах и круглых столах вместе с преподавателями МФТИ и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы. Учителя — важная часть образовательного процесса, и в отношениях с ними мы выстраиваем такой же индивидуальный подход, как и в целом со школами. Учитываем их обратную связь и приветствуем идеи по модернизации учебных программ.

Второе — повышение квалификации и возможность работать по углубленным образовательным программам. Каким бы профессионалом ни был педагог, углубление и охват новых областей знаний повышает его ценность для ребят, родителей, учреждения.
По каким показателям вы оцениваете успешность проекта?
Ключевой показатель — это повышение общего уровня образованности детей. Мы ежегодно проводим сравнительные срезы знаний между нашими классами и теми, в которых дети обучаются по обычным программам. В среднем результаты наших ребят на 25−30% выше, чем у остальных.

Второй важный фактор — индекс лояльности родителей. По итогу года он у нас составил 85%, и это очень хороший результат. Родители видят ту пользу, которую «Классы Физтех XXI» приносят их детям и в целом школе.
Кроме того, начиная с начальной школы мы помогаем детям раскрыть свои таланты. У нас есть ряд звездочек, которые не просто участвуют в конференциях и конкурсах, а занимают на них призовые места. Такие ребята находятся в каждом городе, и мы надеемся, что с нашей помощью они так же великолепно себя покажут в будущем во взрослых интеллектуальных соревнованиях.
Какие дальнейшие планы по развитию проекта?
Разрабатываем интересные учебные программы. Они будут направлены, с одной стороны, на повышение мотивации ребят, а с другой — на развитие их инженерного, естественно-научного образования. Например, на финальной стадии сейчас программа по робототехнике, не требующая серьезного и дорогостоящего оборудования. Нашим методистам удалось сделать этот предмет более доступным, чтобы как можно больше школ начали его изучать.

Сейчас в российских школах работает уже около 130 классов, и мы планируем увеличивать их количество, чтобы дать возможность как можно большему количеству регионов обучаться по нашей программе. Активно взаимодействуем с разными федеральными субъектами, чтобы запустить «Классы Физтех XXI» в новых городах и школах.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще