ШКОЛА. ЮБИЛЕЙ

Механика инновации

Время чтения — 5 минут
«Сколково» — во многом синоним инноваций. Особый мир, пространство мечты и сверхновых идей, ярких людей науки и бизнеса.

Гимназия «Сколково» создавалась как часть большой экосистемы, что для образовательной организации, конечно, ресурс, но и вызов. Многие из родителей гимназистов — резиденты «Сколкова», развивают здесь свои проекты. Дети впитывают дух инноваций, идеи и смыслы, учатся оценивать и развивать собственные ресурсы, никогда не терять интереса к познанию, исследованию и творчеству.

А гимназия видит новейшие технологические тренды на расстоянии вытянутой руки, старается включать новое и уникальное из опыта «Сколкова» в свои образовательные программы.
  • Оксана Демьяненко
    директор международной гимназии инновационного центра «Сколково»
Исходный код
Какие системообразующие идеи лежат в основе работы гимназии?
Каждый год мы с командой и со студентами выбираем тему учебного года. Ученые и открытия, которые изменили мир, размышления о команде как ресурсе развития, профессионального и личного счастья много тем исследовано за 10 лет жизни гимназии.

Готовились к юбилею гимназии и определили в качестве темы года собственную идентичность, культурный код гимназии. Много инсайтов было, но главное, мы стремимся и умеем создавать уникальную образовательную среду, где каждый ребенок и взрослый имеет возможности для развития, учится сотрудничать, действовать осознанно, приумножать свои ресурсы, мечтать и учиться для того, чтобы свои мечты реализовывать.
Исследовательские проекты — обязательная часть образовательной программы даже для самых маленьких
Что позволяет осуществить этот тезис на практике? Желание видеть и понимать людей вокруг, что важно и для детей, и для взрослых, исследовательская работа, проектная деятельность, междисциплинарность, индивидуальные учебные маршруты и возможность искать себя, пробовать, выбирать свои пути и углубленное изучение предметных областей — вот базовые элементы кода. Мы хотим и стараемся быть школой возможностей, предлагать широкий спектр того, в чем себя можно и нужно попробовать.
Погружение в инноватику
Все студенты «Сколкова» изучают методологию исследовательской работы, а исследовательские проекты — обязательная часть образовательной программы даже для самых маленьких.

Студент гимназии Дмитрий Кафтанников получил оплачиваемую стажировку в российской частной космической компании «Спутникс» — его познаний в области ракетостроения оказалось достаточно для этого. Выпускница гимназии Вера Тарасова написала неройронную сеть для персонального проекта по истории, представила работу на конкурсе в МИСИС, получила призовое место и через год поступила в этот университет. Нынешний девятиклассник Юрий Мельников с третьего класса занимается в гимназии проектом по биологической переработке мусора, разработал стартап, инвесторы вкладываются в развитие технологии.
Подобные истории — уже не единичные, и, пожалуй, это лучший ответ на вопрос, почему гимназия «Сколково» определяет себя как инновационную образовательную систему.

В средней школе акцент делается на междисциплинарные проекты, расширяющие понимание мира, направлений развития современной науки и общества. Восьмиклассники изучают обязательный курс «Инноватика», разработанный педагогами гимназии и преподавателями Сколтеха: учатся работать с идеей, анализировать целевую аудиторию, создавать и апробировать прототип.

Проекты студентов гимназии — это исследования в научных и прикладных областях, прототип инновационного продукта или предпринимательская деятельность от идеи до реализации. Последнее пока единичная практика, но у нее точно есть будущее.

Социальные связи и креативные пространства, умные теплицы или программирование протезов — темы ни в коем случае не из списка предлагаемого и проверенного. Студенты определяют их самостоятельно под руководством педагогов, и чем больше неожиданного и сложного для всех участников проектно-исследовательского процесса, тем лучше.
Пять лет ежегодно в гимназии проходит конференция SkolStart — знаковое событие для нас, способ презентации результатов работы и их защиты. Весной 2025 года мы апробировали смешанный формат ведения конференции с возможностью дистанционного подключения. Рады пригласить к участию школы и ребят не только из Москвы. Ценность этого события для школьников — в возможности получить экспертные оценки и рекомендации специалистов: преподавателей вузов, ученых, представителей бизнеса, сферы культуры и медиа.

Для того чтобы школьная наука не была имитацией научно-исследовательской деятельности, требуется вовлеченность и компетентность взрослых, которые сопровождают студентов, поддерживают дух научного поиска, не ограничиваются ежедневной педагогической рутиной.

Научное менторство в нашей практике — развивающееся явление. Но, по сути, вся команда — учитель в классе, заведующий кафедрой, ментор, координатор, завуч, директор — отвечает за наилучшие условия для исследовательской мысли школьника, отсутствие рутины и формального подхода к результату, выраженному в количестве олимпиадников, победителей конкурсов и высоких баллах ГИА.

Этот баланс непросто, но важно удерживать, ведь талант, идеи и потенциал личности ребенка не измерить олимпиадными достижениями. Большие и маленькие победы, анализ и понимание ошибок нужны каждому, это закладывает привычку к рефлексии и определяет не только глубину освоения предмета изучения, но и самопознания.
Успешность для каждого
Не сложно ли говорить об успехе каждого в школе, ориентированной на высокие академические результаты, с программами повышенной сложности, при этом не направленной на отбор одаренных?
Сложно. Но это философия школы. Стремиться нужно, опыт и подходы есть. Не всегда достигается тот результат, которого бы хотелось, но для этого бывают причины. Важно вовремя это видеть и говорить о риске неуспеха и со студентом, и с родителями.

Гимназия работает в парадигме индивидуальных учебных планов. В старшей школе есть возможность изучать любой предмет углубленно в основной программе и на дополнительных факультативах. Это касается не только математики, информатики — всех тех предметов, которые в наше время находятся в фокусе внимания. Но, кстати, с каждым годом число тех, кто выбирает математику на углубленном уровне, становится больше. Понимаем, что этот выбор диктуют внешние обстоятельства: все больше вузовских программ обучения требуют от поступающих хороших баллов по математике.
Педагогическое сотрудничество — это, возможно, главный двигатель развития школы
Но мы во всем стараемся видеть пользу. Чем выше уровень математической подготовки учеников, тем больше возможностей реализации интересных междисциплинарных проектов и курсов в школе.

Кроме того, вариативность и возможность выбора дисциплин остается принципом организации образовательной модели «Сколкова». Это непросто во всех отношениях — от расписания до бюджета. Но мы заявили персонализацию в качестве одного из основных принципов обучения, так что выбор сокращать нельзя. Спроектировать соответствующую модель — в этом вызов профессионализму команды. Курсы по выбору определяют индивидуализацию образовательного маршрута студента уже с пятого класса. Чем старше, тем глубже изучаются предметы. Среди таких курсов генетика, история международных отношений, создание научной иллюстрации, современное искусство, основы программирования и искусственного интеллекта и многое другое. Для 10-го класса, например, в учебном плане около 30 курсов.

Курс будет запущен, даже если желающих два-три человека, поскольку наша миссия — создать возможность, ответить на интерес ребенка. Верим, что в этом основа подхода, который условно назовем «успех для каждого». Это требует многих вложений со стороны взрослых. Но когда знаешь «зачем», легче найти «как».
Цифры и качество
Как измерить персональный успех школьника, качество образования, результативность работы школы? Это ведь не только баллы ЕГЭ, не только поступление в вуз…
Результат школы и качество образования, безусловно, не могут измеряться только в баллах выпускников на ГИА и результатах работ МЦКО, ВПР и даже PISA, хотя медалисты, победители олимпиад и конкурсов — это предмет гордости и результат большого общего труда.

Цифры удобны для обоснованных отчетов учредителю, но работа школы — это сложная система производственных процессов, человеческих отношений, образовательных традиций, динамических изменений, анализа результата, генерации содержания и моделей обучения. Убедительно рассказать об этом и доказать, что вложенные ресурсы дадут прекрасный отложенный результат, — особое искусство. Чтобы оценить результат работы гимназии, мы согласуем KPI с учредителем, обсуждаем с учителями и родителями, переосмысливаем вместе с педагогической командой, привлекаем экспертов.
Помимо результатов студентов в формате традиционного оценивания, мы смотрим на степень удовлетворенности своей работой учителей, на сохранность контингента, то есть лояльность и доверие родителей. Ценим проактивность студентов, которая выражается в студенческих исследовательских проектах и социальных инициативах. Инфраструктурные показатели, партнерства и социальные связи школы — это тоже критерии результативности системы.
Проект карьеры
Гимназия много усилий вкладывает в поддержку профессионального самоопределения каждого студента. Как работает эта система?
«В гимназии работает карьерный центр, который вырос в самостоятельное структурное подразделение, а начиналась работа внутри службы психологического сопровождения. Сейчас к карьерному самоопределению студентов причастны научные менторы, руководители проектов, специалисты по довузовской подготовке, психолог-профориентолог, координаторы стажировок. Работает мультипрофессиональная команда», — рассказывает Марина Умедова, руководитель карьерного центра гимназии «Сколково».

Профориентация в школе — это социальный заказ, и, безусловно, способность самоопределяться делает наших студентов сильнее и конкурентоспособнее.
Настоящая профориентация происходит тогда, когда у ребят есть возможность много пробовать себя в разных производственных сферах, предпринимательстве и научно-исследовательской деятельности. Насмотренность усиливает внутренний потенциал молодого человека, позволяет преодолеть страх неизвестности.

Профессиональное самоопределение в нашем понимании — это исследование поля и поиск предназначения. Если не в школьные годы, когда еще будет для этого возможность? И кто-то найдет себя, а кто-то увидит, то его представление о деятельности, например, экономиста, не имеет ничего общего с реальностью. Хуже всего, когда нет желания смотреть и пробовать. Поэтому, когда желающих пробовать становится много, это для нас профессиональная радость и общий результат команды.

Начиная с пятого класса наши студенты знакомятся с деятельностью компаний и организаций в режиме экскурсий и мастер-классов, затем пробуют себя в небольших проектах, тренингах, комптентностных играх, встречаются с профессионалами.

У гимназии немало партнеров, готовых принимать детей на профессиональные стажировки. Находить проекты, компании и менторов — непростая задача. Ведь интерес компаний и предприятий к работе со школьниками может быть, когда у предприятия есть отраслевой колледж или базовый вуз. В остальных случаях это, скорее, их добрая воля и ответственное отношение к социальной миссии.
В этом году стажировки прошли 84 студента по 13 направлениям в компаниях «Артген биотех», благотворительный фонд «Даунсайд Ап», инновационный центр «КамАЗ», Международный институт экономики и финансов ВШЭ, Российская экономическая школа, Сколтех, театр «Практика», Ipsos, «Спутникс», «Содис-Лаб», Steplife, фонд «Сколково».
MIT или МГУ
В 2015 году гимназия «Сколково» создавалась как международная, на это был запрос экосистемы. Подавляющее большинство наших выпускников учатся в ведущих российских вузах. Вузы, в которых есть уже наши сообщества, — МГУ, ВШЭ, МГИМО, Президентская академия, но спектр университетов и программ очень широкий: от Школы-студии МХАТ и Литературного института до Сеченовки, Губки и МФТИ. А есть уже и те, кто после учебы в зарубежных вузах продолжают обучение в российской магистратуре, в том числе в Сколтехе. А кто-то уже работает в интересных компаниях и стартапах, в том числе в «Сколкове». Это то, о чем мы мечтали еще в 2017 году, когда выпускали своих первенцев. Гордимся нашими выпускниками. Вкладываемся в каждого. Половина из них медалисты. Но по-своему успешен каждый. Подготовка к будущей жизни — не только в компетенциях и знаниях, но и в личностном созревании, выстраивании отношений, мечтах и внутреннем полете. Школа — это жизнь здесь и сейчас, и все, что они здесь проживают, так или иначе реализуется в их взрослой жизни. Поэтому полноценный опыт радости, достижений, ошибок и неудач, дружбы и сотрудничества, социально значимых действий нужен каждый день, и в этом есть важный смысл школьной жизни. Ценим и радуемся, когда выпускники возвращаются в гимназию. А приезжают многие. И на праздники, и просто так.
Педагогика сотрудничества. Родители
Как оптимально выстроить контакт с родительским сообществом?
«Мы видим, что гимназия стремится к диалогу с родителями, к партнерству ради общей цели — развития и успеха наших детей. Кроме традиционного участия в общих событиях, открытых уроках, ярмарках, концертах, можно делиться своей экспертизой, например в режиме мастер-классов. Кто-то берет студентов в свои компании на практику.

Очень помогают индивидуальные встречи учителей, наставника с родителями и студентом — диалоги развития и обратная связь. Это дает понимание, куда двигаться, на что обратить внимание", — рассказывает Наталья Мацнева, мама выпускника и студентки гимназии, председатель Родительско-учительской ассоциации в 2021—2024 годах.
… И педагоги
Расскажите, как сложилась практика обучения учителей в гимназии?
«Мы обучаем своих учителей уже 10 лет. Наши программы профессиональной подготовки педагогов ориентированы на российские стандарты и вобрали лучшее из международных программ.

Такие программы в школе нужны, потому что каждое новое поколение детей требует трансформации подходов, иного построения урока и образовательного процесса. Мы постоянно что-то пробуем, от каких-то практик отказываемся, закрепляем лучшее. Таким образом, растет количество учителей, которые не боятся класса и знают, как с ним работать в любых обстоятельствах", — рассказывает Олеся Уткина, руководитель методической службы гимназии, учитель истории и обществознания.
Педагогическое сотрудничество — это, возможно, главный двигатель развития школы, поддержания мотивации учителей, а значит, и учебной мотивации детей. Открыто делиться своими наработками и практиками для кого-то непросто, но мы понимаем, что это обязательное условие нашего дальнейшего развития.

В следующем году в четвертый раз пройдет учительская конференция «Второе дыхание». Приглашаем всех, кто работает в образовании, разделить с нами это событие. Конференция посвящена не столько даже методикам работы с детьми, сколько вдохновляющим практикам саморазвития, рефлексии итогов года и собственного развития в профессии.

Без профессионального сотрудничества учителей нет творческого образовательного процесса. Проработав с таким посылом 10 лет, мы решили, что хотим быть площадкой распространения своего опыта и практик, создали АНО «Сколково Образование». А еще хочется, чтобы хороших школ было много. И себя мы видим частью этого содружества.

Возможно, во времена трансформаций и искусственного интеллекта именно партнерства со всеми участниками — основание для профессионального самосохранения и развития. У гимназии и АНО «Сколково Образование» есть такая цель.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще