школа. юбилей

Лицом к миру

Школа «Ника» индивидуализирует образовательный опыт ученика, учится у коллег и учит сама
Время чтения — 4 минуты
Педагогические конференции с участниками из стран Европы и Азии, аттестат зарубежного образца, помимо российского, вероятный путь выпускника в европейский вуз или в один из лучших российских — вот неполный список достижений школы «Ника» в год ее 30-летия.

Здесь считают, что образование — процесс, не ограниченный рамками высоких баллов ЕГЭ или образовательных программ. Скорее, это раскрывающаяся для каждого ученика жизненная перспектива. Задача школы — позаботиться о том, чтобы эта перспектива была максимально захватывающей.
  • Ирина Рублева
    директор ОАНО «Школа «Ника»
  • Екатерина Лукьянова
    заместитель директора ОАНО «Школа «Ника»
Это наш дом
«Когда мы говорим, что наша школа открыта для сотрудничества, то это не лозунг, а приглашение, — рассказывает директор школы „Ника“ Ирина Рублева. — Это буквально означает, что мы готовы показывать свои практики тем, кому они интересны. Поэтому для нас важны открытые мероприятия, социальные партнеры, членство в профильных организациях — все, что увеличивает образовательный ресурс школы в интересах наших учеников, обогащает образовательную среду, которую мы бережно строим последние 30 лет».
«Наши никовцы», «уНИКАльная среда» — производные от названия школы органично вошли в лексикон ее команды и много значат для педагогов. Можно услышать, как о ком-то говорят: он или она — никовец. Или обсуждают на педсовете, как поддержать того или иного ученика, который, допустим, где-то пока неуспешен: все равно никовец, значит, наш по духу, будем работать вместе. Это знак сложившейся школьной идентичности, детско-взрослого сообщества, ценности которого разделяются всеми участниками.
Нам крайне важно, чтобы каждый ученик прожил опыт счастливого школьного детства
«Коллектив педагогов за эти годы сложился и правда потрясающий с точки зрения профессионализма и человеческих качеств, детское сообщество — тоже. Среди выпускников есть те, кто привел уже своих детей в нашу школу. Новый виток, а на нас большая ответственность за сохранение того, что наработано за эти годы. Время от времени мы спрашиваем ребят: "Что хотелось бы изменить?" Часто они отвечают: "Только не меняйтесь! Нам здесь хорошо. Это наш дом".

Значит, похоже, мы на верном пути к нашей миссии — создать счастливое школьное детство, сделать так, чтобы, вступая в большой мир, полный вызовов и потрясений, наши дети были социально устойчивы и ощущали мощную поддержку в виде нашей любви и веры в них.
Нам крайне важно, чтобы каждый ученик прожил опыт счастливого школьного детства, поэтому внеурочная жизнь максимально яркая, насыщенная событиями. С первого дня работы школы мы уделяем колоссальное внимание воспитательной работе, годами создаем традиции, объединяющие детское и взрослое сообщество, общие события фестивали, ярмарки, турслеты, спектакли, волонтерские отряды. Все это необходимые условия для становления личности, воспитания человеческих качеств", — рассказывает директор.

Школа живет и развивается. У «Ники» высокие показатели академического успеха по критериям участия в олимпиадах, конкурсах в разных предметных областях. Треть учеников заканчивают школу с золотой медалью, поэтому уже несколько лет «Ника» включена в рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников RAEX.
Высокие экзаменационные баллы — это важный, но не единственный критерий продуктивной работы школы. «На каком-то этапе развития мы начали смотреть не только на академические результаты, но и на огромный мир за пределами школы, полный возможностей и ресурсов, — поясняет директор. — Тогда стало стремительно развиваться международное направление».
Два аттестата к концу школы
2022 год. Никовцы едут в Милан на первую молодежную конференцию защищать собственный экологический проект. Такое выступление — само по себе дело ответственное, а тут еще не только ребята из других школ, но и состоявшиеся профессионалы из индустрии экологии.

Потом были Мексика, Стамбул и много других поездок, а также членство в международных организациях, дружба со школами в разных уголках мира — 2022 год стал прорывным в сфере международного сотрудничества.

С каждым новым знакомством, новым социальным партнером открывались дополнительные возможности для роста, развития школы как системы.
«Членство в европейской ассоциации школ ISA сделало нас частью большой семьи школьных сообществ по всему миру. Вступление в международную ассоциацию тестирования иностранных языков ALTE открыло доступ нашим педагогам к лучшим преподавательским практикам в мире, дало им исчерпывающее представление о процедурах и оценке результатов международных экзаменов.

Мы стали частью программы PRIA для школ, где преподается итальянский, и получили возможность участвовать в образовательных событиях школ-партнеров, конференциях и конкурсах", — рассказывает заместитель директора школы «Ника» Екатерина Лукьянова.
В тот же знаковый 2022-й школа начала работать с программой второго диплома. Перед руководством стояла нетривиальная задача: сделать так, чтобы ребята полноценно осваивали российскую школьную образовательную программу, одновременно изучали предметы на иностранном языке и в итоге получали, кроме аттестата, еще диплом международного образца.

«Мы долго думали, как это организовать оптимальным образом, обратились к четырем школам — провайдерам онлайн-образования в США, проверенным коллегам. Они проанализировали наши программы, установили академическую разницу в 6−7 предметов, и теперь у ребят есть возможность получить после школы не только российский аттестат, но и зарубежный диплом — такой же, какой получает американский выпускник», — продолжает Екатерина Лукьянова.
Высокие экзаменационные баллы — это важный, но не единственный критерий продуктивной работы школы
Программа традиционно привлекает тех, кто хочет получить высшее образование за рубежом. Для них упрощается процесс поступления в европейский или американский вуз: не нужно сдавать международные языковые экзамены IELTS или TOEFL, не потребуется проходить дополнительную подготовку к зарубежному вузу (foundation). Это также важный опыт взросления и социализации. По сути, пробная версия учебы за границей.

Но программу выбирают и те, кто будет учиться в России, воспринимая ее как дополнительный образовательный ресурс. «Самое главное в программе то, что она обогащает наше классическое академическое образование, дополняет его. Онлайн-обучение в других странах — это расширение возможностей, которые мы можем предложить. Мы берем лучшее из мирового школьного образования, анализируем, адаптируем и усиливаем свою практику», — поясняет заместитель директора.
Сила ожидания
В октябре 2024 года школа «Ника» провела третью международную педагогическую конференцию «Открытая школа в глобальном мире: новые вызовы и возможности». За три года в ней приняли участие около 1000 международных участников из 30 стран Европы и Азии. Это звучит как блестящее достижение, но было очень непросто и на начальном этапе — в пандемию, и потом.

«В какой-то момент мы были очень близки к тому, чтобы отказаться от идеи проводить третью конференцию. Событие такого масштаба в школе — это сложно, дорого, затратно, — рассказывает Екатерина Лукьянова. — Но коллеги — участники первых двух конференций стали задавать вопросы: почему не будет продолжения и что случилось? Объяснять было неловко, и мы сказали, что… все обязательно будет. И вот что интересно: это ожидание со стороны профессионального сообщества не только обязало нас, но и как будто дало силы преодолеть препятствия, трудности и собственные ограничения».
«По каждой из тем, которые были представлены на конференции, мы получили для себя новые идеи и разработки, которые можем воплотить в практику. Если говорить о последней конференции, то это были, например, решения в области интеграции ИИ в школьное образование, STEAM-образования, построенного на проектах, инженерного образования и других, то есть самые актуальные сейчас темы. Мы, в свою очередь, показали коллегам наши работающие практики, которые можно заимствовать, освоить. Во-вторых, конференция — это вдохновляющее событие, у которого огромный объединяющий потенциал. Контакты, которые устанавливаются на конференции, вырастают в совместные учебные проекты и даже в стратегические партнерства между организациями, — резюмирует Екатерина Лукьянова. — Надеемся в следующем году увидеться со всеми друзьями и коллегами на четвертой конференции».
Проекты
Модус международности как будто пронизывает многие аспекты образовательного процесса. Так, многие проекты старшеклассников — с международным участием.

Ровесники из разных стран обмениваются идеями друг с другом, осваивают достижения технологического прогресса, представление об устойчивом развитии, основы исследовательской деятельности. Это готовит их к встрече с инновациями современного мира, формирует глобальное мышление, повышает их уверенность в собственных силах.

Проектная работа — значимый сегмент образовательного процесса в «Нике», и к моменту перехода в среднюю школу у ученика «Ники» уже достаточно знаний и компетенций, чтобы включиться в реальные неигровые проекты под руководством педагогов-предметников.

Что значит реальные проекты в школе? Спрашиваем у ответственных за направление.
«Суть в том, что проектные идеи неигровые, дети решают не учебные задачи, а вполне актуальные в современной экономической реальности. Как требует проектная логика, мы проходим с детьми весь технологический цикл — от идеи до оценки результата. Так, при разработке беспилотного летательного аппарата для сельского хозяйства мы с учениками начали с освоения методов земледелия и сборки аппаратуры и закончили оценкой рисков на пути к цели проекта — экономии ресурсов и повышения урожайности.

Проект "Умный сад", как другие школьные проекты, год от года привлекает все больше участников. Значит, проектная работа важна для детей. Работая над «Умным садом», мы осваиваем проектирование и сборку теплицы, посадку растений, программируем датчики климат-контроля, разрабатываем алгоритмы ухода за растениями, собираем урожай и оцениваем эффективность собственных решений», — рассказывает учитель Елена Лапонькина.
Такие проекты — практика, встроенная в систему индивидуализации образовательного опыта ребенка в школе, в которой ученики «Ники» проходят целостный путь от ранней профилизации через игровые STEM-практики в детском саду и начальной школе до реальных проектов в научной сфере, международных проектов в старших классах.
Профиль и проект
На этапе детского сада индивидуализация образовательного опыта и ранняя профилизация связаны с использованием STEM-подхода, который позволяет ребятам познавать мир путем открытий и изобретений технических решений.

STEM-подход в практике школы многообразен: это решение несложных инженерных задач, работа с конструкторами, освоение азов анимации в собственной мультипликационной студии. В каждом случае обучение строится через постановку проблемной задачи, которая запускает процесс анализа, исследования, поиска креативного решения.
В 7-м классе у ребят начинается предпрофильная подготовка по физико-математическому, социально-экономическому, химико-биологическому, гуманитарному или универсальному направлению. Дети знакомятся с миром профессий, участвуют в мастер-классах, встречаются с профессионалами в своих областях и проходят стажировки на площадках компаний-партнеров, таких, как, например, «Сигма», «1С», «Инфовотч», и других. Кроме этого, дети знакомятся с жизнью и учебным процессом ведущих вузов страны: МГУ, МФТИ, РЭУ и РУДН. Такой подход помогает снизить риск случайного выбора профиля и сформировать у подростка устойчивую положительную мотивацию к обучению как следствие осмысленного выбора.

В старшей школе образовательный путь ученика может выстраиваться по двум сценариям. Во-первых, ученик может выбрать профильный класс по одному из четырех направлений (технологическое, социально-экономическое, гуманитарное и естественно-научное).
Во-вторых, можно выбрать обучение по индивидуальному плану, которое предполагает выбор предметов и уровней их освоения. Школьник закреплен не за классом, а за дисциплиной и педагогом, которые подбираются, исходя из поставленных целей. Такая система позволяет наиболее эффективно отвечать на запросы старшеклассников, и результаты экзаменов это иллюстрируют.

«Учитывая, что у каждого ребенка свой темп и свои образовательные потребности, мы создали систему гибких форматов обучения, — объясняет заместитель директора Ольга Панина. — Учиться можно не только по индивидуальному плану, но и очно, заочно, а также очно-заочно, что требует высокого уровня самостоятельности и образовательной субъектности. Но к этапу старшей школы ученик уже подготовлен к тому, чтобы включиться в такую сложно организованную деятельность, всем предыдущим образовательным опытом в школе.
В помощь ученику также все многообразие ресурсов образовательной среды и организационных форматов. Мы активно используем онлайн-платформы, видеоматериалы, онлайн-курсы и тренинги; ученики могут работать в творческих группах, на проектных сессиях, выбирая формат в зависимости от своих запросов. Так формируются ключевые навыки XXI века: критическое мышление, креативность, коммуникативные и коллаборативные компетенции».
Обрести управление
Индивидуализация образования в том числе означает, что ученик ощущает поддержку каждый день с момента прихода в школу и в течение всего учебного дня. На уроках, на переменах, на прогулке, во время внеурочных занятий и домашнего задания — все это время ребенка сопровождает тьютор.

«В начале пути, перед тем как внедрять тьюторские практики в свою работу, мы изучили весь доступный опыт, в том числе зарубежных стран: Германии, Великобритании, Швеции и Испании, — рассказывает заместитель директора Елена Дубовикова. — Это помогло глубже понять специфическую роль тьютора в школьной системе — роль связующего активного посредника между школой, учениками, родителями, компетентного сопровождающего индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Тьютор помогает ребенку пройти путь личностного развития и профессионального самоопределения, родителям — лучше понять своего ребенка, специфику его образовательных потребностей и личностных особенностей, нам, школе, — выстроить по-настоящему личностно ориентированный образовательный процесс.

Вместе с учителями тьютор выстраивает индивидуальную траекторию образования, помогает детям ставить цели и анализировать достижения. Таким образом, ребенок при поддержке тьютора обретает контроль и возможность управления собственным образованием».

Сейчас практика тьюторского сопровождения в «Нике» уже вполне сложившаяся, отлаженная система. Свой опыт работы в этой сфере педагоги «Ники» оформили в виде методического пособия «Вникай!». В нем описаны алгоритмы работы тьюторов, сценарии и кейсы взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, специалистами других площадок.
Это, конечно, не значит, что не нужно больше учиться. Специалисты «Ники» учат и продолжают учиться сами. Система тьюторства в «Нике» — это живой организм, который постоянно развивается. Меняются интересы ребенка, требования мира — меняется подход тьютора.
И снова об открытости
В конце 2024 года «Ника» приняла участие в проекте «Открытая школа» Национального центра «Россия». Это была еще одна возможность сказать свое слово в разговоре профессионалов сферы среднего образования в России, отрефлексировать собственную практику.

Цифры, факты, события 30 лет жизни школы «Ника» говорят о том, что стратегия открытости миру дает хорошие результаты, и не только академические, управленческие, но и результаты в виде субъективного ощущения счастья участников истории.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще