большая перемена. движение

Здесь не оценивают, а ценят

Попадая в «Большую перемену», педагоги начинают верить в позитивные изменения, меняются сами и строят вместе с детьми самоорганизующееся сообщество равных, где каждый ценен и талантлив.

Как живет такая детско-взрослая общность и почему к движению присоединяются все новые педагоги и школы, рассказывают инициаторы и лидеры движения.
Верить в лучшее
Конкурс «Большая перемена» и сообщество, которое получило свое начало благодаря конкурсу, — это трансформационная история о переменах в себе и переменах в окружающем мире.

Когда человек на собственном примере, на примере окружающих его людей замечает позитивные изменения, развитие, ему намного проще поверить и принять позитивные перемены в школе. Часто каждому из нас не хватает именно такого примера, а также поддержки единомышленников. Еще не хватает системы навигации в том пространстве возможностей, которые уже для нас созданы, среди многочисленных программ развития и образовательного туризма, акселераторов и многого другого. Становясь частью сообщества, педагог и ребенок попадают в среду, в которой их готовы поддерживать, помогать развиваться и реализовывать свой потенциал. Здесь человек видит перед собой живые примеры, вместе с этим приходит и вера в позитивные перемены в школе.

«Большая перемена» — это всегда расширение границ, творческое горение и море позитива.
«Большая перемена» — это праздник в моей жизни, наполненный семейным теплом, душевностью, приятными сюрпризами и волшебством.

Благодаря «Большой перемене» я обрела крылья, невиданную силу и веру в себя, что все возможно! В 2021 году я стала наставником сразу двух победителей из разных категорий: среди 5−7-х и 8−10-х классов. Я приложила все усилия, использовала все свои знания и навыки, чтобы вдохновлять и направлять детей, раскрывать их таланты и поддерживать веру в себя в любые моменты.

«Большая перемена» — место для экспериментов. Именно поэтому я разработала мастер-класс с использованием киноматериалов в образовательной практике для школьников «Большой перемены», войдя в топ-3 лучших конкурса на лучшую методическую разработку.
Олеся Купревич, учитель технологии школы-интерната № 19 ОАО «Российские железные дороги» г. Новокузнецка, наставник победителей конкурса «Большая перемена» 5−7-х и 8−10-х классов, руководитель клуба «Большой перемены»
Двенадцать вызовов
Вокруг конкурса «Большая перемена» достаточно быстро сложилось большое сообщество — первое сообщество такого типа, которое организовали сами дети. Среди них и активисты РДШ, и «Юнармия», и более 300 региональных детских движений.

Конкурс «Большая перемена» превратился в бренд, который стал популярным среди школьников и за два года объединил более 3,5 миллиона участников.

Успех проекта может объясняться тем, что он соответствовал запросу школьников на новый формат получения знаний, на индивидуальный подход и большие возможности выбора. Проект отвечал потребности школьников в общении со сверстниками из разных регионов — от Камчатки до Калининграда даже в период локдауна, потребности в дружбе без границ.

28 марта 2021 года члены сообщества разработали для себя основополагающий документ — Хартию, которая определяет основные ценности сообщества, рассказывает о его философии и о том, какую роль в нем играет каждый: школьник, наставник, родитель, организации-партнеры, которые разделяют общие ценности.
«Большая перемена» — первое сообщество такого типа, которое организовали сами дети
Авторы и создатели проектов изменений — сами школьники, реализовать эти проекты им помогают взрослые. Ребята задумывают и воплощают в жизнь авторские социально значимые проекты либо становятся авторами инициатив в рамках одного из 12 конкурсных направлений (их в сообществе называют вызовами). В каждом направлении огромное поле выбора — от науки и предпринимательства до спорта и здорового образа жизни: наука и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), волонтерство («Делай добро!»), историческая память («Помни!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!»), экология («Сохраняй природу!»), урбанистика («Меняй мир вокруг!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), развитие образовательных технологий («Открывай новое!»), молодежное предпринимательство («Предпринимай!»), государственная безопасность («Служи Отечеству!»).

Таким образом, «Большая перемена» дает возможность детям и подросткам раскрыть таланты, не ограничиваясь предметными областями и рамками школьной программы. Каждый ребенок, независимо от того, живет он в городе-миллионнике или маленьком селе, родился в большей семье или находится в школе-интернате, может проявить себя и быть услышанным.
Тем, кого принято определять как академически неуспешных, «Большая перемена» поможет не только найти свое призвание, но и получить навыки, которые будут полезны при трудоустройстве. Здесь нужно только сместить фокус с академических знаний на компетенции, которые позволяют быть успешным в современном мире, несмотря на оценки в дневнике или зачетке.

Главное — это не успеваемость, а способность нестандартно мыслить и владение навыками, которые пригодятся каждому в современном мире: умение вести коммуникацию, работать в команде и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Дети «Большой перемены» — это увлеченные, активные, ответственные, инициативные, патриотичные подростки, которых вдохновляют идеи перемен и возможность строить такой мир, о котором они мечтают. Ребятам помогают в этом взрослые — те, кого они сами выбрали и пригласили.
Вне конкурса
Тезис о том, что в «Большой перемене» не оценивают, а ценя, — не просто лозунг. С момента вхождения в конкурс, независимо от этапа или конкурсных достижений, ребенок становится частью сообщества, а значит, получает возможность не только найти друзей, единомышленников и осуществить свои идеи в сфере внеурочных дисциплин, но и стать участником всех внеконкурсных активностей, которых тоже очень много.

Это масштабные мероприятия всероссийского уровня, такие как онлайн-марафон, посвященный запуску нового сезона конкурса, яркий и массовый фестиваль, приуроченный к Международному дню защиты детей. Это разнообразные форумы — от Петербургского международного экономического форума до Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов» и Форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида». Это также участие в кастингах, специальных конкурсах от партнеров и множестве других уникальных событий.

«Большая перемена» — самый масштабный конкурс в стране и самое массовое движение в образовании, но это не значит, что формы работы только коллективные. Есть достаточно инструментов, чтобы реализовать индивидуальный подход. Один из них — кастинг-платформа, формат, позволяющий выявить таланты в разных областях творчества — от вокала до циркового искусства.
Я работаю с детьми с 2016 года. И принципы нашей работы уже давно выстраивались на основе тех слов, что легли в концепцию Хартии «Большой перемены». Вот только теперь я ощущаю себя еще и частью большого сообщества, в котором мои возможности безграничны! Так, в прошлом году я вошел в состав команды авторов проекта «Мир — „Большая перемена“», который направлен на развитие сообщества детей, родителей и педагогов в Забайкальском крае. Проект был оценен экспертами конкурса от Фонда президентских грантов. И мы получили поддержку на его реализацию в размере 3 183 448 рублей.

А в декабре я стал победителем Всероссийской молодежной премии «Время молодых» как лучший наставник молодежи. Быть наставником ребят — участников «Большой перемены» — это большое удовольствие, ну, а быть сопричастным к добрым делам, которые реально меняют мир вокруг нас, — это дорогого стоит.
Алексей Бусоедов, педагог дополнительного образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Читы, специалист по работе с молодежью Забайкальской краевой детской общественной организации «Республика юных забайкальцев», двукратный наставник победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена»
В результате кастинга выявляются (прежде всего, для самих себя) те, у кого есть интерес, мотивация и потенциал создавать творческие события разной направленности внутри образовательных организаций. С другой стороны, кастинг позволяет выявить тех, кого можно рекомендовать к участию в международных и всероссийских конкурсах и творческих проектах — члены сообщества «Большой перемены» часто становятся участниками федеральных проектов и программ.

Участие в конкурсе и жизни сообщества играет в этом случае роль социального лифта, импульса к переходу на новую ступень социального развития.
Порог доверия
Сообщество «Большой перемены» создается детьми и теми взрослыми, которых ребята осознанно приглашают к сотрудничеству, обращаются к ним за помощью и поддержкой. То есть педагог может стать наставником только в том случае, если он пройдет тест на доверие у детей — только сам участник имеет право пригласить учителя стать его наставником в конкурсе.

Таким образом, сообщество наставников изначально формируется на принципах доверительного отношения ребенка и педагога, где каждый умеет слушать и слышать, поддерживать друг друга и двигаться к общей миссии — сделать окружающий мир лучше через реализацию собственных проектов.

В течение двух сезонов конкурса «Большая перемена» педагоги-наставники проходили курсы повышения квалификации (очно и дистанционно), участвовали вместе с детьми в воркшопах и проектных сессиях, погружаясь в атмосферу конкурса, исследуя его специфику вместе со своими наставляемыми.
С момента вхождения в конкурс ребенок становится частью сообщества, а значит, получает возможность не только найти друзей и осуществить свои идеи в сфере внеурочных дисциплин, но и стать участником всех внеконкурсных активностей
На каждом этапе конкурса педагог-наставник, во-первых, выступает в роли ментора, который подсказывает, как лучше выполнить задание, выстроить свой замысел в проектной логике и где найти необходимый реквизит. Во-вторых, ему нужно быть еще и психологом, способным поддержать эмоциональный настрой ребенка, проработать с ним траекторию личного развития и познакомить с возможностями экосистемы «Большой перемены», которые выходят за рамки конкурса.

Наставники (учителя и педагоги) уважают мнение и позицию ребенка по важным вопросам жизни сообщества, принимают ведущую роль подростков-лидеров, помогают детям сфокусировать свои усилия и довести задуманное до конца, поддерживают своим вниманием, любовью, жизненным и профессиональным опытом.

В экосистеме «Большой перемены» есть место и родителям, которые вместе с другими взрослыми создают пространство для детского творчества. Развивается направление программ для родителей. Например, семейный арт-квартал «Родные-любимые» в рамках фестиваля «Таврида. Арт».

Важен не статус или возраст, а только приверженность общим ценностям «Большой перемены»: равенству, взаимопомощи, открытости, развитию и креативности.
Как готовят наставников
«Большая перемена» — это возможности не только для детей, но и для педагогов. Особенно востребованными оказались программы сопровождения проектной работы педагогов.

Как известно, ФГОС предусматривает предмет «Индивидуальный учебный проект», и в школах педагоги обучают проектной деятельности учащихся, помогают им реализовать свои идеи. Но тем не менее, по данным опросов «Большой перемены», у педагогов все еще много вопросов по этой теме и большой интерес к ней.

Поэтому в «Большой перемене» действует образовательная программа по проектной деятельности, на которой педагогов учат проектировать так, чтобы можно было получить грантовую поддержку. Как и детские инициативы, проектные идеи педагогов получают пошаговые методические рекомендации и сопровождение.

Например, проект педагога-наставника Веры Ботиной «ГТО-центр „Большая перемена“» в г. Выксе привлек поддержку двух федеральных инвесторов по результатам участия в акселераторе Mission Talent корпоративной Академии «Росатома».

Клуб «ГТО-центр „Большая перемена“» был открыт в рамках конкурсного вызова «Будь здоров!», который выбрали участники клуба. Клуб популяризирует здоровый образ жизни, использует инновационные методики, готовит к сдаче ГТО учеников, в том числе и с ОВЗ.

Проект педагога из Санкт-Петербурга Дениса Порохова «Интеллектуальные игры по физике „Кубок вызова-21“» вошел в суперфинал акселератора Mission Talent.
Участие в жизни «Большой перемены» — это новый этап моего развития и карьерного роста. Вместе с коллегами из БП запустили проект «Лига мудрых», со своей подопечной дали старт всероссийскому флешмобу «Герои нашего времени», а совсем скоро я запускаю свой онлайн-курс по развитию soft skills, который будет полезен и участникам конкурса «Большая перемена», и их наставникам.
Евгений Глотов, преподаватель специальных дисциплин, куратор группы СПО ОГБПОУ «ТКСТ» (Томский коммунально-строительный техникум), наставник двух победителей Всероссийского конкурса «Большая перемена»
Благодаря участию в акселерационных программах и прямому взаимодействию со спикерами и экспертами в разных областях педагоги совершенствуют и реализуют свои проекты.

Еще один ресурс профессионального развития для взрослых в экосистеме — общение с коллегами и доступ к уникальным инструментам. Например, в нашем сообществе «Учительская „Большой перемены“» в соцсети «ВКонтакте» еженедельно проходят выпуски традиционной программы непрерывного развития «Педагогическая среда», где педагоги вместе с экспертами в образовании рассматривают вопросы формирования личностных компетенций, развития сферы образования, механизмы работы конкурса и сообщества.

Сейчас кураторы работают над созданием комплексных программ развития педагогов, они скоро станут доступны каждому пользователю платформы «Большой перемены».
Новые траектории
В этом году для педагогов открывается еще одна возможность совершенствовать свои знания и навыки по четырем траекториям профессионального развития.

В личном кабинете педагог-наставник может пройти тест, на основании этих данных система сформирует для него персональную траекторию развития, которая включает в себя теоретический и практический курсы. Эти образовательные курсы составлены вместе с лучшими вузами, образовательными организациями и университетами госкорпораций страны.

Те участники, у кого будут самые яркие результаты по завершении индивидуального трека, получат приглашения на образовательные стажировки в лучшие образовательные центры страны, войдут в кадровые резервы региональных органов исполнительной власти, смогут поступить в профильную магистратуру или аспирантуру.

Траектория педагога-эксперта подразумевает, что участник получает апгрейд знаний в своей предметной области, знакомится с актуальными направлениями научных исследований, прикладными технологиями.

Педагог-предприниматель изучает, как оптимально реализовать собственную идею, развивает навыки ведения бизнес-проектов, погружаясь в практики и кейсы проектного менеджмента и маркетинга.
Авторы и создатели проектов изменений — сами школьники, реализовать эти проекты им помогают взрослые
Педагог-интегратор осваивает навыки и качества мотивационного лидера, который внедряет инновационные подходы в образовательный процесс, развивает экосистему «Большой перемены» в образовательной организации, продвигает идеи сообщества и развивает клуб «Большой перемены».

Педагог-управленец тренирует лидерские качества, умение управлять не только процессами, но и собственной эффективностью с четкой позицией и ориентацией на успех.
За кадром
Жизнь сообщества выглядит непрекращающейся чередой образовательных событий: тематических проектов, акций, форумов. За всем этим стоит большая аналитическая работа по интерпретации обратной связи и постоянный сбор данных, чтобы понимать, куда дальше развиваться сообществу.

Для этого, конечно, используются цифровые инструменты: онлайн-опросы после мероприятий, фокус-группы с помощью инструментов «Яндекса», «Телемоста» и платформы Jazz от «Сбера». В прямых эфирах сообществе в соцсети «ВКонтакте» есть возможность внести свои предложения — все это позволяет точно быть в контакте с целевой аудиторией.

Но самая ценная обратная связь от участников поступает в момент личного общения на мероприятиях, когда конкурсанты и их наставники рассказывают, что хотели бы видеть на конкурсе, что стоит доработать, а что масштабировать на всю страну.

После каждого мероприятия или встречи мы проводим коллективный мозговой штурм, который помогает проанализировать полученную обратную связь и разработать инструменты, помогающие усовершенствовать не только конкурс, но и проекты экосистемы «Большой перемены».
Благодаря «Большой перемене» я смог принять участие в акселераторе «Росатома» Mission Talents, создал свой авторский проект и стал суперфиналистом акселератора.

Кроме того, я вошел в состав экспертного совета Всероссийского конкурса молодежных проектов Росмолодежи и строю массу планов на будущее.
Денис Порохов, учитель физики гимназии № 524 г. Санкт-Петербурга, наставник победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена», руководитель школьного клуба «Большой перемены»
Все хотят развиваться
И детей, и учителей, и школы объединяет в первую очередь потребность в развитии. Ребятам условия для этого создают взрослые, а еще нужна дружба и поддержка товарищей. Для учителей не менее важно иметь опору в виде единомышленников, но также важно видеть, что каждый педагог ценен в сообществе и что возможности развития формируются для них индивидуально и адресно.

Для каждой образовательной организации важна возможность развивать свою внутреннюю экосистему, кадры, создавать новые условия для самореализации учеников и педагогов.

«Большая перемена» — это всероссийская экосистема, которая создана для развития всех участников образовательного процесса и объединения потребностей системы образования и других близких к ней институтов, работающих в разных сферах.

Становясь частью экосистемы, школа открывает для себя возможности следующих уровней (регионального и федерального), получает возможность рассказать о себе на этих уровнях, ведь у каждой школы есть свои сильные стороны и интересные практики, которые будут полезны другим.

Наша цель, чтобы в каждой образовательной организации страны было свое сообщество «Большой перемены», которое позволит выявить талант каждого ученика и каждого педагога.
.
«Большая перемена» — всероссийский конкурс для учеников 5−10 классов, цель которого — дать возможность каждому подростку проявить себя, найти свои сильные стороны, а также инновационная среда и детско-взрослое сообщество.

Сообщество «Большой перемены» сегодня — это 3 944 622 участника, среди которых 1 495 551 ученик 5−7 классов, 1 555 945 учеников 8−10 классов, 732 512 студентов колледжей, 160 614 педагогов-наставников и 32 116 образовательных организаций.

Участники конкурса создали более 40 000 проектов, 1 814 участников стали победителями конкурса по разным направлениям.
Даже если ребенок академически неуспешен, «Большая перемена» поможет не только найти свое призвание, но и получить навыки, которые будут полезны при трудоустройстве. Критерии оценки — не академические знания, а компетенции, позволяющие быть успешными в современном мире, несмотря на оценки в дневнике или зачетке.

Клубы «Большой перемены» создаются не только в школах, но и в образовательных организациях дополнительного и среднего профессионального образования. Клуб — это место новых возможностей в образовательной организации, среда для поиска и развития талантливых детей в различных сферах, акселератор детских проектов, площадка, где дети делятся навыками и знаниями с детьми, и, конечно, точка взаимодействия между учащимися, их родителями и педагогами.

Сейчас в 85 регионах страны действуют 491 клуб «Большой перемены», и подано еще 4084 заявки на открытие. Они создаются на добровольных началах по инициативе ребенка или педагога-наставника и дальше регулируют свою работу с опорой на Хартию.

Процесс организации и работы клубов «Большой перемены» курируют сотрудники АНО «Большая Перемена». Они делятся методическими рекомендациями, помогают находить спикеров, реализовывать внутриклубные форматы деятельности: творческие кастинги, благотворительные ярмарки, инженерные фестивали, научные стендапы и нескучные уроки, которые позволяют обмениваться знаниями между учащимися и педагогами, а также координируют федеральные мероприятия, в которых принимают участие клубы со всей страны.
Для нас клуб «Большой перемены» — это самоуправляемое и самоорганизующееся сообщество, в рамках которого участники могут освоить один из навыков в соответствии с Атласом навыков сообщества «Большой перемены» и в последующем применить полученные знания и навыки в профессиональной деятельности.

Важно, что клуб «Большой перемены» — это не дополнительная нагрузка, которая выливается в череду бумажных отчетов, это реальные дела, которые созданы в сотворчестве учащихся, педагогов и родителей.

Текст: Максим ПОТОЦКИЙ
В рамках финала «Большой перемены» состоялось учредительное собрание Российского движения детей и молодежи

20 июля во время итогового дня финала для школьников 5−7-х классов и иностранных граждан Всероссийского конкурса «Большая перемена» состоялось историческое событие — решением учредительного собрания создано Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи.

С участниками учредительного собрания встретился первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, который поздравил участников собрания с важным и значимым событием для страны. Он отметил, что инициатива о создании движения исходит в первую очередь от самих детей. Это запрос нового поколения молодых ребят, которые уже сейчас хотят принимать активное участие в общественной жизни своей страны.

Он подчеркнул, что в декабре 2022 года состоится Общероссийский съезд движения детей и молодежи, где будут приняты окончательные решения о названии, о возрастных группах и об атрибутах, а пока дети из всех регионов страны могут присоединиться к соавторству и предложить свои собственные идеи для движения.

Учредителями движения выступили крупнейшие в России детско-юношеские организации, руководители которых приняли участи в собрании: «Большая перемена», Российское движение школьников, «Юнармия», «Российские студенческие отряды», Российский союз молодежи и еще более 20 общественных организаций.

Благодаря федеральному закону у движения есть возможность формировать первичные отделения не только на базе школ, но и в молодежных центрах, спортивных секциях, местных библиотеках и музеях и даже в детских лагерях. Поэтому всестороннюю поддержку будут оказывать федеральные и региональные органы власти. Среди них и Министерство культуры, и Министерство спорта, и, безусловно, силовые ведомства. Вместе с тем особая роль, конечно же, отводится системе образования, так как именно в школы каждый день приходят дети. Вне школы работу по поддержке и развитию движения будут вести специалисты сферы молодежной политики. Но само движение не будет частью какой-либо госструктуры. Это главная отличительная особенность движения.

Хроника событий: 19 мая, в день рождения пионерской организации, в Госдуму был внесен законопроект о создании детского движения. 14 июля 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон о создании Российского движения детей и молодежи, который был принят Госдумой РФ 6 июля и одобрен Советом Федерации России 8 июля. Идея создания единой организации обсуждалась на протяжении долгого времени. В том числе и сами дети предлагали эту идею на различных форумах и крупных проектах. А 20 апреля 2022 года на заседании наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» участница «Большой перемены» Диана Красовская высказала предложение президенту Российской Федерации о необходимости объединить все детские организации и всех детей России в одно общее движение. Президент предложение поддержал, а впоследствии принял решение возглавить наблюдательный совет так же, как возглавляет наблюдательный совет президентской платформы «Россия — страна возможностей».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more