ШКОЛА. ЛИДЕРЫ

Эволюция образования: как «СОТА» меняет правила игры

Время чтения — 2 минуты
Самарская область готова представить образовательному сообществу школу-сенсацию. АНОО «СОШ „СОТА“» прошла десятилетний путь от запуска до разработки собственных уникальных образовательных решений и продуктов.

Созданная группой предпринимателей во главе с Ириной Гендель образовательная модель оптимально сочетает уникальные и стандартные технологии, учитывает ценности школы, что дает синергический эффект и способствует становлению субъектной позиции ученика. Безусловно, в центре процесса — ученики и педагоги, отношения которых строятся на принципах гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили.
  • Ирина Гендель
    Директор школы «СОТА»
Пространство и содержание
Изначально «СОТА» задумывалась как камерная начальная школа. Ученики первых лет помещались в кабинетах одного этажа арендованного здания. Но амбиции школы росли, и количество классов тоже. Через четыре года ученики и педагоги придумали название. Яркая аббревиатура вместила важные смыслы: сотрудничество, ответственность, творчество, активность.

Сегодняшняя «СОТА» внешне ничем не напоминает ту, что была в 2014-м. Новые корпуса с современным дизайном, атриумные пространства, уютные коворкинги, цифровые лаборатории, мастерские и уникальные инженерные системы школы в парадигме умного дома. Арт-студия с панорамными окнами: учебные материалы — на смарт-доске, вдохновение — за окном. Беседки, оборудованные для занятий на улице, рекреации, где не запрещено сидеть на подоконнике или валяться на мягких пуфах. Все работает на решение образовательных задач, везде можно провести урок, консультацию, проектную работу.
В школьном актовом зале реализована система сложных инженерных решений, она позволяет трансформировать это живое пространство для концерта или просмотра фильма, для учебных занятий или общих событий — в зависимости от нужд образовательного процесса. Система управления звуком, светом аналогична Мариинке.

Содержание образования строится на классических подходах: индивидуальные треки (особенно для одаренных учеников), дифференцированное обучение внутри группы, решение исследовательских задач; на углубленном уровне дается математика, информатика и английский.

На многие традиционные школьные практики, например участие в олимпиадном движении, у педагогической команды свой взгляд. «СОТА» создает такие условия, чтобы каждый поучаствовал в интеллектуальном конкурсе, соревновании, конференции. Массовость участия — не самоцель, но в своей школьной жизни воспитанник должен накопить опыт успеха, сформировать уверенность в себе. Олимпиадная программа разрабатывается для каждого ученика отдельно. Кроме того, есть школа олимпиадного программирования.

А еще здесь каждый должен учиться. Популярный принцип lifelong learning в школе «СОТА» действует для всех: для учеников, для учителей и для родителей.
Связь с жизнью
Выпускники школы «СОТА» получают достаточно высокие баллы (100, 98, 96, 92) на ЕГЭ для того, чтобы поступить на бюджет в главные вузы страны: МФТИ, Плехановский университет, НИУ ВШЭ и другие. Это объективный показатель результативности работы школы. Но главное достижение — это готовность выпускников к жизни, субъектность, умение принимать решения и нести за них ответственность.

В то же время у воспитанников «СОТЫ» возможность реализации появляется уже во время обучения. Школа выстраивает партнерские отношения с локальным бизнесом, что позволяет детям вместе с профессионалами из разных индустрий работать над неигровыми проблемами, обучаясь через практику.

Проектно-исследовательская работа организована по вузовской модели и начинается с первого класса. Конечно, в адекватных возрасту форматах. Самостоятельный поиск темы — паспорт проекта — дорожная карта — контроль промежуточных целей — и, наконец, представление готового продукта на проектной ассамблее с участием экспертов из разных областей: экономики, промышленности и науки.
Например, ученический проект Александра Гуревича «Создание автономных буйков-анализаторов для анализа состояния малых водоемов» вызвал интерес Института экологии Волжского бассейна РАН, который увидел в этой разработке потенциал для сохранения малых водоемов. Проект абсолютно межпредметный и охватывает знания в области физики, информатики, биологии, технологии, экономики и маркетинга.

Название проекта старшеклассницы Полины Удаловой приведем полностью: «Разработка алгоритмов построения промптов к генеративным нейросетям для генерации тривиальных текстовых заданий с ответами по математике». После презентации работы ректор Тольяттинского университета предложил Полине включиться в цифровые проекты ТГУ.

Идея межпредметности — доминанта образовательного процесса. Урок математики в четвертом классе может стать занятием по авторскому курсу «Космическая математика: математика + окружающий мир». А на уроке физкультуры ребята могут окунуться в исследование активности мозга во время физической нагрузки в рамках связей с предметной областью «Анатомия». Занятия такого типа по авторским разработкам педагогов СОТА — практика обычная и обязательная.

И конечно, качество образования — приоритет. Ежедневный мониторинг успеваемости, индивидуальные треки для каждой категории учеников, нейротренинги, мотивирующее оценивание — все это позволяет достичь высокого качества. Но главное, ученики любят школу и учатся с удовольствием.
Диджитал под задачу
«СОТА» — это свободная цифровая среда. Дети осваивают языки программирования разного уровня сложности, пишут мобильные приложения, а педагоги используют «Битрикс», чтобы отслеживать достижение профессиональных целей.

Цифровое образование здесь рассматривается в прикладном аспекте, в контексте решения учебных задач в разных предметных областях. К старшим классам ученики свободно используют диджитал для проектных, научно-исследовательских, дизайнерских, инженерных задач. В учебном процессе задействованы не только компьютеризированные лаборатории (например, гидропоника), но и все пространство школы, построенное по технологии умного дома с возможностью накопления и обработки данных. Таким образом, школьные цифровые лаборатории СОТА — это учебно-исследовательские среды, построенные на основе работы с данными, искусственном интеллекте, аддитивных технологиях. Лаборатории поддерживают обучение под идеей интеграции нескольких дисциплин в единую схему обучения.
Экспертиза для коллег
Директор школы «СОТА» Ирина Гендель подтверждает:
— В «СОТЕ» учатся все. Для поддержки профессионального развития педагогов мы разработали формат коротких образовательных модулей по вопросам педагогической теории и практики: системно-деятельностный подход, ТРИЗ, управление классом, смешанное обучение и пр. Каждый модуль предполагает глубокое погружение в тему и дает педагогу практический инструмент, который можно сразу интегрировать в свою практику.

В качестве общей рамки для слаженной работы команды мы используем бизнес-методику OKR, определяя перспективные цели и задачи с измеримыми показателями их достижения. Это помогает сформировать общее видение, управлять системным прогрессом.

Индивидуальный прогресс позволяет оценить система грейдирования авторская разработка «СОТЫ», система профессиональных статусов, определяющих формирование оплаты труда по прозрачным для педагогов критериям коллегиальным решением.
Дело не только в повышении оплаты труда, это также импульс к профессиональному развитию. Можно претендовать на любой грейд: просто нужно показать методические и предметные компетенции в работе с классом, сдать тесты, представить портфолио. Система разрабатывалась достаточно долго, и мы считаем ее своей интеллектуальной собственностью.

Одновременно мы ведем системный мониторинг уровня удовлетворенности педагогов. Это и официальная, и анонимная практика, позволяющая получить реальные данные о благополучии команды.

Последние два года мы ищем оптимальный формат для того, чтобы поделиться с образовательным сообществом России своей экспертизой в работе с педагогами. Например, в виде корпоративного университета на базе школы, открытого для педагогов нашей школы, города, региона и страны.

Максим ПОТОЦКИЙ

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще