БЕСedА

Докобр

Инструкция по применению доказательного подхода в образовании
Использованная иллюстрация: evgenii mitroshin/Shutterstock.com
Время чтения — 6 минут
Что такое доказательный подход в медицине, всем более-менее понятно: двойной слепой метод исследований, конкретные, измеряемые и прозрачные результаты, систематические обзоры и так далее.

Однако как применить этот подход в сфере социальных наук, например в образовании, где далеко не все измеримо? Налажен ли диалог между исследователями и практиками образования? Могут ли результаты исследований что-то изменить в практике и должны ли эксперты ставить такие задачи? Какие есть возможности и ограничения у доказательного подхода?

Об этом и многом другом говорили на первом открытом семинаре НИУ ВШЭ в этом сезоне. Главная ценность семинаров — развитие доказательного подхода в образовании.
  • Александра Струкова
    стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, аспирантка НИУ ВШЭ, секретарь открытых семинаров НИУ ВШЭ по образованию
  • Полина Полозок
    студентка НИУ ВШЭ
  • Анастасия Скороходова
    студентка НИУ ВШЭ
Независимая площадка
С момента создания одна из главных миссий Института образования — исследование проблем развития образования на доказательной основе и содействие эффективным реформам образования. В 2005 году начал свою работу открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию, который беспрерывно действует с тех пор. В этот раз организаторы решили отойти от привычного формата и провести панельную дискуссию c представителями трех исследовательских команд института: Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, Центра социологии высшего образования и Лаборатории образовательного права. Исследователи представили кейсы, когда результаты научного поиска стали основой для изменений на практике, а затем приняли участие в панельной дискуссии.
  • Виктор Александрович Болотов
    Ординарный и заслуженный профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ.
    Больше 20 лет назад мы решили обсуждать проблемы образования. А где их обсуждать? Ни конференции, ни совещания не позволяли взглянуть на проблему со всех сторон, поговорить о том, что актуально здесь и сейчас. Тогда Институт образования взял на себя задачу организовать независимую площадку для обсуждения вопросов из сферы образования. Мы приглашали и приглашаем всех, кто может и хочет что-то сказать про актуальные проблемы, опираясь на факты и данные, с кем можно обсудить проблемы оценки качества образования, педагогического образования, проблемы всех уровней образования — от дошкольного до аспирантуры, все виды образования: дополнительное, профессиональное, обучение взрослых.
Золотой час для опросов
16 марта 2020 года Минобрнауки России приняло решение о переводе вузов на дистанционный формат обучения — на тот момент это было беспрецедентным событием. Было важно понять, с какими проблемами сталкиваются студенты, как сохранить качество образования, как в условиях максимально стрессовой обстановки позаботиться о психологическом благополучии преподавателей и студентов. Чтобы это сделать, Институт образования и Центр внутреннего мониторинга в партнерстве более чем с десятью университетами провели серию онлайн-опросов среди студентов. Опрос состоял из трех волн, в последней из которых участвовали 36 тысяч респондентов. В исследованиях использовался административный дизайн: вузы реагировали на письма Минобрнауки, а студенты — на обращения руководства вузов.

Выяснилось, что большинство вузов сумели запустить образовательный процесс в онлайн-формате, а около половины студентов отметили, что у них стало больше свободного времени. Проблемы появились не сразу: ко второй волне четверть студентов отметили, что они столкнулись с различными проблемами.
  • Иван Груздев
    Директор Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
    Проблемы возникали неравномерно: больше всего трудностей испытывали первокурсники, студенты по направлениям подготовки, где требуется посещение лабораторий, студенты из необеспеченных семей.
Треть студентов испытывали нехватку информации о процессе обучения, а 40% студентов чувствовали недостаток личного общения с преподавателями. В ходе опроса также было выявлено, что 75% студентов демонстрировали признаки психологического неблагополучия, а каждый пятый испытывал симптомы умеренной или тяжелой депрессии.

Результаты исследования были обсуждены в рабочих группах с участием руководителей вузов и Минобрнауки России, что помогло разработать меры поддержки в ответ на выявленные проблемы и способствовало реальным изменениям на практике. Например, в вузах стали активно создаваться психологические службы, центры психологического консультирования. Психологическое благополучие студентов стало одной из ключевых тем в исследовательской и управленческой повестке в сфере образования.
  • Иван Груздев
    Директор Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
    Мы смогли привлечь внимание к психологически неблагополучным студентам. В том числе благодаря исследованиям в тот период это было основной темой образовательной повестки.
Не только об успехах
  • Сергей Косарецкий
    Директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования.
    Я бы хотел начать с метафоры: важно создавать мост между исследованием и практикой. Путь в проведении качественных исследований и получении уникальных и высокоцитируемых результатов бесконечен, мы по этому пути движемся и совершенствуемся. Однако важно прокладывать и этот мостик к практикам. Ценность исследований заключается в том, чтобы менять практику.
Исследование, о котором рассказывал спикер, началось с изучения факторов успешности и неуспешности российских школ, работающих в сложных социальных условиях, которые проводились с 2013 по 2019 год. Это были первые в России исследования, посвященные школьной эффективности и академической резильентности, основанные на данных отечественных и международных образовательных диагностик: ЕГЭ, МЭО, TIMSS, PISA, а также на опросах, интервью и наблюдениях.
  • Сергей Косарецкий
    Директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования.
    Мы точно вписали свои скромные имена в историю российской образовательной науки тем, что стали говорить о том, о чем не было принято.
В ходе изучения эксперты столкнулись с тем, что проблема имеет гораздо больший масштаб и глубину, а проведенные исследования не позволяют дать однозначный ответ, как справиться со школьной неуспешностью, поэтому еще одной задачей стало аккумулировать знания партнеров и коллег, проводить дополнительные исследования, поддерживать научную дискуссию о проблемах неуспешности. Так был запущен постоянный семинар «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление».

С 2020 года было проведено более 20 заседаний. Организаторы семинара: МГППУ и Институт образования НИУ ВШЭ. Руководителями семинара являются Евгений Иванович Исаев, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, доктор психологических наук, а также Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук.
  • Сергей Косарецкий
    Директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования.
    В рамках углубления в тему мы сделали первый в России метаанализ, связанный со школьной неуспешностью, результатов исследований с 2000 по 2022 год в России и на постсоветском пространстве.
Анализ исследований эффектов программ повышения академических достижений показал, что только три эксперимента с рандомизацией учащихся было проведено в РФ и на постсоветском пространстве: Юсупова, Капуза, Карданова (2022), Hooshyar et al. (2020) и Bettinger et al. (2020). Все они свидетельствуют об отсутствии значимых эффектов от проверяемых программ повышения академических достижений на результаты учащихся.
  • Сергей Косарецкий
    Директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования.
    Контекст имеет значение. Не все то, что мы обнаруживаем в международных исследованиях в других странах, применимо и работает в России, особенно с учетом разницы регионов.
Расширение спектра методов исследования для обеспечения большей глубины и доказательности стало следующей задачей. В рамках программы «Приоритет-2030» с 2022 по 2024 год проводится лонгитюдное исследование школьной неуспешности, которое включает оценивание предметных и когнитивных навыков, а также психологические и социологические опросы, интервью с учащимися, родителями и учителями.

В исследовании уже третий год участвует более 50 школ из девяти муниципальных образований Нижегородской области, охватывающих более пяти тысяч учащихся.
Доказательный подход — это в первую очередь полная прозрачность действий и их воспроизводимость, а также грамотное использование исходных данных
Наряду с исследованиями учащихся и школ ведется анализ лучших практик преодоления неуспешности. В рамках программы «Приоритет-2030» создается банк успешных проектов и программ в этой области. Этот процесс включает сбор и анализ кейсов, направленных на решение данной проблемы, через проведение интервью, анализ данных федеральных и региональных мониторингов. Сегодня банк включает 19 кейсов из 17 регионов.

Накопленные знания должны быть не только материалом для академических публикаций, но и оказывать реальную поддержку практикам. В рамках программы развития ВШЭ в 2022—2023 годах созданы и реализованы курсы для управленцев и педагогов школ, работающих в сложных условиях. В 2023 году проведена первая летняя школа по вопросам преодоления образовательной неуспешности. В 2024 году создан асинхронный курс «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Сейчас ведется набор на новый поток обучения.
Доказать, что надо иначе
Образование регулируется большим количеством нормативных документов. Далеко не всегда эти нормативные документы согласованы, выдвигают ясные и прозрачные требования и конкретные критерии, например в вопросах лицензирования образовательной деятельности.
  • Семён Янкевич
    Заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией образовательного праваИнститута образования
    Смысл нашего исследования, которое мы начали в момент проведения законодательной реформы с использованием инструмента «регуляторной гильотины», был очень простым: нужно было найти в законодательстве те нормы, которые мешают идти вперед, которые избыточно ограничивают, не поддаются нормальной оценке, и изменить эти нормы.
Например, в процедуре лицензирования есть требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательных программ. Как правило, и для учреждений, которые занимаются гуманитарным образованием, и для тех, которые имеют технический профиль, эти требования сформулированы одинаково и нередко общими словами. Например, «специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории». Чтобы найти все требования, нам пришлось бы вручную исследовать все федеральные государственные стандарты высшего образования.
  • Семён Янкевич
    Заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией образовательного праваИнститута образования
    Мы столкнулись с непреодолимой проблемой: как доказать, что требования, которые содержатся в этих документах, практически не отличаются друг от друга, это фактически калька из одного стандарта в другой?"