ЭВОЛЮЦИЯ. ИНФРАСТРУКТУРА
Задача архитектуры — поддерживать учебный процесс
Мы встретились с Пяйви Меуронен — дизайнером, архитектором образовательных пространств и акционером известного финского архитектурно-дизайнерского бюро JKMM Architects, чтобы поговорить про строительство школ, инновации и экологичность, про влияние куррикулума на архитектуру и образовательные тенденции. На счету Пяйви — школы, библиотеки и университеты.
Виктория Петровская
EdExpert
СПРАВКА
Пяйви Меуронен

Пяйви Меуронен окончила Университет искусств и дизайна в Хельсинки, с 2003 года работает в архитектурном бюро JKMM. Возглавляет команду специалистов в области дизайна интерьера.

Пяйви — автор проектов мирового уровня, в числе которых библиотеки, детские сады, музей Амоса Андерсона, Торговый центр аэропорта Хельсинки и церковь Виикки.
Посмотри по-другому
—  Финны — признанные во всем мире новаторы в образовательной архитектуре. Мы в России в поисках вдохновения традиционно смотрим на Запад. А куда смотрите вы, чтобы найти примеры для подражания?
—  Лучшее развитие — самостоятельное. Но, конечно, стоит заимствовать идеи, изучать разные строительные объекты, не только школы. Это обогащает видение пространства, возможностей. Один из проектов, произ­ведших на меня впечатление, — детский сад Fuji Kindergarten японского бюро Tezuka Architect, построенный в виде кольца, с большим внутренним двором и игровой площадкой на крыше.

Уникальность этого пространства — в создании полной свободы для малышей. Шум от игры или общения слышен отовсюду — здесь нет стен. Лестница заканчивается не ступенькой, а земляной насыпью, с которой ребенок с удовольствием скатывается. Ребенок может самостоятельно расставить мебель, она, правда, сделана из легкого и «мягкого» дерева. Таким образом, дети получают опыт не внешних, а внутренних ограничений.
—  По мнению российских архитекторов, устаревшие нормы проектирования и строительства больше всего тормозят развитие инноваций. Сталкиваетесь ли вы с такой проблемой в Финляндии?
—  Нам нужно уметь находить решения в рамках любых задач — это вопрос профессионализма. Для создания образовательных пространств рамки обязательны. Без норм невозможно распределить по зданию нужное количество туалетов и организовать место для приема пищи. Умение принимать во внимание нормы и регламенты — важнейший навык профессионала.
—  Каких аспектов должны касаться нормы и нужны ли они вообще?
—  Конечно, если говорить об об­разовательных пространствах, то я считаю, рамки обязательны: в первую очередь необходимы нормы безопасности. Также важно знать среднее количество человек в группе, понимать разные типы деятельности, чтобы можно было рассчитать размеры пространства, количество нужных столов для груп­повой работы и укромных уголков для самостоятельной.

—  Вы спроектировали в Хельсинки, в районе Каласатама, здание школы, которое выглядит революционным. Сложно было согласовать такой проект с контролирующими органами?
—  Школа Kalasatama не планировалась как что-то экстравагантное. Мы выиграли тендер на застройку в 2010 году, и наш проект базировался на двух принципах. Первый: здание построено в виде подковы, внутренняя часть которой — это двор. Мы хотели непременно оставить для него место, но вокруг здания это невозможно было сделать из-за нехватки территории. Второй: мы расширили все коридоры так, что они превратились в дополнительные открытые пространства для учебы.

В остальном проект был совершенно стандартным, но именно в то время готовился новый куррикулум (рекомендации Национального управления образования Финляндии), в котором много внимания уделялось открытым пространствам для учебы, свободе выбора места в помещении и обучению на основе реальных явлений. Так что наш проект немного опередил время.

В группу проектирования всегда входят представители тех, кто будет пользоваться помещением. В случае со школой Kalasatama мы плотно работали с двумя страстными и увлеченными людьми: директором школы и его заместителем. Так что Kalasatama — обычный проект, в рамках которого мы пытались смотреть на школу под новым углом, а главное — финансирование этого проекта было совершенно стандартным. Какие бы проекты ни предлагал архитектор, если кругозор заказчика узок, то ничего не получится.
—  Что, на твой взгляд, мешает архитектору?
—  Все тормоза — в голове. Чем больше ты читаешь, смотришь, узнаешь, тем шире твои взгляды, тем интереснее твои проекты.

Мы в бюро любим говорить: «Rethink!» - «Переосмысли!» Например, если не получается организовать удобное пространство, посмотри на него по-другому.
Педагогика первостепенна
—  Какие материалы и инженерные решения можно назвать инновационными?
—  Лучшим материалом я считаю дерево. Оно экологично, красиво стареет, долговечно. Я вообще предпочитаю природные материалы. Cейчас невероятно быстро развивается техническое оснащение. В Финляндии в последние годы оборудование часто используется как часть учебного процесса. Например, дети замеряют показатели потребления воды и электричества, изучают с помощью технологий различные явления, и это позволяет менять свои привычки и поведение. Я считаю, что это инновационный подход. Таким образом, с помощью маленьких нюансов в структурировании здания, в расположении помещений, без дополнительного бюджета, можно сделать школу инновационной.

Современная техника, конечно, предоставляет совершенно уникальные возможности. Во второй очереди школы Kalasatama появится комната с интерактивными стенами, создающая возможность иммерсионного обучения. Можно будет делать что угодно, например виртуально посещать Лувр, изучая одновременно географию, историю искусства и французский язык.
—  Про столицу понятно, а что можно сказать об остальных городах?
—  Небольшие школы в сельской местности могут дать фору с точки зрения самодостаточности всем остальным. В целом я считаю, что за одни и те же деньги можно построить и стандартную коробку, и продуманное современное здание.
Подобная инновационность среды требует опре­деленной подготовки преподавателей. Например, департамент разработал систему инструментов и знаков, дающих понять, какой уровень шума допустим в том или ином помещении на текущий момент. Учителя должны научиться использовать эти инструменты и научить этому детей
Тимо Йесканен
Архитектор бюро Jeskanen-Repo-Teränne Architects Ltd
—  Есть ли смысл в инновационном решении, если оно будет использовано лишь единожды и его невозможно воспроизвести в другой среде?
—  Инновации должны не бездумно копироваться, а давать инструменты и методы решения проблем и задач. Один из таких примеров — наша работа в детском саду Saunalahti. У входа в детский сад всегда скапливается много обуви, быстро высушить ее после прогулки — проблема. Я придумала сделать целую стену сушилкой и подсоединить к системе центрального отопления, чтобы лишний раз не расходовать электричество. Потом я использовала похожую систему в младшей школе Kalasatama. Все коллеги сказали, что надо запатентовать сушилку, я же считаю, что этой удобной технологией могут пользоваться все желающие.
—  Кто задает вектор изменений: архитекторы-новаторы или специалисты в сфере образования?
—  Я считаю, что педагогика всегда первостепенна, а задача архитектуры — поддерживать и обеспечивать учебный процесс. Когда мы начали работать над проектом школы Kalasatama, заказчик — город Хельсинки — уже начал интерпретировать новые реко­мендации управления образованием и предоставил нам список условий. Например, в рекомендациях сказано, что у учащихся не будет своих классов, а город эту идею истолковал так, что и свои парты не нужны. Поэтому для учебников и вещей школьников мы сделали разные шкафы и комоды. Также заказчик обратил внимание, что за время урока учитель даже не успевает подойти к своему столу — значит, и стол не нужен. Зато нужен удобный и легкий стул.

Задача школьной архитектуры — дать всем возможность удобно работать. Например, мы подумали не только о зонах для групповых занятий, но и об интровертах, которым нужны места для уединения в тишине.
Вписывать в контекст
—  Что для тебя значит «многофункциональность»?
—  Это не столько про мебель, которая складывается, легко передвигается и комбинируется, сколько про поме­щения. Например, от расположения розеток зависит, удобно ли пользоваться комнатой, а с помощью раздвижных стен можно менять размер пространства.
—  Чтобы создать инновационную школу, надо погрузиться в процесс: ходить на уроки, общаться со школь­никами, учителями, или наоборот, лучше быть отстраненным?
—  Когда я создаю помещение, то думаю, где мне-ребенку было бы комфортно. Меняются традиции педагогики, реко­мендации министерств и архитектура, а дети остаются детьми. При этом я всегда помню, что конечные пользо­ватели помещений не только дети, но и взрослые.

Нужно обязательно знать, как люди работают. Как посторонний человек я могу задавать глупые вопросы и, получая на них ответы, находить нестандартные решения.
—  В российском образовательном дизайне в школьное пространство проникает офисный стиль. Как ты от­носишься к такому смешению стилей?
—#nbsp У нас тоже стиль работы в офисе переносится на школьное про­странство. Человек может работать за столом, на диване или в кресле; стоя, лежа или сидя; один или в группе и так далее. Этот принцип свободы выбора начался с офисов, а сейчас уже стал привычным как в старших, так и в младших классах.

Учитель, конечно, помогает детям выбрать способ работы, который бы наи­лучшим образом подходил к изучаемому явлению, предмету и методу, но само пространство спроектировано так, чтобы для всех нашлось удобное, хоть и не за столом, место.
За одни и те же деньги можно построить и стандартную коробку, и продуманное современное здание
—  Ты проектировала пространства и для школ, и для университетов. В чем разница?
—#nbsp Школьники, особенно младшие, все-таки еще не самостоятельны, им нужно помогать. Это должно быть учтено в организации пространства и располо­жении мебели. Студенты же — взрослые люди, способные принимать решения и работать самостоятельно. Когда мы строим университет, то можем спраши­вать их мнение.
—  Стоит ли архитекторам школ в дру­гих странах повторять за финнами?
—#nbsp Я считаю, что архитектурные или дизайнерские проекты стоит не бездум­но копировать, а вписывать в контекст. Постоянно учиться и перенимать опыт — это очень важно, но заимство­вания должны становиться не калькой, а уникальной частью собственных проектов.
В 2000-х хельсинкский район Лауттасаари ощутил невероятный прирост населения. В местной школе количество учеников выросло с 400 до почти 900 за два года. Муниципалитет нашел оригинальный выход на время проектирования и строительства новой школы: в 2016 году образовательное учреждение получило в аренду офисные помещения.

«У нас было буквально несколько месяцев, — рассказывает главный архитектор проекта Тимо Йесканен. — Вместе с директором школы и специалистами департамента образования мы нашли решения, которые сохранят пространство максимально открытым, но при этом не будут мешать образовательному процессу».

Такие решения, как акустические покрытия, легкая мебель, были заимствованы из офисных интерьеров и адаптированы под нужды детей. Мобильные перегородки, шторы и даже шкафчики для одежды помогали перекраивать помещения в зависимости от размеров учебных групп. Учиться можно было везде, даже столовая стала классом.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more