«Благодарные выпускники»:
как школьники становятся
авторами перемен

Хроники одного образовательного проекта
Вспомните своих учеников. Среди них всегда есть те, кто готов брать на себя больше: организовывать мероприятия, предлагать идеи, участвовать в конкурсах. Такие дети — настоящие двигатели школьной жизни. Но что, если не только один-два активиста, а весь класс начнет проявлять инициативу? Если каждый ученик попробует себя в новой роли: станет оратором, организатором, дизайнером или даже фандрайзером? Именно так работает программа «Благодарные выпускники», которая помогает учителям раскрыть потенциал каждого ребенка и научить их важным жизненным навыкам.
  • Борис Жидовленков
    основатель программы
    «Благодарные выпускники»
От мечты к действию
«Благодарные выпускники» — это больше, чем программа, это философия, которая помогает детям не просто мечтать, а действовать. «Мы хотим, чтобы каждый ребенок почувствовал, что он может изменить мир вокруг себя, — говорит основатель программы Борис Жидовленков. — Не важно, мечтает ли он о новом школьном театре или о создании экологического клуба. Главное — дать ему инструменты для реализации этой мечты».
«Благодарные выпускники» — нечто большее, чем просто проект помощи школам. Это о том, как каждый ребенок может стать лидером, а учителя могут вдохновить детей на перемены
В рамках программы ученики создают собственные проекты: благоустраивают школьные пространства, организуют события, разрабатывают образовательные инициативы. Эти проекты публикуются на сайте программы, где их могут поддержать выпускники, предприниматели или просто неравнодушные люди.

Один из ключевых этапов программы — обучение школьников навыкам презентации и фандрайзинга. Дети учатся формулировать свои идеи, готовить презентации, записывать видеообращения и искать поддержку. «Мы помогаем детям не просто мечтать, а делать реальные шаги, чтобы добиться желаемого, — говорит Борис Жидовленков. — Ребенок хочет, чтобы в школе появился новый спортивный уголок или уютное пространство для отдыха? Отлично! Он проходит весь путь: от идеи до её реализации. Учится объяснять свою задумку, готовить презентации, искать поддержку и брать на себя ответственность».
Как учителя могут стать наставниками?
  1. Заявка и знакомство с проектной идеей. На первом этапе важно, чтобы учитель помог ученикам сформулировать их идею и отправить заявку на участие в программе. Проекты должны быть ориентированы на практическую деятельность и интересы самих школьников.
  2. Проект на основе интересов учащихся. Важно, чтобы проект был интересен детям, а не только педагогам. Программа работает с проектами, которые возникают из дополнительной деятельности школьников (кружки, секции, творческие и научные инициативы). Например, это могут быть проекты по выращиванию растений, конструированию, пошиву одежды, медиа-журналистике и др. Главное, чтобы дети были вовлечены в процесс, а учитель выступал как наставник, помогая детям развивать их идеи.
  3. Разработка презентации проекта. Учителя помогают детям оформить их проектную идею в презентацию, которая расскажет о цели проекта, его актуальности, текущей деятельности школы в этом направлении и потенциале для дальнейшего развития. Для упрощения работы программа предоставляет шаблон презентации с пошаговыми рекомендациями. В нем есть вопросы и тезисы, которые помогут школе четко изложить свою идею. Презентация должна быть понятной и доступной для восприятия, написана простыми словами, чтобы любой участник, будь то педагог или школьник, мог понять суть проекта. Школа также должна указать план мероприятий и бюджет, а также проследить за реалистичностью всех предложений.
  4. Запись видеообращения. После подготовки презентации учителя поддерживают школьников в создании видеообращения, где они представляют проект. Видео помогает раскрыть команду авторов проекта, создавая доверие у потенциальных благотворителей. Авторы программы подготовили обучающий курс по созданию видеороликов, включая сценарии, съемку и монтаж, чтобы помочь школам создать качественное видео с учетом их возможностей и ресурсов.
  5. Поддержка на каждом этапе. Программа предоставляет участникам подробные инструкции и возможность задавать вопросы в специальном чате, где наставники могут получить советы по улучшению презентаций, видео и других материалов. Все участники получают возможность ознакомиться с примерами других школ, а также получать индивидуальные рекомендации.
  6. Окончательная проверка и корректировки. После отправки презентации и видеообращения через Telegram-чат программа проводит финальную проверку и дает рекомендации. Это могут быть корректировки по структуре, улучшению восприятия текста или техническим аспектам видео, при этом не ограничивается креативность школы. Программа не требует от школ идеально готовых материалов, наоборот, активно помогает и направляет на протяжении всего процесса. Важно, чтобы школа чувствовала поддержку и смогла адаптировать проект под свои условия и возможности.
Истории успеха
Программа «Благодарные выпускники» уже помогла многим школам реализовать свои мечты. Вот две яркие истории, которые вдохновляют и показывают, как дети могут стать авторами перемен.

Школа № 167, Зеленогорск: медиацентр «ЛАЙК»

В школе № 167 Красноярского края ученики давно мечтали о собственном медиацентре. Школьники под руководством педагогов разработали проект, подготовили презентацию и записали видеообращение к потенциальным спонсорам.
Благодаря участию в программе «Благодарные выпускники» они смогли собрать необходимые средства для закупки оборудования: ноутбука для монтажа, микрофонов, наушников и камер. «Когда мы получили оборудование, это было как праздник, — делится Матвей, ответственный за техническую часть проекта. — Теперь мы можем создавать качественный контент и участвовать в конкурсах».

Медиацентр «ЛАЙК» уже начал работу: ребята снимают репортажи о школьных событиях, проводят интервью с учителями и учениками, а также готовят материалы для участия в общероссийских конкурсах. «Мы мечтаем попасть в „Артек“ и показать, что даже в небольшом городе можно создавать крутые проекты», — говорит Вика, будущая журналистка.
Результат таких проектов — это формирование нового поколения, которое уже со школьной скамьи понимает, что менять мир можно здесь и сейчас
Новый Кинер, Татарстан: народные танцы в национальных костюмах

В селе Новый Кинер Республики Татарстан ученики хореографического кружка «В мире народного танца» давно мечтали о национальных костюмах для своих выступлений. Благодаря программе «Благодарные выпускники» их мечта стала реальностью.
Школьники совместно с учителями подготовили проект «Сохранение и пропаганда народной хореографии», в котором рассказали, как костюмы помогут им глубже погрузиться в культуру и традиции своего народа. «Когда мы надеваем национальные костюмы, мы чувствуем, что становимся частью чего-то большего», — делится участница кружка.

Проект получил поддержку, и теперь у детей есть настоящие национальные костюмы, которые они используют на выступлениях. С новыми костюмами ученики уже успели выступить на нескольких региональных конкурсах, где их выступления получили высокие оценки. «Я мечтаю выступать не только в нашем селе, но и на больших сценах, чтобы люди увидели, какие у нас красивые танцы», — делится 9-летняя танцовщица.
Изменения начинаются с тебя
Эти истории показывают, что программа «Благодарные выпускники» — нечто большее, чем просто проект помощи школам. Это о том, как каждый ребенок может стать лидером, а учителя могут вдохновить детей на перемены, как школьники учатся мечтать, действовать и верить в себя. И это, возможно, самое важное вложение в будущее, которое только можно сделать.

«Мы хотим, чтобы как можно больше детей участвовали в школьных проектах, — говорит Борис Жидовленков. — Чем больше детей вовлечено, тем больше навыков и уверенности они получают. Это не просто помогает конкретным школам, но и развивает систему образования в целом».

Самое важное, что получает ребенок, участвуя в проекте, — это осознание, что он может повлиять на окружающий мир. Не «кто-то» создаст новое пространство или организует мероприятие, а он сам.
«Когда дети видят, что их идеи поддерживают, они начинают верить в себя, — говорит Борис Жидовленков. — А дальше — больше: те, кто вчера боялся выступать перед классом, завтра ведут переговоры со спонсорами. Те, кто не знал, как построить проект, создают что-то значимое для своей школы».

Один из благотворителей проекта — Артур Валиуллин — рассказал о поддержке школьников родного региона: «Меня вдохновила поддержка школьных проектов благодаря собственному опыту. Я родился в небольшом городе Альметьевск, учился в местной гимназии, и моя школа сыграла важную роль в моем становлении. Там работали учителя, которые стремились не просто дать знания, а воспитать дисциплинированных, целеустремленных людей. Поэтому, став взрослым, я всегда хотел поддерживать свою школу.
«Когда дети видят, что их идеи поддерживают, они начинают верить в себя, — говорит Борис Жидовленков. — А дальше — больше: те, кто вчера боялся выступать перед классом, завтра ведут переговоры со спонсорами. Те, кто не знал, как построить проект, создают что-то значимое для своей школы».

Один из благотворителей проекта — Артур Валиуллин — рассказал о поддержке школьников родного региона: «Меня вдохновила поддержка школьных проектов благодаря собственному опыту. Я родился в небольшом городе Альметьевск, учился в местной гимназии, и моя школа сыграла важную роль в моем становлении. Там работали учителя, которые стремились не просто дать знания, а воспитать дисциплинированных, целеустремленных людей. Поэтому, став взрослым, я всегда хотел поддерживать свою школу.
О проекте «Благодарные выпускники» я узнал случайно, но сразу увидел его ценность. Выбрал для помощи две школы в Татарстане, ведь это мой родной регион, в котором жили мои предки. В одной школе не хватало звукового оборудования — микрофонов, колонок, микшера — для проведения мероприятий, поскольку школа была единственным культурным центром в деревне. Мы с женой приобрели и привезли это оборудование и во время праздника Сабантуя увидели, как оно сразу начало использоваться по назначению. Вторая школа нуждалась в оборудовании для комнаты отдыха, где дети могли бы рисовать, расслабляться и проводить время в спокойной обстановке. Этот проект мне особенно понравился, так как он развивает у детей навыки самоуправления и ответственности за своё школьное пространство.

Самое важное в таких проектах — это их долгосрочное влияние. Мне нравится, что дети не просят что-то для себя лично, как это часто бывает в других благотворительных инициативах, а стремятся улучшить условия для всей школы или отдельной группы. Например, они хотят создать танцевальный кружок и понимают, что им нужны колонки и зал для репетиций. Или школьный ансамбль, которому необходимы костюмы для выступлений. Это учит их мыслить шире: не просто потреблять, а создавать, объединяться в команды и работать над общими целями.
Главный результат таких проектов — это формирование нового поколения, которое уже со школьной скамьи понимает, что менять мир можно здесь и сейчас. Не в будущем, когда они вырастут и станут политиками, предпринимателями или чиновниками, а уже сегодня, создавая школьные инициативы, улучшая среду вокруг себя. Чем больше таких проектов будет реализовано, тем быстрее и качественнее будет меняться общество, потому что школьники — это будущие управленцы, предприниматели и лидеры, которые с ранних лет осознают свою ответственность. И это, на мой взгляд, самая важная ценность таких инициатив".
Шесть выводов для педагогов
  1. Вовлекайте всех учеников. Даже самые несклонные проявляться дети могут удивить, если дать им шанс.
  2. Создавайте условия для творчества. Дайте детям возможность проявлять инициативу и не бояться ошибок.
  3. Ищите поддержку извне. Программа показывает, что спонсоры готовы вкладываться в образование, если видят конкретные цели и результаты.
  4. Учите детей презентовать свои идеи. Умение говорить о своих проектах — это ключевой навык, который пригодится им в будущем.
  5. Привлекайте выпускников. Их опыт и поддержка могут стать мощным мотиватором для школьников.
  6. Верьте в своих учеников. Даже самые маленькие шаги могут привести к большим переменам.


Где начинается путь к изменениям? Возможно, прямо здесь, с одного нажатия кнопки на сайте программы.

Текст: Оксана Чапля

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще