СТАРТАПЫ. ДИСКУССИЯ
Четыре подвига стартапера
В рамках дискуссии, организованной нашей редакцией на форуме «Город образования», приглашенные эксперты делились своим опытом работы с образовательными стартапами, а EdExpert собрал ключевые тезисы.
Елизавета Тихомирова
факультет коммуникаций медиа и дизайна, НИУ ВШЭ
Приглашенные к разговору эксперты:
Заместитель исполнительного директора ЦСИО «СОЛЬ»
Андрей Андрусов
Эксперт
Руководитель проекта EdMarket («Нетология-груп»)
Анастасия Карпова
Эксперт
Вице-президент корпорации «Российский учебник»
Андрей Галиев
Эксперт
Руководитель проекта департамента развития новых форм образования АСИ
Светлана Решетникова
Эксперт
Генеральный директор и партнер GVA
Замир Шухов
Эксперт
Партнер в проектах «Юниум», Wowhow, «Мир лагерей»
Евгений Козунов
Эксперт
Проверка на храбрость
Что такое успешный образовательный стартап? Это идея, поиски ниши, много усилий и еще больше удачи. Но без людей, готовых инвестировать в развитие проектов, даже этих слагаемых будет недостаточно. Именно поэтому мнение экспертов и потенциальных инвесторов столь важно и для тех, кто уже начал работу над собственным проектом, и для тех, кто только об этом задумывается.
Андрей Галиев
Вице-президент корпорации «Российский учебник»
«Могу выделить две черты любого хорошего стартапера, — сразу приступил к делу вице-президент корпорации „Российский учебник“ Андрей Галиев. — Во-первых, бесстрашие, отсутствие боязни ошибки или провала. Во-вторых, постоянное движение, эксперименты, поиски путей развития».
Анастасия Карпова
Руководитель проекта EdMarket («Нетология-груп»)
«Стартапер должен быть быстрым и гибким, — согласна руководитель проекта EdMarket („Нетология-груп“) Анастасия Карпова. — Но самое главное — выносливость: готовность вставать после каждого падения, корректировать свои действия и работать дальше».
Андрей Андрусов
Заместитель директора АНО «Центр содействия инновациям в образовании»
Андрей Андрусов поделился не только психологическим портретом, но и социально-демографическими характеристиками инноваторов:

«Когда мы только начинали работать, то не имели представления, каков он, среднестатистический стартапер. Предполагали, что это молодой человек лет двадцати двух без особого опыта работы. Он обычно сидит за компьютером и что-то программирует. На поверку оказалось, что стартапер — мужчина в возрасте примерно 44 лет, у которого уже, соответственно, есть определенный опыт, и необязательно в сфере программирования».
Корректировка прицела
Личные качества — это важно. Но на что еще обращают внимание инвесторы на этапе принятия решения?
Андрей Андрусов
Заместитель директора АНО «Центр содействия инновациям в образовании»
«Денежная поддержка не всегда является стимулом к развитию, — считает Андрусов. — Необходимы менторские программы, которые помогут как бы „собрать“ проект заново. Прежде чем начинать действовать, руководителям стартапов нужно ответить себе и нам на несколько ключевых вопросов: зачем вы занимаетесь этим проектом, какую пользу будете приносить, как будете доказывать своим клиентам, что ваш продукт необходим?»
Андрей Галиев
Вице-президент корпорации «Российский учебник»
«Если стартап еще не поставил перед собой конкретную задачу, то деньги не нужны, а иногда даже вредны, — поддержал коллегу-эксперта Андрей Галиев. — Перед началом работы нужно проанализировать рынок. Если вдруг уже существует похожий проект, тогда смысл в дальнейшей работе исчезает. Следующий вопрос: попадает ли проект в нужды своей целевой аудитории? И так далее. Если выясняется, что у проекта заведомо нет шансов на успех, то лучше от него отказаться как можно быстрее. Время — дефицитный ресурс».
Светлана Решетникова
Руководитель проекта департамента развития новых форм образования Агентства стратегических инициатив
Со схожими трудностями приходилось сталкиваться и Светлане Решетниковой, руководителю проекта департамента развития новых форм образования Агентства стратегических инициатив: «Мы беремся за проекты, которые состоялись и уже действуют на рынке. Но начинаем работать, и выясняется, что у многих нет четко поставленной цели. Именно поэтому нам пришлось создавать акселераторы».
Замир Шухов
Генеральный директор и партнер GVA
Познакомить аудиторию с понятием «акселератор» взялся генеральный директор и партнер GVA Замир Шухов: «Акселератор — компания, которая помогает начинающим бизнесам встать на ноги: проводит юридические консультации, занимается вопросами экономики, помогает скорректировать траекторию развития. Тем самым проясняются многие вопросы, возникающие в первые месяцы жизни стартапа».
Штурм школы
С акселераторами разобрались. Но потом нужно протестировать наработку. Где? Для образовательных стартапов ответ, казалось бы, очевиден — в школе! Но…
Андрей Андрусов
Заместитель директора АНО «Центр содействия инновациям в образовании»
«Мы столкнулись с тем, что директорам не нужны инновации в образовании, — поделился опытом Андрусов. — Стартап не поможет сдать ЕГЭ. А, к сожалению, именно экзамен по итогам 11 классов — основа отечественной системы стимулирования. Отказы с формулировкой „Проекты не помогут детям сдать ЕГЭ на высший балл“ мы слышали не раз. Все директора борются за рейтинг: средний балл — показатель уровня школы. Но и это еще не все! Оказывается, многим ученикам не нужно общее развитие! При поступлении в вуз не учитываются достижения в музыке, рисовании, спорте: за все это можно получить максимум 10 баллов. А за три экзамена — 300. 10 против 300 баллов — выбор очевиден. Зачем ребенку заниматься чем-то еще, помимо подготовки к поступлению в вуз?»
Замир Шухов
Генеральный директор и партнер GVA
Ратует за изменения в системе и Шухов: «Всю целевую аудиторию, на которую направлена работа образовательных стартапов, можно разделить на три группы: ученики школ и дошкольных учреждений, студенты и взрослые. С последними работать легче всего, а дальше по убывающей: если до вузов мы еще как-то можем добраться, то к школьникам и детсадовцам доступа нет. Необходимо разрешить стартапам проводить тестирование проектов в школах, чтобы получать отзывы и развиваться».
Евгений Козунов
Партнер в проектах «Юниум», Wowhow, «Мир лагерей»
А вот партнер в проектах «Юниум», Wowhow, «Мир лагерей» Евгений Козунов менее категоричен: «Школьники — далеко не единственная целевая аудитория, на которую можно и нужно работать. Сейчас возрастает спрос на непрерывное обучение. Нужны корпоративные университеты для сотрудников на онлайн-платформах. Можно работать в этом направлении».
Забыть о деньгах?
Когда стартап сделал все необходимые шаги, остается один вопрос — сколько этот проект будет приносить денег? Казалось бы, бизнес есть бизнес, даже если он образовательный.
Евгений Козунов
Партнер в проектах «Юниум», Wowhow, «Мир лагерей»
«Сейчас никто не делает образовательные стартапы для того, чтобы зарабатывать, — считает Козунов. — В основном бизнес начинают люди, которые поднялись на проектах в технологической сфере, а потом вложили заработанные деньги в образовательный стартап из личных побуждений. Может, ради собственных детей или просто из-за желания что-то поменять в сфере образования. В России пока что не научились зарабатывать на образовательных стартапах. Я когда-то занимался собственным бизнесом и знаю, как это тяжело: денег нет, твой продукт отстой, клиентов нет. В нашей стране пока не осознали, что нужно поддерживать стартапы».
Андрей Андрусов
Заместитель директора АНО «Центр содействия инновациям в образовании»
«Вот вы говорите, что нет денег и поддержки. Но мы в прошлом году выплачивали приличные суммы начинающим стартапам, — оппонирует Андрусов. — Это хороший бизнес, и люди на нем хорошо зарабатывают! И это несмотря на то, что мы никак не связаны с государственной системой».
Анастасия Карпова
Руководитель проекта EdMarket («Нетология-груп»)
«Сейчас растет спрос на онлайн-образование, — заметила Карпова. — Доля этого сегмента рынка в России составляет примерно 5−7%, а в Штатах — 20−30%. Так что у нас есть куда расти. Впоследствии на этом можно будет заработать».
Евгений Козунов
Партнер в проектах «Юниум», Wowhow, «Мир лагерей»
«Но это не говорит о том, что нужно заниматься только интернет-стартапами, — продолжил разговор Козунов. — Школы небезнадежны. Просто главной целевой аудиторией являются преподаватели, а не ученики. Потому что вся программа проходит через учителя. Нужно дать свободу преподавателям в выборе подходов и научить их пользоваться новыми технологиями. А чтобы появились инновационные технологии, нужно дать свободу директорам в распоряжении школьными средствами».
Андрей Галиев
Вице-президент корпорации «Российский учебник»
«А у правительства просто не останется выбора, — считает Галиев. — Им придется дать свободу преподавателям и директорам. И вот как: стране нужно усиливать экономику, сделать это можно, только если в стране есть хорошие кадры. Соответственно, нужно персонализированное образование, а значит, надо дать свободу школам».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!