школа. сопровождение

Коммуникация для счастья

Тьюторские компетенции в помощь родителям
Использованная иллюстрация: Lightspring/Shutterstock
Время чтения — 3 минуты
Тьютор и тьюторское сопровождение — не новое понятие в системе образования. Многие школы вводят тьюторское сопровождение ученика, а родители включаются во взаимодействие с тьюторами, чтобы общими усилиями спроектировать его индивидуальный образовательный маршрут.
  • Яна Федотова
    старший тьютор школы «Новый взгляд»
  • Марина Ижо
    тьютор школы «Новый взгляд»
Вопрошание
Некоторые методы работы тьютора родителю полезно освоить, чтобы поддержать глубокие доверительные отношения с ребенком и помочь ему в достижении образовательных и жизненных целей.

Что подразумевается под тьюторскими компетенциями и как родитель может использовать их в общении со своим ребенком?
Тьюторские компетенции предполагают владение педагогическими инструментами, средствами, которые можно использовать в тех или иных воспитательных и образовательных ситуациях в интересах развития ребенка.

Один из базовых инструментов тьюторской работы — умение задавать вопросы, или, по-другому, вопрошание. Вопрос позволяет поделиться своим непониманием или незнанием с другим. На наш взгляд, именно вопрос — это искренний способ понять человека.
Один из базовых инструментов тьюторской работы — умение задавать вопросы
Существуют разные типы вопросов — с этой темой можно более подробно ознакомиться в профессиональной литературе (см., например, раздел о типах опросов тьютора в книге С. Ветрова и Н. Хомченко «Тьюторство — педагогика XXI века»). Самые очевидные — вопросы закрытого и открытого типа: «Ты был сегодня в школе? Что происходило с тобой сегодня в течение дня?» Главное, что объединяет любые вопросы тьютора, — это интерес спрашивающего, интерес, который и порождает вопрос, интерес к себе, к другому, к содержанию его жизни.

Коммуникативная компетенция тьютора, в основе которой лежит способность грамотно задавать вопросы, адекватные наличной ситуации развития ребенка, — основа построения конструктивного диалога с ребенком, и не только для тьютора, но и для родителя.
Когда авторитарные, порой формальные тезисы старших заменяются вопросами, то диалог может приобретать совсем иной характер. Сравним: «Ты снова сидишь в телефоне?» или «Поделись, что ты сейчас смотришь?» Второе если и не гарантирует на сто процентов дальнейшего содержательного диалога с ребенком, то, по крайней мере, оставляет для этого куда больше возможностей.

Можно потренироваться и типичные для вас в общении с ребенком утвердительные высказывания переформулировать в виде вопросов. Еще одним фокусом в диалоге может стать наблюдение за собой. Исследуйте, какие вопросы вы задаете чаще всего. Если ответ предполагает да/нет, то это вопрос закрытого типа, он позволяет узнать конкретную информацию, на таких вопросах редко можно построить содержательный диалог. Если вам хочется в ответ услышать развернутое рассуждение, здесь помогут открытые вопросы, начинающиеся со слов «как, когда, где, что, почему, зачем» и так далее.
Важно помнить, что нет дурацких или плохих вопросов, любой из них имеет право на существование. Обратите внимание и на интонацию, с которой задается вопрос, от нее будет зависеть то, как собеседник воспримет вопрос и каким будет весь ход дальнейшей беседы.
Что волнует родителей
В 2021 году на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета силами проекта «Родительский университет» было проведено исследование потребностей в консультативной помощи среди родителей младших школьников. В онлайн-анкетировании участвовали 11 436 родителей детей младшего школьного возраста из разных регионов России.

Вот некоторые из тех вопросов, которые чаще всего волнуют родителей:
  • Где ребенок может получить бесплатное дополнительное образование (кружки, клубы, секции)?
  • Как научить ребенка выполнять домашние задания самостоятельно?
  • Как понять, какие у ребенка способности и помочь развить их?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом или в социальных сетях?
  • Как снизить стрессовую нагрузку в период обучения?
  • Как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении?
  • Как вести себя с ребенком в ситуациях возрастных кризисов?
  • Как снизить тревожность ребенка?
Эти вопросы можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это, конечно, указание на актуальные родительские дефициты и ориентировка для обращения к нужному помогающему специалисту, педагогу, психологу. Во-вторых, эти вопросы можно использовать как основу для выстраивания диалога с ребенком вокруг интересующей нас темы с целью услышать его точку зрения.
Рефлексия и визуальные методы
Еще одна из важных тьюторских компетенций, которую необходимо выделить, — это рефлексия, процесс, направленный на понимание самого себя, своих эмоций, действий. Правильно организованная рефлексия помогает взращивать субъектность — способность человека быть «автором» своей жизни.

Родитель может ввести практику регулярных бесед для ежедневного общения ребенком. Это может быть вечерний разговор перед сном или время за ужином. Предмет разговора всегда есть — это прошедший день, его достижения и трудности. Именно открытые вопросы, позволяющие развернуть рассуждение, важны, если мы преследуем цель развития рефлексии. Вот примеры возможных открытых вопросов:

  • Что тебе понравилось в сегодняшнем дне?
  • С какими трудностями ты столкнулся?
  • Как ты мог бы поступить иначе в сложной ситуации?


Еще один инструмент тьютора, на который хотелось бы обратить внимание, — визуальные методы, которые особенно актуальны в работе с младшими детьми. Ребенок с помощью рисунков или схем может выражать свои эмоции и переживания.

Хотели бы обратить внимание также на возможность использования ресурса ближайшей среды (школа, библиотека, музей, кружки, другие элементы городской инфраструктуры). Речь идет не только о том, чтобы совместно с ребенком найти кружки и секции дополнительного образования, но и о том, чтобы построить индивидуальную карту допобразования на основании интересов ребенка. Такая карта фиксирует места и образовательные события, участие в которых будет интересно ребенку, обогатит его образовательный опыт и метапредметные связи между разными областями знания.
Правильно организованная рефлексия помогает взращивать субъектность — способность человека быть «автором» своей жизни
Например, в процессе изучения какой-либо темы по геометрии целесообразно посетить памятники архитектуры, применить на практике знания, полученные на занятиях.

Другой пример: можно попробовать создать социальное партнерство — найти такие организации, которые готовы будут открыть свою площадку для профессиональных проб ребенка. Это могут быть встречи с интересными людьми, представителями разных профессий, интервью со специалистами, на основе которых ребенок составляет представление о профессии и видение себя в ней.

В начальной школе родители могут использовать тьюторские методы для поддержки интересов ребенка и составления портфолио его увлечений для того, чтобы, опираясь на это в беседах с ребенком, помогать ему осознавать, что ему нравится делать, а что не нравится.
В школе для ребенка все новое, и родитель может взаимодействовать с ним так, чтобы ребенок знал, что его родители — это не просто опора и поддержка, но и те взрослые, с которыми можно обсудить, что ему нравится изучать, какие предметные области привлекают внимание больше или меньше и почему.

В основной школе ребенок пытается отделиться от взрослых и ориентируется на поведение сверстников. Родитель, используя тьюторские компетенции, может говорить с ним о его ценностях, об учебных целях и интересах, организовывать пространство для самостоятельности (например, самостоятельное выполнение домашнего задания или формирование расписания), а также помогать в вопросах саморегуляции, если ребенок тревожится перед контрольными, если не умеет заводить друзей. Также родитель может помогать становлению навыков по умению учиться.
В старшей школе, когда подросток завершает ступень основного общего образования, находится в ситуации перехода к новому этапу — высшей школе или среднему профессиональному образованию, родитель может поддержать профессиональное самоопределение ребенка через организацию профессиональных проб, доверительный разговор, собственный опыт профессионального самоопределения. В этом возрасте важна поддержка значимого взрослого, и родитель может не только быть в позиции опоры, но и помогать формировать здоровую самооценку.

Применяя тьюторские компетенции в общении с ребенком, родитель может не только наладить общение с ним, вывести диалог на другие значимые темы, он также может решить какую-либо образовательную задачу совместно со своим ребенком, помочь ему обнаружить новые знания о себе и перевести их в опорные точки, выявить новые зоны роста.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще