Технологии меняют образование, и искусственный интеллект уже предоставляет педагогам такие инструменты, которые раньше казались фантастикой. На конференции «Будущее с ИИ», организованной Минцифры России и образовательным холдингом Skillbox, эксперты рассказали, какие возможности открываются перед учителями и учащимися.
Константин Егошин
основатель IT-компании «Кеды профессора»
Общедоступная функция
Искусственный интеллект (ИИ) становится частью нашей жизни, и приоритетное направление для его применения — сфера образования. Речь не идет просто о создании картинок или текстов на заданные темы. ИИ в образовании определяет куда более значимые системные изменения.
Например, этой весной власти Эстонии объявили о начале проекта интеграции цифровых продуктов компании OpenAI (именно она разработала большую языковую модель ChatGPT) в учебный процесс. Как ожидается, уже с 1 сентября 20 тысяч школьников 10−11-х классов и три тысячи учителей получат доступ к образовательным приложениям на базе ИИ.
Организации и люди будут сконцентрированы на том, как пересмотреть бизнес-процессы и архитектуру образовательного опыта, где и в каких точках могут применяться технологии искусственного интеллекта
«В ближайшие годы организации и люди будут сконцентрированы на том, как пересмотреть бизнес-процессы и архитектуру образовательного опыта, где и в каких точках там могут применяться технологии искусственного интеллекта», — считает Константин Егошин, основатель IT-компании «Кеды профессора». Его команда разрабатывает цифровые продукты для крупных организаций, в том числе для МГИМО, МФТИ, РУДН, ВШЭ и др.
Еще пару лет назад редкая модель ИИ набирала в IQ-тесте 100 баллов — среднее значение для людей. Сейчас же это под силу практически любой из них. Безусловно, есть вопросы к корректности такой метрики. Однако то, что современный ИИ стал умнее большинства людей, — неоспоримый факт. И теперь людям предстоит учиться жить в мире, где некогда дорогая функция высокоразвитого интеллекта становится общедоступной и буквально помещается в смартфон.
Пять этапов
По мнению Константина Егошина, эволюция ИИ-продуктов в образовательной среде будет проходить через пять этапов. Первый — безопасный доступ к ИИ.
«Большинство педагогов и учащихся уже как-то пользуются решениями на базе ИИ. Передовые организации начинают систематизировать этот опыт и предоставлять централизованный доступ, обеспечивая в том числе сохранность персональных данных и не допуская утечки конфиденциальной информации», — поясняет эксперт.
На втором этапе педагоги получат доступ к ИИ-агентам — автономным интеллектуальным системам, которые выполняют задачи без вмешательства человека. С их помощью преподаватели освободят себя от рутинных операций.
«Далее образовательная организация задумается о том, что необходимо создавать и запускать помощников на базе ИИ для учащихся, — предполагает Константин Егошин. — ИИ-агенты будут обучаться на образовательном контенте и помогать учащимся осваивать знания».
На четвертом этапе технологии ИИ позволят быстро и недорого создавать иммерсивный контент. Он откроет новые возможности для мультимодальной педагогики.
Последний этап — инфраструктурный ИИ организации. «Это такие сложные сервисы, которые пронизывают насквозь значимую часть бизнес-процессов образовательного учреждения и помогают в разных областях деятельности», — подытожил Константин Егошин.
Базовые ИИ-агенты
Внедрение ИИ в образовательные процессы хоть и может показаться фантастикой, однако уже становится реальностью. Причем в контексте российского образовательного процесса.
«С одной из московских школ сделали рабочую группу и помогаем им создавать ИИ-агентов, — приводит пример Константин Егошин. — Казалось, агенты нужны учителям, прежде всего для заполнения отчетов. Но нет. Очень популярны агенты, например, для генерации идей по геймификации урока. Педагог вводит, какие знания хочет передать, и ему предлагается набор игровых форматов, через которые эту информацию лучше донести».
Востребована и адаптация контента. Например, есть материалы для восьмиклассников, которые необходимо перевести в формат урока для пятиклассников. Педагог загружает контент в ИИ-помощник, а тот преобразует его в релевантный вид.
Еще пару лет назад редкая модель ИИ набирала в IQ-тесте 100 баллов — среднее значение для людей. Сейчас же это под силу практически любой из них
Что касается графических моделей, они тоже пользуются популярностью. В том числе для подготовки презентаций, чтобы заинтересовать учащихся. Например, ИИ-модели легко могут нарисовать Моцарта в современной музыкальной студии.
Применяются ИИ-помощники и для самих учащихся. Чаще всего речь идет про ботов-ассистентов, обученных на конкретных данных.
«У нас есть бот-ассистент по имени Эд. Он помогал нам в рамках совместного с физтехом курса по цифровой экономике, — отмечает Константин Егошин. — Учащиеся просили его приводить дополнительные примеры, чтобы лучше понять тот или иной контентный блок».
Такие чат-боты, как Эд, построенные на ИИ-моделях, можно обучать на неструктурированной информации из курса (текст, транскрипт видео, презентации и пр.). Они отвечают на вопросы пользователей по заданной теме, придумывают примеры для разъяснения и предоставляют дополнительные пояснения к ответам.
Иммерсивный контент
Создание иммерсивного контента для обучения — важный результат стремительного проникновения технологий в образовательную среду. Уже сейчас его намного легче создавать, нежели десятилетия назад, а дальше будет еще проще.
«Однажды делали VR-курс для РУДН про первый день студента в университете. Нанимали актеров, имитировали разные ситуации. Была задача объяснить иностранцам правила, которые для них могут быть неочевидны. Например, где нельзя курить. Или что в общественном транспорте нужно уступать место беременной девушке. Этот курс человек проходил либо в браузере, либо в VR-очках, — вспоминает Константин Егошин. — Это было долго, дорого и сложно с точки зрения поддержки и развития технологий, потому что требовало разработки, съемок и т. д. Сейчас ИИ позволяет все это сгенерировать».
Например, можно создать виртуальный Древний Рим, по которому современные школьники получат возможность гулять и общаться с местными жителями (на заданные темы). Разговор будет хоть и на русском языке, но в стилистике изучаемого периода. По мнению Константина Егошина, такой подход позволит учащимся гораздо лучше погрузиться в тематику контента, который они осваивают.
«Думаю, в ближайшие годы технологии производства видео сделают значительный рывок вперед. Можно будет создавать собственные фильмы под ту целевую аудиторию, в отношении которой реализуется образовательная программа», — считает Константин Егошин.
Технологии охватывают и другие форматы взаимодействия. Например, уже сейчас активно создают и применяют голосовые ИИ-тренажеры. На них можно отрабатывать в том числе soft skills. Выглядит это следующим образом: человек активирует тренажер и в течение нескольких минут с ним коммуницирует, решает сложные ситуации. Например, если он обучается на предпринимателя, можно пообщаться с недовольным бизнес-партнером. Все это происходит виртуально, в безопасной среде, однако эффективно готовит человека к реальным ситуациям.
«После завершения такого разговора человек получает комплексную и квалифицированную оценку своих действий и слов, а также рекомендации по дальнейшему развитию речевых навыков, — добавляет Константин Егошин. — Такие тренажеры могут учитывать особенности человека, огромное количество дополнительной информации об учащемся».
Стратегические сервисы
Инфраструктурный ИИ организации — стратегически важный этап развития технологий в образовании. Но как выглядят эти инновационные сервисы, которые меняют бизнес-процессы?
«Совместно с МИСИС сделали модель прогнозирования академической успеваемости AI Molodca, — приводит пример Константин Егошин. — Взяли данные об успеваемости за десятилетия работы вуза. Обучили на них ИИ-модель, чтобы с высокой точностью прогнозировать оценки учащихся даже по первому семестру. То есть, зная пол и регион человека, его баллы ЕГЭ и школьные достижения, а также специальность, на которую он поступил, мы можем достаточно точно предсказать, какие отметки у него будут. На основании этого можно сформулировать для студента полезные рекомендации. Также на это могут ориентироваться сотрудники вуза».
Другой пример — ИИ-платформа, которая умеет в режиме реального времени актуализировать контент. Образовательные программы не всегда успевают за происходящими в мире изменениями, и технологии могут с этим помочь.
«ИИ-платформы контент образовательной организации превращают в текстовый вид, который затем атомизируют. Каждому элементу присваиваются свойства и характеристики. Дальше эта платформа подключается, например, к интернету и следит за изменениями в разных средах. Когда происходит что-то значимое и возникает необходимость скорректировать образовательную программу, об этом уведомляются администраторы, отвечающие за управление контентом. Таким образом, ИИ позволит актуализировать материалы в режиме реального времени», — резюмирует Константин Егошин.