внеурочное. метод

Медиапервопроходцы

Как учить детей журналистике — история одной маленькой идеи, которая выросла во всероссийский проект
Время чтения — 4 минуты
Что такое детская журналистика и чем она полезна? Что интересного для ребенка в медиацентре? Это частые вопросы, хотя детская журналистика преподается в школах и центрах дополнительного образования, а медиацентры активно развиваются.
Детская журналистика, блогинг, медианаправления — это творческие навыки и база для будущей профессии.
Когда идея пульсирует
Идея захватывает человека — его сердце, душу, мысли. Так было и со мной: хочу создать сообщество и помогать педагогам, которые только начинают путь в преподавании детской журналистики и блогинга. Сначала идея, потом жизненный смысл, масштаб — и ты уже живешь в мире, который создала сама. «Сама» — важное слово, которое мотивирует и ведет дальше.

Вот так однажды понимаешь, что ты нашла дело своей жизни! И пусть путь был долгим, но он дал опыт, знания, ошибки, которые помогли стать сильнее и немного мудрее.
Школьный медиацентр — это площадка для развития, где у детей должны быть максимальные права при условии кураторства со стороны опытного педагога
Сообщество «Детская журналистика. Блогинг. Медиа» я создала в 2021 году, сейчас это без преувеличения самое большое профильное сообщество — здесь полезные материалы по детской журналистике, блогингу и медиапедагогике, идеи, методические советы и фишки. Посмотрев на мой опыт, многие коллеги завели свои странички и тоже делятся наработками.

Дальше — больше. Появился сайт проекта, затем всероссийский детский проект по почтовой переписке, встречи с педагогами, онлайн-обучение, телеграм-канал и еще много всего. Каждый проект нашел свою аудиторию и стал, уверена, многим полезен.
Бумажные письма
Иногда кажется, что придуманная вдруг идея не пойдет в мир, ее не примут. Так у меня было с замыслом проекта «Дети детям. Живые письма» — переписка юных журналистов из разных городов.

Хотелось объединить юнкоров из разных уголков России чем-то полезным и непривычным, и я вспомнила про нашу школьную переписку. Письма летали с одной улицы на другую, и, открывая их, мы узнавали тайные мысли, размышления ребят, с которыми учимся в одном классе. И атмосфера: вечер, настольная лампа, листок бумаги, в руке шариковая ручка, ты сидишь в размышлениях, о чем же написать… А потом облизываешь треугольный клапан и идешь к почтовому синему ящику, становишься на мысочки и бросаешь конверт. А дальше долгие дни в ожидании ответа о том, что письмо получено и скоро направят ответ.
До тех пор пока взрослые диктуют темы для школьного паблика и не разрешают писать о том, что интересно детям, мы не сформируем смелых и желающих развиваться в медиа детей. Это очевидно, но проблема есть
Сомнения испарились, когда я спросила коллег, нужен ли такой проект. Все ответили утвердительно. Я придумала название, объявила регистрацию и начала собирать пары по переписке. И здесь было важно объединить коллективы из городов, которые находятся друг от друга максимально далеко. Сейчас идет четвертый сезон переписки, и регистрацию прошли больше 120 педагогов — это рекорд.

У проекта есть своя страничка в соцсети «ВКонтакте», где аккумулируются все посты, рассказывающие о переписке, о том, как выполняются задания, фото- и видеоотчеты.

С третьего сезона к проекту стали присоединяться обычные классы. Проект создавался для юных журналистов и ребят из медиаклассов, и в мыслях не было, что наша переписка станет интересна многим школьникам и их классным руководителям. И вот в заявках я вижу: 5-й «Н» — 28 человек, 7-й «А» — 30 человек!
И конечно, мы нашли пары, дети переписываются, и это счастье! Так что масштаб растет, и мы продолжаем узнавать интересное о самых удаленных уголках нашей Родины, придумывать творческие задания, вкладывать в разукрашенные конверты милые подарочки и ловить восхищенные взгляды почтальонов в пункте отправки и приемки писем.
Откуда берутся педагоги?
В детскую журналистику и медиапедагогику приходят люди из разных профессий: учителя истории и черчения, бывшие редакторы, юристы, медики, из любой профессии… Люди возвращаются к своей мечте, которая спустя десятки лет все же прорастает и кардинально меняет жизнь. Им есть чем поделиться с детьми! А главное, они хотят сделать детскую журналистику или медианаправление делом своей жизни.

Они идут в школу и в дополнительное образование, часто не понимая, с чего начать, как преподавать и как давать детям базовый материал. Идут смело, не обращая внимания на крохотную зарплату, время, загруженность, когда личное уходит на второй план. И они начинают учиться!
Сегодня появляются образовательные проекты, курсы повышения квалификации, онлайн-обучение, магистерские программы, которые помогают нарастить знания, переложив их на свой опыт. Но главная ценность каждого педагога — экспертность, то, что отличает одного от другого, позволяет создать нешаблонную преподавательскую практику.

Всегда говорю коллегам: счастье, что нет единой методички по нашему направлению, потому что простота рождает спокойствие, которое не дает импульса для развития, для поиска себя и своего метода. И всегда говорю: сегодня вы не просто преподаете, вы вырабатываете свой авторский метод, основанный на ваших знаниях и опыте.

Я рада, что у сегодняшних учеников есть доступ к этому опыту, а значит, в каждом городе мы видим разную педагогическую практику, а в итоге разносторонних детей.
Чужие планы
В педагогику я пришла из маркетинга и связей с общественностью. За много лет, работая руководителем маркетинговых департаментов в крупных банках, я успела издать собственный глянцевый журнал, создать несколько информационных сайтов, придумать литературно-музыкальную премию, почти профессионально научиться дизайну, монтажу видео и верстке газет. И это лишь малая часть умений, с которыми я пришла в школу.

«Почему бы вам не начать преподавать детскую журналистику?» — однажды спросила меня завуч. Не задумываясь, я согласилась. Но как преподавать? Это же дети, а не сотрудники отдела маркетинга!

Свой подход сложился, когда пришлось составлять программу кружка. Прописала шаги от простого к сложному так, чтобы каждый этап был мне понятен, чтобы для него хватало сил и знаний. До сих пор не понимаю, как педагоги преподают, просто скачав какую-нибудь программу кружка! Преподавать по чужой программе — идея утопическая: у тебя нет таких знаний, нет соответствующего опыта, а погружать себя в сложности в самом начале — это прямой путь к выгоранию.
А потом начинаются вопросы: как преподавать и что делать. И в итоге формальный подход и нервное напряжение при подготовке к занятиям. Так зачем мучить себя чужими планами?

Методика, которую я сегодня популяризирую, основана на экспертности каждого педагога. Осенью я провела первый поток авторского курса «Детская журналистика. Уверенный старт», и мы с участниками начали с разговора об экспертности. Домашним заданием было описать знания и опыт, все навыки, которые хочется освоить с детьми. На этой основе я составила для каждого участника примерную авторскую программу кружка. И тогда они увидели свою уникальность и получили понятную программу с конкретными задачами и действиями, по которой каждому из них комфортно преподавать.
Из разговоров с коллегами знаю, что они преподают, как умеют, как чувствуют, как слышали, как научились, как позволяет время. И это нормально, и пока так. И кажется, еще нет обучения, которое давало бы такую нужную базу — от простого к сложному, от введения в профессию до разработки собственных занятий и упражнений, с проработкой специфики.

Никого не хочу обидеть, но уверена, что теоретик не может научить практике. Доценты, кандидаты — уважаемые люди, но многие из них не имеют опыта построения, например, медиацентра или кружка по детской журналистике с нуля. Для того чтобы были профессиональные педагоги по нашим направлениям, нужно, чтобы их учили педагоги-практики.

В идеале это должно быть первое высшее, а не курсы повышения квалификации, и это отдельная больная тема. Потому что получается примерно так же, как если бы юрист освоил специальность протезиста на онлайн-курсах и, получив корочку, смело пошел работать.
Договориться на берегу
Организация медиацентра в образовательном учреждении — популярная тема сегодня, и здесь должен быть профессиональный подход. Запустить жизнеспособный медиацентр — это как запустить корабль в космос и быть ответственным за все процессы. Здесь тебе и проработка целей и задач, где-то применение PR-технологий, и всему этому тоже не учат, поэтому приходится педагогам догадываться, перенимать опыт и учиться на своих ошибках.

Первое, что я советую коллегам, — это на берегу спросить у руководства образовательного учреждения, чего ждут от медиацентра, руководителя и ребят. Часто бывает так: галопом по Европам, создали, назвали и побежали — и все в разные стороны. В итоге все при деле, все в мыле, но результатов нет или они минимальны, руководство недовольно, мотивация на нуле, дети уходят, все разваливается.
Второе, не менее важное, разработать положение о медиацентре, где будут прописаны важные пункты, включая обязанности руководителя, деятельность, сроки, кураторство, ответственность и подобное. Положение — это официальный документ, позволяющий педагогу не хвататься сегодня за одно, завтра за другое, а действовать по плану.

План — это основа. Всегда рекомендую составлять план на год и, помимо городских, районных и школьных событий, вписать в него события в мире, интересные праздники, то, к чему захочется прикоснуться детям. В идеале важно планировать вместе.
Всеобщее понимание
А я продолжаю ждать, когда придет понимание, что школьный медиацентр или пресс-центр — это не бесплатный отдел PR для продвижения бренда школы, увеличения ее узнаваемости и привлечения новых учеников. И это не бесплатный инструмент создания контента для отчетности перед вышестоящими инстанциями, которые диктуют свои требования.

Медиацентр — это в первую очередь развитие навыков детей, приближение к определенным предметным областям, опыт, развитие в будущем. В медиацентре каждому будет интересно, если работа будет выстроена правильно: детская журналистика, блогинг, создание фото или монтаж видео — для каждого ребенка найдется занятие по интересам. Эти разные образовательные практики, несомненно, будут полезны и в школе, и при выборе будущей профессии.
И здесь ни в коем случае не идет речь о том, что не надо делать материалы про школьные или городские мероприятия. Речь о том, чтобы дать детям возможность творить, подсказывая, направляя и прививая желание что-то делать самостоятельно, учитывая желание ребенка.

Поэтому сейчас важно организовывать семинары для директоров школ и объяснять, что школьный медиацентр — это площадка для развития, где у детей должны быть максимальные права при условии кураторства со стороны опытного педагога.
«Мы не спрашиваем у детей, мы говорим, какие задачи у нас есть», — часто слышу от коллег. До тех пор пока взрослые тети и дяди диктуют темы для школьной газеты и паблика, редактируют контент и не разрешают писать о том, что интересно детям, мы не сформируем смелых и желающих развиваться в медиа детей. И вроде все очевидно, но такая проблема есть, хоть и не принято говорить о ней вслух.

В качестве члена жюри различных конкурсов я вижу сухие сообщества «ВКонтакте», в которых нет контента для школьников. Вижу школьные газеты с дозволенными темами для публикации, которые в большей степени тоже не целевой контент для школьников. Ограничивая возможность создавать контент, мы отправляем детей в интернет.
Хочется помечтать
Мечтать, как говорится, не вредно. Я решила мечтать смело и выпустить авторский учебник по детской журналистике и блогингу, хоть дело это не очень бюджетное.

Мечтаю сделать большой всероссийский съезд для медиапедагогов, педагогов по детской журналистике и блогингу, где можно будет честно поговорить о наболевшем и вместе выработать план работы и развития этих направлений. Эта мечта пока мне кажется неосуществимой, хотя и есть уже не только идея, но и концепция.
Мечтаю и о том, что однажды увижу крутые школьные газеты с современной и правильной версткой, наполнением и детскими выразительными текстами, а не текстами, которые пишут педагоги. Да и пишут не потому, что хочется, а потому, что так получается по разным причинам.

Мечтаю, что появятся направления высшего образования для медиапедагогов и педагогов по детской журналистике, где будут качественно обучать методике преподавания, а также дадут необходимые знания из смежных областей: маркетинга, PR, работы с нейросетями и других.

А пока мы все первопроходцы и по большей части на личном энтузиазме вырабатываем сегодня методику преподавания детской журналистики и блогинга, создаем отечественное медиаобразование.
Где еще школьнику учиться журналистике? Большой проект предпрофильной подготовки «Медиакласс в московской школе» направлен на развитие у школьников современных медиакомпетенций и творческих навыков. Дети углубленно изучают филологические и другие смежные дисциплины, посещают специальные курсы, посвященные медиажурналистике, рекламе, связям с общественностью, изучают тележурналистику, радиожурналистику, фотожурналистику и медиакоммуникации в социальных сетях, и это еще не все. Кроме того, участники проекта могут выбрать программы стажировок в медиакомпаниях и СМИ, участвовать в практических занятиях на базе вузов-партнеров.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще