ШКОЛА. ФОРУМ

Человек — проект самого себя

Как вдохновить ученика на проектно-исследовательскую работу и подготовить его к участию в Детском научном форуме
Время чтения — 2 минуты
В марте 2025 года в культурном центре МГИМО состоялся II Детский научный форум. Школа «Олимп-Плюс» и проект комплексного развития и социализации школьников «ДУО» ежегодно проводят это событие для школьников в стенах одного из ведущих вузов России.

Детский научный форум — это безопасное пространство, где дети говорят о том, что им интересно и важно, а взрослые прислушиваются к этому, учатся видеть разницу в восприятии мира детей и взрослых, задумываются о том, что раньше не привлекало их внимания.
  • Юлия Чуракова
    автор и руководитель проекта комплексного развития и социализации школьников «ДУО» школы «Олимп-Плюс»
  • Мария Челяпина
    тьютор, автор сообщества «Дети — детям» проекта «ДУО»
Субъект — школьник, объект — жизнь
«Важность включения школьников в проектную работу определяется двумя базовыми ценностями, которые лежат в основе этой работы, — рассказывает Юлия Чуракова, заместитель руководителя ЧУ СОШ «Олимп-Плюс». Первая, ключевая, заключается в том, что проектная работа позволяет школьнику занять ту самую активную позицию в процессе познания. Он перестает быть сосудом для знаний и переходит в режим полезного поиска и трансформации. Стандартные школьные уроки не всегда это предусматривают, хотя этими идеями питал образование еще в конце XIX — начале XX века Джон Дьюи, один из основоположников философии прагматизма. Сегодня мы все чаще говорим о детской инициативе, о субъектности, и это не новый взгляд, а давно осознанная ценность образовательного процесса и развития человека.
Ребенок присваивает идею о том, что окружающая реальность — не что-то внешнее и раз и навсегда данное, а то, что он может менять, то, что поддается влиянию
Важно, что в исследовательской деятельности меняется не только субъект, но и объект познания: им становится реальная жизнь, то, что окружает детей. Часто в качестве темы проектной работы дети выбирают новые форматы изучения самих школьных предметов: как учить английский или биологию с помощью настольной игры, а математику — рисуя. Так познание выходит за рамки учебника в практическую и творческую плоскость. Ребенок присваивает идею о том, что окружающая реальность — не что-то внешнее и раз и навсегда данное, а то, что он может менять, то, что поддается влиянию.

Вторая ценность лежит в плоскости философии гуманизма и экзистенциализма. Это самореализация. Оба этих философских подхода концентрируются на этом «само», то есть на глубинном понимании ребенком самого себя. Свободный выбор темы проекта и поддержка наставником — педагогом и куратором — любой идеи позволяют ребенку сконцентрироваться на том, что важно для него, и создать пространство для пробы. Опыт этой самореализации, воплощенный в проектной деятельности, подводит ребенка к выводам о себе — вере в себя и свои возможности, в то, что он может менять не только внешний мир, но и самого себя. Как сказал экзистенциалист Жан-Поль Сартр, «человек есть не что иное, как проект самого себя».
Опыт презентации
Разработка и подготовка исследовательского проекта — важный, но не единственный опыт, который получают участника форума. Необходимость защитить свой проект, убедительно рассказать о нем, кратко представить информацию о проекте на стенде или выступить с развернутой презентацией со сцены, ответить на уточняющие вопросы экспертов — это еще один вызов, с которым сталкиваются дети. Одно дело выступить с докладом перед своим классом и знакомой учительницей, другое — выйти на сцену огромного зала перед незнакомыми взрослыми, профессионалами своего дела. Принимая участие в форуме из года в год, дети осваивают эти навыки, привыкают к этой роли, чувствуют себя полноценными участниками общественной жизни.

В качестве экспертов организаторы приглашают профессионалов в тех областях, по которым заявлены проекты. Детям очень важно, кто им дает обратную связь. Они хотят поговорить с настоящим ученым, нутрициологом, дизайнером, урбанистом, архитектором, экологом, рассказать про свои идеи и получить поддержку, совет, рекомендацию, полезные контакты.
Это не конкурс, но возможность получить конструктивную поддерживающую обратную связь. Если проект требует доработки, дополнительных исследований, уточнений, эксперты подсвечивают соответствующую область, обозначая зону развития проекта и направление, в котором можно двигаться, чтобы мотивация ребенка не угасла. Главное — поддержать исследовательский интерес и энтузиазм, придать уверенности, дать опору.

Реального опыта создания собственного научного проекта и подготовки к публичному выступлению у подавляющего большинства детей нет. Школьникам необходимо участие педагога. И тогда автором исследовательского проекта может стать каждый школьник.

Практическим опытом подготовки учеников к участию в научном форуме делится Мария Челяпина, тьютор, автор сообщества «Дети — детям» Детского университета «Олимпия», куратор проектной выставки и питчинга идей на форуме:
«Допустим, вы заметили талантливого ребенка в своем классе и хотите поддержать его развитие. Но кажется, что для этого нужно идти против воли самого ребенка. Или наоборот: самые отчаянные прогульщики класса просят вас подготовить их к научному форуму, но вы понимаете, что у них нет не только проекта, но даже идеи для выступления.
Разберем два этих кейса на обобщенных примерах из моей практики (образы собирательные).
История одного страха
Ваня, ученик пятого класса, всегда интересовался инженерией. Он с интересом конструировал дома, читал профессиональную литературу и даже сам изобретал новые механизмы. Но когда учительница Ольга Александровна предложила ему выступить на школьном научном форуме, он испугался. «Я не смогу, — переживал он. — У меня не получится. И вообще, мне нечего особенно показывать, только ерунда, мелочи».
Опыт этой самореализации, воплощенный в проектной деятельности, подводит ребенка к выводам о себе — вере в себя и свои возможности
Ольга Александровна не стала настаивать, но и не оставила Ваню одного с его страхами. Вместо этого она:
● выяснила причину;
Оказалось, что Ваня боится, что его проект слишком незначительный, чтобы рассказывать о нем большой аудитории.
● предложила двигаться маленькими шагами;
Сначала Ваня поделился своими наработками только с учительницей, затем принес их, чтобы показать в классе. После первой ситуации успеха Ваня согласился отправить свой проект на онлайн-конкурс. Там он получил сертификат участника и даже комментарии от экспертного жюри.
● напоминала ему об успехах;
«Видишь, как одноклассники заинтересовались твоими решениями! Другим это тоже будет интересно».
● создала безопасную атмосферу;
На научный форум вместе с Ваней поехали ребята из класса, чтобы помогать ему с организационными моментами.
● всегда была рядом.
Была готова помочь на каждом этапе, принимала и мотивировала его. Перед выступлением она сказала: «Если забудешь, посмотри на меня, я тебе помогу».
Так Ваня стал участником первого в его жизни большого офлайн-форума.
Что делать, когда нет идей
Лена, ученица восьмого класса, хотела участвовать в крупном проектном форуме. Но ввиду ее частого отсутствия в школе и бунтарского отношения к академическим подходам учительница Светлана Владимировна сомневалась в успехе такого мероприятия. Помимо прочего, ни разу за все школьные годы Лена по-настоящему не вовлекалась в общую проектную деятельность. И сейчас у нее тоже не было никаких идей.

Однако Светлана Владимировна не сдавалась. Пригласила Лену поболтать за чашечкой чая после уроков. В неформальной обстановке учительница выяснила, что Лена любит рисовать и смотреть документалки про животных. А еще у нее есть телеграм-канал, где девочка делится своими рисунками и лайфхаками, как быстро научиться рисовать животных даже тем, кто вообще не умеет держать карандаш в руках.

Учительница предложила перестать искать идею для проекта среди академических предметов и сосредоточиться на увлечениях: какой проект мог бы вырасти оттуда?
Довольно быстро в процессе диалога Лена пришла к тому, что могла бы оформить материалы из своего телеграм-канала в методический комикс, который помогал бы юным художникам-анималистам делать первые шаги в мир иллюстрации.

Итак, что делать, когда нет идей:
● Отталкивайтесь от реальных интересов ребенка. Вам в помощь неформальные посиделки и детские социальные сети.
● Старайтесь задавать наводящие вопросы, а не предлагать готовые варианты.
● Разбейте процесс на шаги. Мы не придумываем сразу проект, а сначала изучаем возможные темы, ищем, в каком формате было бы интересно их оформить, собираем первые три факта, думаем, как это лучше всего показать (модель, эксперимент, брошюра и т. п.).
● Разберите примеры проектов в смежных нишах. Какие хотелось бы повторить? Какие нет? Почему? Анализируем и создаем что-то свое.

С какой бы ситуацией вы ни столкнулись в процессе подготовки к форуму, помните, что основное предназначение педагога — поддержать в ребенке внутренний огонь. Подкидываем дрова аккуратно, в зависимости от погоды и состояния пламени, и наслаждаемся сами этим волшебным процессом".
Что говорят дети?

«Участие в форуме для меня — совершенно новый опыт. Это мое первое публичное выступление, не относящееся к творчеству. И огромная проделанная работа по подготовке: написание текста, сбор информации, создание презентации. Благодарна форуму за то, что познакомилась со своим наставником-куратором и вступила в сообщество единомышленников „Дети — детям“», — делится впечатлениями участница Виктория Кобелюк, автор проекта «Одиночество среди подростков», платформы для знакомств и общения учеников онлайн-школ.
Как подготовить ребенка к выступлению на форуме
Поэтапное руководство подготовила куратор форума Мария Челяпина.
Шаг 1. Выбор темы проекта
Любую тему можно сформулировать так, чтобы она была интересна не только самому ученику, но и посетителям, и экспертам форума. Например, «Как правильно ухаживать за кактусами, чтобы не получить иголки в пальцах».

Шаг 2. Проблема — гипотеза — решение
Убедитесь, что проект действительно предлагает решение какой-то существующей проблемы. Другими словами, проект ребенка отвечает на вопрос «ну и что?»
Пример:
— Я написал книгу о жизни в детском доме.
— Ну и что?
— Дети в детском доме сталкиваются с ограниченными возможностями в самореализации. Я предполагаю, что привлечение общественного внимания к проблеме положительным образом скажется на ситуации. Для этого я написал книгу.
Шаг 3. Создание демонстрационных материалов
Как правило, в положении научного форума сказано, какие демонстрационные материалы требуются и каковы критерии их оценки. Следуйте этим критериям, при этом проявляя фантазию. Разработайте:
  • стенд;
  • раздаточные материалы;
  • интерактивную часть.
Сделайте стенд заметным, визуально привлекательным, чтобы его было видно в толпе людей. Продумайте дизайн заранее. При проектировании демонстрационных материалов учитывайте особенности мероприятия и аудитории.

Шаг 4. Подготовка к презентации
Лучше всего сделать это в стиле TED с опорой на демонстрационные материалы.

Шаг 5. Репетиция выступления
Проведите несколько репетиций. Это поможет ребенку не только запомнить материал, но и научит его не пугаться зрителей. Ведите себя так, будто быть на сцене — это его призвание, а вы — его самый преданный фанат.
На форуме «Мир больших возможностей» более 200 школьников очной и заочной форм обучения выступили с презентациями своих научных разработок и идей.

География участников: Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Казань, Новосибирск и другие города России.
Форум имеет трехчастную структуру:
— проектная выставка;
— выступление на питчинге «Большие идеи»;
— кейс-чемпионат — командное решение реальных социальных проблем городских пространств.

На проектной выставке было представлено 55 стендов 126 авторов с проектами инженерной, экологической, социально-гуманитарной тематики. Каждый проект, согласно требованиям форума, включал в себя проблему, гипотезу, описание процесса исследования, результата и заключение. Помимо оформления, оценивалось качество публичного выступления, владение материалом, умение вести дискуссию, корректно защищать идею проекта.

Темы проектов и презентаций выбирали сами дети. Их школьные педагоги, родители и кураторы форума помогали подготовиться к выступлениям. Стать участником форума мог любой желающий ребенок, подав заявку и подготовив проект в соответствии с требованиями положения о форуме.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще