НЕГОССЕКТОР. ПОТЕНЦИАЛ

Частное образование за рамками,

или Что негосударственный сектор привнесет в реализацию Стратегии развития образования до 2036 года
История частного образования в России насчитывает более тысячи лет: первые частные школы на Руси — церковные — начали появляться в IX веке. Среди заслуг частного сектора — школы для девочек, высокий уровень образования классического типа и многократное превышение по численности государственный учреждений. К 1849 году в России работало 559 частных учреждений и только шесть государственных.

Сегодня, как и 12 веков назад, негосударственные образовательные организации играют важную роль в развитии человеческого потенциала России.
  • Любовь Духанина
    председатель Ассоциации негосударственного образования
Запрос бизнеса и общества
Впервые за семь лет в 2024 году начало расти число частных российских вузов. Оно выросло до 347 организаций, что на 5,1% выше по сравнению с 2023 годом. Это ответ на запрос бизнеса и общества. Как ни парадоксально, частные вузы предлагают лояльные условия без снижения качества образования. Стоимость по сравнению с платным обучением в государственном вузе также невысока. Почти половина студентов учится очно-заочно, совмещая занятия с работой или уходом за ребенком. У семьи появляется социальный лифт. Президент России Владимир Путин в начале февраля поручил создать индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по специальности. Частные вузы этот механизм уже отладили.

Особая категория — вузы при корпорациях или созданные в партнерстве с ними. Подготовка строится на реальных задачах отрасли, программы ориентированы на трудоустройство. Например, Центральный университет, первый в России частный вуз на основе STEM-модели, строился на принципе «работодатель должен выступать заказчиком». Партнерами стали 50 крупнейших российских компаний и организаций. Программы обновляются каждый год при участии работодателей. Старшекурсники полноценно работают по профессии. У каждого есть три наставника: научный ментор, бизнес-ментор и ментор-наставник, который делится опытом на собственном примере. Персонализировано даже поступление: учитывается не только ЕГЭ, но и характеристики абитуриента.
за семь лет в 2024 году начало расти число частных российских вузов. Оно выросло до 347 организаций, что на 5,1% выше по сравнению с 2023 годом
Это и отличает частное образование — действия за рамками, за ограничениями, кооперация для решения стратегических задач. Поскольку эти задачи — не внешние требования, а внутренняя потребность учредителей и стейкхолдеров.

Негосударственный сектор задает важнейший тренд на конкуренцию по качеству образовательных программ не только в высшем образовании. В частных школах более 30 лет появляются и тиражируются инновационные модели, создаются программы как для талантливых, так и для уязвимых детей. Пионеры частного образования предложили российским семьям то, что нельзя было найти в государственном секторе в эпоху неопределенности. Они создали образ частного образования как уникального, подчас элитарного. На модели авторских частных школ ориентировался и государственный сектор. А нацпроекты позволили перевести штучные решения в статус регулярной практики.

Как отмечал президент, вопросы обучения, наставничества — это всегда обращение к будущему. Россия создает суверенную систему образования от детского сада до вуза. Накопленный потенциал позволяет негосударственному образованию не просто ответить на этот вызов достойно, но и взять на себя ответственность за создание актуальных моделей и практик.
Единое пространство
Стратегия развития образования до 2036 года базируется на незыблемости воспитания в школе, едином образовательном пространстве, развитии инфраструктуры и системы детского отдыха, подготовке рабочих кадров, высоком статусе педагога и престиже учительской профессии. Все знания для сдачи этих экзаменов ребенок должен получать в школе. Нагрузки, в том числе по домашним заданиям, должна быть сбалансированы. В стратегии также будет зафиксировано, что искусственный интеллект и цифровизация не заменят живого контакта ученика и учителя.

Эти задачи могут быть достигнуты только при избыточном интеллектуальном и технологическом ресурсе российской школы. Ведь единое образовательное пространство не означает применение одного шаблона расписания и одинаковых заданий. Есть разные дети и разные семьи. И негосударственные организации часто первыми ищут новые подходы, создают методики и технологии, становясь своего рода экспериментальными площадками для всей системы.
Пример: младший ребенок ходит в школу семейного типа, в которой один учитель ведет все предметы. Он проводит там большую часть дня, посещая кружки, выполняя домашние задания. Все потому, что в семье растет ребенок с инвалидностью, который требует постоянного присутствия взрослых. Мама не может забирать младшего из школы в середине дня, но и предоставить его самому себе тоже невозможно. Поэтому был сделан выбор в пользу частной организации, которая откликнулась на потребность семьи. Такие семейные классы в центрах дополнительного образования пользуются все большим спросом. Идеальный ли это вариант? Нет. Но это вызов, точка роста. Ведь самодостаточная система образования должна давать детям с разным стартом равные возможности.

Частные организации выполняют важные социальные функции. Поэтому крайне важна адресная работа органов исполнительной власти с каждой из них, нужен учет их особенностей и возможностей. Негосударственные школы успешно решают сложнейшие задачи. Например, обучение особенных детей, их социализация и получение профессии. Школа, которая в этом помогает, пользуется доверием и становится центром притяжения в сообществе. Пример — уникальная частная школа «Абсолют», где поставили задачу на базе школы воплотить модель сопровождаемого трудоустройства и проводят стажировки для других организаций.
Еще одна перспектива — внедрение инструментов инновационной педагогики, основанных на искусственном интеллекте. Подчеркну: главное слово — педагогика. Чтобы ребенку для сдачи ЕГЭ не был нужен репетитор, образование в школе должно стать персонализированным. Здесь большие возможности у технологий, которые переключают фокус с создания образовательного контента на контекст его использования. Например, на иммерсивное обучение, изучение научных моделей изнутри с возможностью экспериментировать в безопасной среде, создание реалистичных сценариев для оценки практических навыков.

Новые технологии должны органично ложиться на уклад школы. Это одна из ключевых инноваций, которых потребует стратегия. Поскольку российская частная школа вбирает в себя не вписывающихся в стандарт детей, она владеет необходимыми методиками создания общности и может их тиражировать.
Статистика и исследования показывают, что, согласно данным PISA, разница в средних баллах учеников государственных и частных школ составила 20 баллов. В частных школах снимают тревожность, страх перед оценкой. У учеников нет проблем с посещаемостью, большинство с радостью идет школу. Подростки чаще становятся не только субъектами образовательного процесса, но и субъектами собственной жизни. За этими результатами стоят конкретные технологии.

От совместных усилий государственного и негосударственного сектора в образовании выигрывают все. Так, благодаря внедрению сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей родители уже выбирают ту организацию и ту программу, которые наилучшим образом удовлетворяют интересам и потребностям ребенка. Этот выбор оплачивает государство через именной сертификат вне зависимости от формы собственности организации. Когда семьям предоставили возможность выбирать не по стоимости, а по содержанию, началась разработка новых программ, поиск партнеров, обновление оборудования. Федеральная антимонопольная служба всегда выступает за честную конкуренцию организаций в сфере образования. Потому что в вопросах воспитания и обучения конкуренция — понятие весьма условное. Это в первую очередь создание и использование лучших решений ради общего будущего.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще