ИНФРАСТРУКТУРА.ШКОЛА
Больше, чем книги. Больше, чем стены. Зачем нужны библиотеки в XXI веке?
Сегодня во многих странах библиотеки находятся на новом пике востребованности. Финляндия даже отпраздновала стооднолетие государственной независимости открытием новаторской библиотеки Oodi в Хельсинки. Ее средняя посещаемость достигает 20 тыс. человек в день. Библиотеки не только играют просветительскую роль в условиях, когда массовый доступ к информации ограничен, но и становятся значимым звеном в структуре lifelong learning.
Центр разработки образовательных систем «Умная школа»
Константин Серегин
Центр разработки образовательных систем «Умная школа»
Марк Сартан
Дизайнер-архитектор
Надежда Карпова
Подъем библиотечного движения наметился и в России. В 2014 году Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек», согласно которому библиотека — это площадка для получения новых знаний, публичного обсуждения информации, проведения мероприятий, получения социально-значимых услуг.

Также Министерство культуры развивает проект «Библиотека нового поколения», призванный тиражировать лучшие практики в среде специалистов, в том числе лучшие образцы дизайна. Пилотные проекты, прошедшие редизайн, показывают, что смена акцентов в деятельности и обновление физической среды иногда приводят к увеличению посещаемости. Новые проекты содержат больше площади для посетителей, тематические зоны. Библиотеки избавляются от пыльных полок, меняют облик, расширяют функционал, становятся дружелюбными, комфортными и открытыми центрами для локальных сообществ, третьим местом, в котором люди стремятся проводить время.

На этом фоне удручает положение библиотек, находящихся под ведомством Минпросвещения. Волна оживления будто бы проходит мимо тысяч школьных библиотек, в которых функция учета и выдачи книг остается ведущей, а пространство занимают стеллажи со стройными рядами сочинений классиков.
Детская модельная библиотека в п. Лиман Астраханской области. Дизайнер — Надежда Карпова
Источник: новаябиблиотека.рф/pilots
Понимаем: существует острая проблема недофинансирования… Но главная проблема, кажется, заключается все-таки не в этом. Многие школьные библиотекари и директора затрудняются ответить на вопросы: «Зачем вашей школе нужна библиотека в цифровую эпоху?», «Почему сегодня, когда знание доступно через экран мобильного устройства, дети должны прийти сюда, а не в кафе поблизости?».

Некоторые библиотеки сосланы на периферию жизни — в полуподвальные помещения, дальние углы последних этажей. Их квадратные метры решили использовать для чего-то якобы более важного и осмысленного. Во вновь возводимых зданиях норматив площади библиотеки рассчитывается как 0,6 м2 на обучающегося. В итоге огромные гулкие площади пустуют и простаивают.

Как дизайнеры и проектировщики образовательных систем мы убеждены, что это недоразумение. Библиотека может и должна быть одним из смысловых центров школы, точкой притяжения, перекрестком образовательных маршрутов, пространством, которое подталкивает к саморазвитию и живому общению, а не навевает смертную тоску.
Уникальность библиотеки
Мы предлагаем пять ответов на вопрос о том, что делает школьную библиотеку уникальной и востребованной в современном мире.

1. Школьная библиотека дает детям бесплатный доступ к платным ресурсам. И речь идет не только о книгах, учебниках, журналах и интернете, но и о лицензионном программном обеспечении, оборудовании для создания контента и работе над проектами.

2. В школьной библиотеке заниматься принципиально удобнее, чем дома или где-либо еще. Но для этого необходимо создать качественную среду: продумать образовательные сценарии использования и подобрать удобную мебель и оборудование. Грамотно зонировать пространство, обеспечить освещение, акустический комфорт, хорошую вентиляцию.
Библиотека может и должна быть одним из смысловых центров школы
3. Школьная библиотека реализует программы в области поддержки и продвижения чтения за рамками учебного плана. Для этого существуют сотни форматов: встречи с писателями, съемка буктрейлеров, буккроссинг, тематические недели, квесты по произведениям, литературный киноклуб, индивидуальные программы чтения. Умение организовывать подобные мероприятия делает библиотекаря-педагога уникальным специалистом.

4. Только специалисты школьной библиотеки целенаправленно занимаются развитием информационной грамотности. Они аккумулируют технологии и тренды и транслируют их ученикам и работникам школы. Библиотека выступает как ресурсный центр развития информационных образовательных технологий.

5. И конечно, библиотека помогает детям встречаться с книгой как с культурным феноменом. Ведь книга не сводится к тексту, а включает в себя долгую традицию печати, типографики, иллюстрации, дизайна. Где и когда еще в школе можно уделить должное внимание этому миру, полному чудес и открытий?
Организация пространства
Для многих школ помещение библиотеки является фактически единственным пространством, которое при дефиците учебных площадей остается многофункциональным и трансформируемым. А значит школьная библиотека способна стать полигоном по развитию универсальных навыков и метапредметных компетенций: умения эффективно общаться и точно доносить свою мысль, сотрудничать и договариваться, критически мыслить, решать сложные проблемы, придумывать что-то новое.

Для этого необходимо предусмотреть в библиотеке место для индивидуальной работы с информацией, лекций, творческой, проектной и исследовательской деятельности, спокойного (а иногда и активного) отдыха. Для уроков, дебатов, дистанционного и смешанного обучения, тренингов, мастер-классов, хакатонов, стендовых конференций, управленческих и интеллектуальных поединков, настольных игр, киноклубов, чтения вслух, самоуправления.

Можно предложить множество сценариев деятельности, для которых библиотека подойдет отлично. Поскольку сегодня дети не только потребляют, но и производят контент, в библиотеке также целесообразно предусмотреть место для медиалаборатории и школьного издательства: разместить компьютер с необходимым софтом, камеру, микрофон, свет, хромакей, полиграфическое оборудование.
Новая библиотека в одной из школ Иркутска. Зачем сюда приходить детям? Из архива «Умной школы»

Так руководство Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений предлагает включать в пространство библиотек зоны для следующих целей:

  • индивидуальная работа с информацией для учебы и исследований (читальный зал);
  • неформальное чтение (для самообразования и чтения с удовольствием);
  • формальное (фронтальное) обучение для малых и больших групп с необходимым презентационным оборудованием;
  • создание медиаконтента и проектная работа (то есть медиалаборатория, коворкинг или мейкерская);
  • административная работа, выдача книг, работа с читательским запросом (рабочее место педагога-библиотекаря).

С учетом ресурсов и возможностей школы в этот минимальный список можно добавить зоны для работы в малых группах, мини-конференц-зал или переговорную, зону VR, интерактивную экспозицию, кофе-поинт, гейм-зону, коллекцию винила и др. Важно учитывать содержание деятельности школы, организационную культуру и потребности ее сообщества. Главное, чтобы все было функционально и понятным образом работало на образование. Естественно, какие-то зоны могут быть объединены или трансформироваться по мере надобности, например, за счет мобильной мебели, перегородок, ширм, мультимедийного оборудования.
Функции

Таким образом, сотрудники школьных библиотек перестают заниматься только выдачей и учетом книг. Фактически они становятся кураторами, задачи которых лежат в следующих областях:

  • создание для детей и взрослых комфортной информационной и физической среды;
  • инициирование и поддержка проектной, исследовательской и творческой деятельности в различных форматах;
  • вовлечение в читательскую и другую деятельность, направленную на решение задач развития.
Педагог-библиотекарь создает насыщенную, комфортную образовательную среду, привлекающую посетителей актуальной повесткой.
Принципы
При проектировании библиотечной среды необходимо помнить о принципах педагогического дизайна и человекоцентрированного подхода. Мы сформулировали их следующим образом.

Проактивность. Библиотека не ограничивается ответом на «входящий» запрос, а дает ответ с приращением, показывает детям интересное в неизвестном. Библиотека может предлагать свою повестку, и это делает ее круче Google и Яндекс, так как интернет-поисковики (пока) отвечают строго в рамках пользовательского запроса.

Доступность. Библиотека доступна в любое время работы образовательной организации. Каждый имеет право занять в ней свое место, если оно не было кем-то заранее забронировано. Школа даже может сделать ресурсы библиотеки доступными не только ученикам, но и их родителям. Всегда, когда это возможно, соблюдаются требования универсального дизайна.

Открытость. Библиотека выходит за границы своих помещений, разбрасывая по территории школы «якоря»: объявления, QR-коды, интерактивные квесты, пункты буккроссинга и др. Все это информирует пользователей о доступных ресурсах. и вовлекает новых пользователей. Для поддержания живой и актуальной повестки выстраивается сеть внешних партнеров — авторов, творцов, «интересных личностей», носителей уникальных знаний и технологий.
Центральная городская библиотека в Сыктывкаре. Дизайнер — Надежда Карпова.
Источник: https://www.nkrpv.com/syktivkar
Безопасность. Пространство библиотеки организуется таким образом, чтобы минимизировать риски случайных травм, буллинга, кражи и вандализма. Вредоносный контент фильтруется — в разумных пределах. Посетитель библиотеки должен чувствовать себя комфортно и безопасно.

Ясность. Каждому легко познакомиться с понятными правилами работы и пребывания в библиотеке. Очевидная навигация и информативная рубрикация.

Подталкивание. Среда библиотеки и деятельность ее сотрудников направлены на поддержку культуры саморазвития и академических достижений («Ты это можешь!», «Ты можешь лучше!», «А давай-ка еще вот это посмотрим…»).

Все это стоит приправить «педагогическим рок-н-роллом», свободой творчества, принятием индивидуальности и доверием к детскому самовыражению.
РЕЗЮМЕ

Вышеизложенное — авторский взгляд на проблему. Мы верим, что библиотеки могут быть разными. Модель их деятельности определяется видением, которое вместе с детьми должна сформулировать администрация школы. Если для совместной работы или творческого досуга людей нужен прямой доступ к информации, удобная среда и кураторская поддержка, то речь идет о библиотеке. Школьная библиотека — это квинтэссенция школы, это Центр образовательных ресурсов, коворкинг, IT-полигон, медиалаборатория. Сложно выдумать образовательный сценарий, который не может быть реализован в стенах хорошо продуманной библиотеки. Понимая это, мы хотим, чтобы и другие разглядели спящий потенциал библиотек — поэтому и возник этот текст. Будем рады дискуссии, ведь место и роль школьной библиотеки достойны самого широкого обсуждения.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more