БЕСedA

Бесшовный переход

Использованная иллюстрация: Lightspring/Shutterstock.com
Как выстроить работу с современными детьми так, чтобы сформировать в них нравственный стержень, чтобы они не потерялись в море возможностей современного мира, рассказывает заместитель министра науки и высшего образования Р Ф Ольга Петрова в беседе с издателем EdExpert, членом общественного совета Росмолодежи Денисом Кравченко.
Петрова Ольга Викторовна
Кандидат социологических наук, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации.

В 1996 год у окончила бакалавриат Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского по специальности «математика» с отличием, в 1998 году — магистратуру по специальности «математика».

С 1998 по 2021 год прошла трудовой путь от ассистента, старшего преподавателя, доцента ННГУ им. Н. И. Лобачевского до декана факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки, проректора по учебной работе ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

С 2021 по 2022 год министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

С 2022 по 2023 год министр образования и науки Нижегородской области.
Сформировать стержень
— Поговорим о формировании бесшовного воспитательного пространства. Образование — непрерывный процесс. Но возможно ли построить целостную воспитательную среду в обществе современной формации, где нет жестко заданных профессиональных и личностных траекторий?
— Когда мы говорим о бесшовном образовательном пространстве, то часто имеем в виду соблюдение преемственности между этапами обучения. Воспитание — это такой же целостный процесс, который разворачивается параллельно с обучением, а иногда даже опережает его. Так, университет получает первокурсника, который до этого 11 лет участвовал в воспитательных инициативах школы, приобщаясь к смыслам и ценностям, которые эти инициативы продуцировали. То есть здесь важно учитывать, что разворачивается некоторая единая история ценностного становления личности.
Мы говорим про единую образовательную среду, при этом имеется в виду единообразие в создании фундамента знаний, который необходим, чтобы дальше двигаться в многообразие возможностей
Очень важна и роль самого воспитателя, который личным примером вдохновляет ребят, способствует появлению мотивации. Наверное, у каждого из нас был такой учитель — путеводная звезда, тот, кто помог определить собственное направление развития в жизни. Так же и в вузах — появляются наставники, значимые взрослые. Они помогают молодому человеку сориентироваться в сложной социальной реальности, вести себя адекватно социальной ситуации, отвечают на вопросы.

Сейчас такая коммуникация особенно важна, потому что ребята находятся в условиях постоянной информационной атаки, например в интернете. Этими потоками мы не управляем, не можем закрыть социальные сети, да и не должны этого делать. Наша задача — сформировать нравственный стержень ученика, крепкий ценностный иммунитет, критическое мышление. Мы должны объяснить, рассказать, предостеречь. Здесь нужна единая и бесшовная воспитательная система.
Первичные организации российского движения детей и молодежи «Движение первых», создаваемые в вузах, в какой-то степени повторяют ту линейку проектов, в которые включены ребята на уровне школьного образования. Это единый воспитательный процесс с учетом специфики возрастного развития человека. Для его поддержки у нас есть общий большой инструментарий. Перед университетом стоит задача не только дать человеку профессиональные знания и выпустить конкурентоспособного специалиста, но и сделать его неравнодушным гражданином страны, социально ответственным патриотом. Нужно, чтобы выпускник понимал, что он значим и нужен, что важна его активная жизненная позиция. Такой человек, образно говоря, не стоит на обочине собственной жизни, а создает себя сам, формирует свою траекторию в этом пространстве колоссальных возможностей. Чтобы такое обеспечить, нужен воспитатель-навигатор.

Мы любим сравнивать с тем, как было раньше. Но тогда были понятные жизненные и профессиональные траектории. Сейчас же их очень много. Есть разные программы в рамках основного образования, высшего, дополнительного, а еще форумы, семинары, тренинги. По мере участия в этих событиях, выбирая из многих возможностей, каждый студент у нас формирует индивидуальное портфолио выпускника. Как здесь не потеряться? Как не утонуть в этом океане возможностей, как совершать жизненный выбор осознанно? Это тоже большая задача, которая стоит перед университетом, результат его воспитательной деятельности.
Решение этой задачи означает формирование гармонично развитой личности, получившей фундаментальное образование, которое позволит идти к работе мечты, к работодателю мечты.
Быть частью чего-то большого
— Это непросто после того, как за 30 лет мы во многом растеряли ценность коллективизма и растим индивидуалистов. Сейчас в школу ведут детей родители, не прошедшие советскую систему воспитания. Как возвращать ценности?
— Это тоже одна из задач, над которой мы сегодня работаем. Показываем, что лидер — это не «я», а «мы»: команда и умение в ней работать. У нас много событий реализуется именно в формате командной работы, в которой человек осваивает разные социальные роли. Постоянно подчеркиваем, что группа в университете, факультет, страна — это сообщества, которые человека усиливают. Когда с кем-то плечом к плечу, когда есть еще люди, это значит, что вместе можно достичь большего. Этот принцип мы не просто декларируем, а стараемся строить на нем свою работу. Например, «Студенческая весна» — здесь команда, вместе с которой ребята сначала выступают за факультет, потом за университет, за свой регион. Это дает человеку ощущение принадлежности к чему-то большему.
Точно могу сказать, что если над задачей работает большая команда, то все возможно. Один из примеров — наш курс «Основы российской государственности», который с прошлого года появился в образовательных программах вузов. Над курсом работали как минимум три тысячи преподавателей во время семинаров, конференций, дискуссий. Все они ощущали себя значимой частью огромной команды авторов.

Мы все больше интегрируем в университетскую жизнь такие форматы взаимодействия. Показываем, что если ты лидер, то обязательно с командой, а команда с тобой. Если же просто себя назвать лидером, то ничего не получится. Сейчас в Санкт-Петербурге идет конкурс «Студенческий лидер». Одна из базовых идей конкурса — это тоже командная работа, совместное решение задач.
— Мы все время говорим про лидеров. Но если человек таковым не является, что же ему делать?
— Значит, просто развивать себя. Лидерство — это больше про включение и вовлечение, желание что-то сделать. По школьникам и студентам это очень хорошо видно. Когда человек делает то, что ему навязали, это деятельность одного порядка. Но когда он заинтересован, включен и вовлечен, это совершенно другое качество деятельности, а результат — лучше. Поэтому я бы рассматривала лидерство именно с точки зрения активной жизненной позиции. Лидеров только 10% населения, и больше не нужно, иначе бы мы не смогли никуда двигаться.
— То, о чем вы говорите, возможно в системе, основанной на многообразии и вариативности, а сейчас школа ощущает тренд на единообразие, мы часто говорим про единую образовательную среду. Нет ли здесь противоречия, на ваш взгляд?
— Имеется в виду единообразие в создании фундамента знаний, то есть того минимума, который просто необходим для того, чтобы быть специалистом в профессии. Ядро знаний должно быть, чтобы дальше двигаться в многообразие возможностей.
— Не получилось бы разрыва между особой группой активистов и остальными.
— Об этом как раз указ президента РФ № 309, где в качестве одной из национальных целей заявлена реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. К 2030 году должна быть создана стопроцентно работающая система выявления, поддержки и развития способностей и талантов ребят. Кто-то пойдет роботов делать, другие в спорт, в искусство, в экологию. Каждый человек талантлив. Это на самом деле так, и перед системой образования стоит вызов — раскрыть этот талант, дать ему развитие.
Синхронность
— То, о чем вы говорите, возможно в системе, основанной на многообразии и вариативности, а сейчас школа ощущает тренд на единообразие, мы часто говорим про единую образовательную среду. Нет ли здесь противоречия, на ваш взгляд?
— Имеется в виду единообразие в создании фундамента знаний, то есть того минимума, который просто необходим для того, чтобы быть специалистом в профессии. Ядро знаний должно быть, чтобы дальше двигаться в многообразие возможностей.
— Целый ряд общественных институтов — школа, вуз, другие организации, ведомства, Движение Первых, Росмолодежь — все работают над решением одних и тех же воспитательных задач, но у всех свои треки, методические разработки, KPI. Есть ли попытки все это связать и объединить, если мы говорим о создании бесшовной среды?
— У нас единые подходы с точки зрения методики, определения критериев результата. Возьмем, например, систему высшего образования — здесь есть общий план с Росмолодежью, с обществом «Знание». Синхронизируемся по ключевым направлениям и далее планируем совместное использование ресурсов, работая на достижение общей цели.

Мы давно перешли из состояния конкуренции к сотрудничеству и консолидации ресурсов для достижения результата. Потому что у нас мало времени, чтобы перестроиться. Если не работать синхронно, то мы просто не успеем решить те сложные задачи, которые системе образования ставит само общество. Происходит глобальная перестройка промышленности: создаются заводы, предприятия, и туда требуются кадры. Однако какие? Не только знающие специалисты, но и люди с ценностным основанием. Потому что с такой командой все делается быстрее и лучше, и появляются новые стахановцы, которые больше работают и понимают, что это нужно и важно для сохранения и укрепления суверенитета страны. Мы не можем не кооперироваться и не двигаться в едином процессе.
— Но пресловутое межведомственное взаимодействие — это всегда трудно.
— Конечно, трудно. Но сейчас мы все объединены под одним вице-премьером Дмитрием Чернышенко, чаще встречаемся на площадках правительства, выступаем поочередно, слышим друг друга. Таким образом, процессы все больше и больше синхронизируются.

По мере взросления ребенок переходит с одного уровня образования на другой. Мы не можем ему в какой-то момент сказать, что теперь все нужно начинать заново. При этом необходимо создавать для него такую среду, чтобы он занимал активную позицию, а также предоставлять ему возможности саморазвития и самореализации. Все это единая логика процесса, переходящая из одного этапа в другой.
Качественная оценка
— Как вы считаете, 11-летнее обучение — это нормально, много или мало?
— Любые кардинальные изменения очень сложны для системы. Раньше обучение длилось 10 лет, и многие считают, что все было хорошо. Сейчас 11 лет, и где-то что-то, возможно, идет не так, но это не связано с длительностью периода обучения, а с объемом содержания образования. Постоянно возникает запрос на введение новых курсов, потому что жизнь меняется. Но обогащать содержание нужно осознанно, важно грамотно выстроить управленческие процессы.
При этом необходимо сохранить уникальное национальное школьное образование, которое формирует фундамент знаний, потому что среди детей есть те, кто не пойдет учиться дальше. Школьное детство — единственный период, когда мы как-то можем повлиять на ценности человека, рассказать о том, что такое хорошо и что такое плохо.
— Наверное, сейчас и не время для каких-то революционных преобразований?
— На мой взгляд, сейчас более важно сделать так, чтобы дети сдавали ЕГЭ без помощи большого количества репетиторов. Школа должна справляться с этой задачей самостоятельно, как это было в период советской системы образования.

Сейчас уже в начальных классах нанимают репетитора. Это приводит к тому, что ребенок перестает делать домашнее задание в принципе, и это страшно. Безусловно, есть топ-вузы, для поступления в них нужна особая подготовка. Так было и раньше, дети ходили на специальные курсы при университетах, но все же фундамент знаний дает школа, и ребенок их должен освоить.
К 2030 году должна быть создана 100-процентно работающая система выявления, поддержки и развития способностей и талантов ребят
Почему сейчас некоторые не сдают ЕГЭ? Во многих случаях причина заключается в том, что у родителей этих детей нет денег на репетитора, а в школе не было достаточно сильного преподавателя того или иного предмета. Это проблема, ее нужно видеть и искать пути решения.

Так же и с теми, кто не переступает порог девятого класса. Это еще страшнее: ребенок не получает аттестата, и куда он дальше пойдет? Государство не может не дать ему образование. И я очень благодарна муниципалитетам, которые работают над тем, чтобы дети сдали ОГЭ. У ребят могут быть сложности, в том числе трудная семейная ситуация, и это необходимо учитывать. Потому что школы — это массовое базовое образование, фундамент нации. Сила нашей страны всегда была в интеллекте, и мы не должны эту силу утратить.
Сегодня ребенок не хочет учиться, сдавать ЕГЭ, а через 10 лет вдруг у него появится возможность стать руководителем. Но не получится за год восполнить пробелы в образовании, а пять лет его вряд ли будут ждать. Важно последовательно проходить все эти жизненные этапы.

Создание семьи, рождение детей тоже должны происходить в соответствующий момент. Не нужно ориентироваться только на карьеру. Обо всем этом мы начинаем рассказывать еще в школе. Затем уже в другом формате продолжаем транслировать в вузе, и это подхватывает Росмолодежь. На каждом этапе мы понимаем, что и как делаем. В этом суть бесшовной образовательной среды.
— Каков он, современный выпускник школы и первокурсник?
— Активный. Он до конца не понимает, куда пришел, но хочет чего-то нового и внутренне готов к деятельному обучению. И наша задача — оправдать его ожидания, не разочаровать.

Абитуриенту очень важно правильно подобрать университет. У нас есть выпускники школ, которые набрали по 400 баллов на ЕГЭ, победители олимпиад. Их нельзя просто встраивать в стандартную систему, где им быстро станет неинтересно. Но есть и выпускники, у которых нет глубоких знаний. Им тоже нужно найти место в общем потоке, чтобы они сразу стали развиваться.

Прелесть работы в системе образования в том, что каждый год встречаешь нового первокурсника. С одной стороны, к нему нужно гибко подстроиться, а с другой — интегрировать в свою систему координат. В решении этой задачи университетам очень помогают проректоры по воспитательной работе, которые есть во всех вузах и являются, по сути, нашими проводниками смыслов.
— Заканчивая тему воспитания, расскажите, как оценить эффективность вашей работы?
— Это ключевой вопрос, который мы тоже постоянно поднимаем. Какой результат оптимальный, кому ставить оценку «удовлетворительно», а кому — «отлично»? Понимаем, что какие-то критерии результативности воспитательной работы нужно вводить в вузах. Но пока это видится как качественная оценка ценностной составляющей, которая проявляется в деятельности студентов в виде их реакций, восприятия тех или иных социальных стимулов.

Мы стали больше работать с преподавателями, их личный пример воспитывает не меньше, чем наше прямое воздействие. С другой стороны, мы создаем и развиваем университетскую среду. Иными словами, внедряется комплексный подход с учетом всех факторов влияния, определяющих эффективность образовательного процесса.
Повернуть ключ
— Мы видим, что нормотипичных детей все меньше и нужно это учитывать, строить с отличающимися детьми особую коммуникацию. Понятие «инклюзия» расширяется или остается прежним?
— Расширяется. Более того, один из ведущих вузов говорит, что он — университет инклюзии для всех категорий, кто к ним приходит. Под инклюзией понимается необходимость особого сопровождения ребенка, причем имеются в виду вообще все категории ребят, которым нужна помощь на каком-то этапе. Например, иностранному студенту нужна инклюзивная среда, потому что ему необходимо адаптироваться к образовательному пространству вуза, преодолевая языковой и культурные барьеры. Студент с инвалидностью — тоже инклюзия, но здесь бывают совершенно разные случаи. Человек с инвалидностью в каких-то случаях может не хотеть особого сопровождения, потому что справляется самостоятельно. Здесь наша задача — создать доступную образовательную среду для всех нозологий и предусмотреть все варианты инклюзии.
Проект «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства»

В образовательных организациях Нижегородской, Вологодской, Сахалинской, Ростовской, Новосибирской областей и Ставропольского края внедряется бесшовный образовательный маршрут детский сад — школа — СПО/ВУЗ — работодатель по четырем направлениям: «Обучение», «Социализация», «Профориентация», «Трудоустройство».

С июня по сентябрь 2024 года в пилотных регионах прошли проблемно-стратегические сессии с участием отраслевых представителей образовательных организаций регионов, исполнительных органов субъектов Федерации, работодателей, родителей.

Образованы проектные межсекторные команды, которые будут совместно прорабатывать межведомственные решения и бесшовную образовательную модель сопровождения целевой группы, а также разработана дорожная карта реализации проекта.

Предполагаемый эффект проекта:

· выработка решений, влияющих на показатели занятости среди инвалидов;
· снижение безработицы среди трудоспособных инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· повышение доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Если говорить про студентов с инвалидностью, то их в системе высшего образования не так много — около 35 тысяч человек. Мы понимаем: чтобы эти ребята попадали в вузовское сообщество, нужно уже в школах работать с их родителями, помогать детям готовиться к поступлению и далее сопровождать. К сожалению, видим, что не все ребята этой категории доходят до диплома. Оканчивать вузы должны не 50%, а как минимум 70−80% из них. Нужен индивидуальный подход и условия развития для всех, над чем мы также сейчас работаем. Причем речь идет не только об образовании, но и о возможностях личностного развития — от спорта до творчества. Это непросто, но дорогу осилит идущий.
— Расскажите, пожалуйста, о проекте, который сейчас пилотируется в шести регионах страны.
— Этот проект называется «Формирование системы образовательного маршрута детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». И пока он реализуется в шести пилотных регионах РФ.

Результатом проекта станет типовая модель образовательного маршрута для детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ для получения высшего образования и трудоустройства. В 2025 году модель будет представлена Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
На пилотном этапе реализации проекта мы отслеживаем сбои, оцениваем, в какой степени нам удается создать бесшовную образовательную среду. С помощью этого проекта я хочу доказать (и это получается), что нет никаких преград. Нужно только правильно все настроить: собрать работодателей, спросить, кто им нужен, чуть отшлифовать программу, сделать ее более индивидуализированной, уделить внимание школьной подготовке.

На всех уровнях системы образования сейчас есть все необходимое. Нужно повернуть ключ, чтобы запустить этот механизм, чтобы заработала каждая шестеренка. Для меня этот проект очень важен.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще