«Учитель на вторых ролях»
Как все счастливые семьи, по известному замечанию Льва Толстого, похожи друг на друга, так и успешные педагоги одинаково распространяют ощущение радости и бытия на своем месте, притом что профессиональные подходы, методы и взгляды у всех разные.

Ольга Сорока, учитель начальных классов АНОО «Ломоносовский лицей» г. Ногинска, победитель I Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2021» о том, как взять себя в руки в нужный момент и сделать так, чтобы ученики бегом бежали в школу.
Ольга Сорока
учитель начальных классов АНОО «Ломоносовский лицей» г. Ногинска, победитель I Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2021»
Счастливый случай
Как вы пришли в профессию?
Учитель это единственная профессия, относительно которой я никогда не сомневалась, что у меня в ней все получится. Я с детства любила учиться и ценила своих учителей, которые открывали для меня мир. Хотелось следовать их примеру, привить радость учения своим детям, так же, как привили ее мне.

Я учитель начальных классов по специальности и еще географ: училась одновременно в Тамбовском педколледже имени К. Д. Ушинского по специальности «учитель начальных классов» и в Университете имени Р. Г. Державина по специальности «естествознание». Пробовала себя в том и другом, пять лет проработала в муниципальной школе Ногинска и еще 13 лет в Ломоносовском лицее. В какой-то момент поняла, что хочу учить именно маленьких детей. Начальная школа это время максимального отклика, когда дети берут все, что я даю, а возвращают в три раза больше…
Обучение в моем классе это всегда тотальное, всеобъемлющее взаимодействие в группе, в команде или в паре

Попав в частную школу случайно, по объявлению о наборе учителей, я быстро поняла, что это мое, поскольку здесь можно делать то, что хочешь, и получать одобрение со стороны администрации, здесь демократия и свобода выбора. Именно так в нашем лицее. Уважение к личности, к ребенку, углубленное изучение языков, гендерный подход, технологии развивающего обучения все это дает высокий академический результат, выпускники лицея успешно поступают в вузы.
Бегом в школу
Каких подходов в работе вы придерживаетесь?
Когда я начинала работать в муниципальной школе, не было ни опыта, ни практики, ни знаний, поэтому первый блин был комом. Это я могу точно сказать, сравнивая с тем, что делаю сейчас. Начав работать в Ломоносовском лицее, я прошла четырехгодичное обучение как педагог развивающего обучения и начала использовать систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. И если судить по моему классу, эта система работает. Кроме того, конечно, я использую игровые технологии, поскольку учу маленьких детей, и технологии групповой работы.

Собственно, обучение в моем классе это всегда тотальное, всеобъемлющее взаимодействие в группе, в команде или в паре. Я никогда не работаю по фронтальной схеме: вышла к доске, объяснила материал, все повторили за мной. Дети всегда только самостоятельно выходят к открытию нового, я же стою в стороне и как бы говорю: а я ничего не знаю! И когда они приходят к своему открытию одному, другому, то понимают, что могут, даже если ошибаются, появляется уверенность в своих силах.
Так что моим ученикам неинтересно, если я начинаю что-то рассказывать. Они говорят: мы сами! Моя роль учителя второстепенная, наблюдательная. И так каждый урок. По-другому я не умею, да и ученики не примут других отношений и другого стиля. Проблем с мотивацией при таком подходе нет. Они у нас бегут в школу, на перемене делают домашнее задание. Школа ведь — это не место, где получают знания, а место, где живут счастье и радость.
Взять себя в руки
Расскажите об участии в конкурсе.
Это была моя давняя мечта. По разным причинам до сих пор мне это не удавалось: то не отпускали, то мне казалось, что это бесполезно, то времени нет причины могут быть любые. И только после 18 лет педагогической работы в школе я поняла, что пора не только мечтать, но и действовать, смотреть, как работают другие люди.

Самым сложным было финальное испытание дебаты, до конкурса подобное я видела только по телевизору. Во-первых, надо было работать с командой и на команду: отстоять предложенную точку зрения, убедить жюри в правоте своей команды. Во-вторых, это было индивидуальное испытание каждого: в течение двух минут привести аргументы в поддержку своего тезиса, дать четкий ответ на вопросы оппонентов и жюри, успеть моментально сориентироваться. Взять себя в руки это было самое сложное.
Теперь у меня появилась уверенность в собственных силах и твердое убеждение, что результат зависит от меня самой, от умения собраться с силами и показать, на что ты способен.

Конкурс тщательно продуман и грамотно составлен от первого этапа до финала, так что каждый участник мог продемонстрировать свои знания, умения, навыки в полной мере. Для каждого этапа были разработаны критерии, и было ясно, что требуется показать. После каждого этапа в свободном доступе таблицы рейтинга конкурсантов. Более того, можно было запросить обоснование тех или иных оценок рейтинга при желании.

Эта открытость коммуникации, как и открытость рейтингов конкурсантов, была на каждом этапе вплоть до финала, когда мы вместе с организаторами определили тему дебатов: возможно ли обучение без принуждения?
Критериев оценки профессионального мастерства конкурсантов не было только на этапе финала. Помню наше удивление: а как же так, куда смотреть, что показывать? Нам ответили: судьи сами решат. Это тоже правильно: должно быть место и для субъективной экспертной оценки в процессе очного знакомства с финалистом, наблюдения за ним в живой коммуникации с аудиторией во время стендапа, дебатов.
Создать событие
В какой степени конкурс способствовал повышению профмастерства участников?
Мы начали учиться сразу после представления видеоэссе и продолжали в течение всего времени конкурса трех месяцев. И конечно, нас учили проектировать образовательные события. Этот метод я использую в своей практике, и это не сценарий праздника, не урок, а масштабное событие с открытым финалом, которое реализуется в проектной логике учета ресурсов, планирования срока и результата, включения большого числа участников разновозрастных детей и взрослых.

Но реализовать образовательное событие по сценарию другого участника было для меня самым сложным заданием. Сложно совладать с желанием переделать сценарий под себя вместо того, чтобы осуществить авторский замысел.
Задача же разработки собственного события сложна, поскольку надо, с одной стороны, создать уникальный сценарий, а с другой стороны, такой, который успешно реализует любой другой педагог, случайно определенный из числа конкурсантов. То есть надо показать, на что ты способен, удивить и в то же время не подложить свинью коллеге.
Принес ли конкурс новое понимание профессии и что делать тому, кто уже получил высшую профессиональную награду?
Хороший учитель это и знаток своего предмета, и аналитик, и актер, и режиссер, и технолог. Специалист широчайшего профиля. После конкурса я поняла, что только все в совокупности дает результат. А чтобы повышать профессионализм, нужно желание и твердый характер.

Все закончилось, но общение между конкурсантами продолжается, появились совместные планы. Моя персональная цель достигнута победа во Всероссийском конкурсе. Так как выше уровня нет, буду пробовать силы в другом: участвовать в мастер-классах, вебинарах, проходить курсы повышения квалификации и работать над реализацией другой мечты.

Десятка финалистов конкурса:

  1. Алина Миронова, педагог-организатор, преподаватель сценического мастерства НОЧУ СОШ «Феникс», г. Москва
  2. Екатерина Дегтярь, учитель английского языка ОЧУ «Первая Московская гимназия»
  3. Наталья Пилилян, учитель географии ЧОУ гимназия «Эрудит», г. Краснодар
  4. Светлана Бунова, учитель испанского языка НОЧУ СОШ «Феникс», г. Москва
  5. Ольга Сорока, учитель начальных классов АНОО «Ломоносовский лицей», г. Ногинск
  6. Светлана Силуянова, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Гимназия имени М. И. Пинаевой», г. Пермь
  7. Светлана Курдюкова, учитель музыки НОЧУ СОШ «Феникс», г. Москва
  8. Татьяна Токаревская, учитель биологии и химии АНОО СОШ «Международная английская школа», Московская область
  9. Светлана Морозова, учитель истории и обществознания ЧОУ «Школа-интернат № 29 среднего общего образования ОАО «РЖД», г. Уссурийск
  10. Галина Ищенко, учитель истории и обществознания ЧОУ СОШ «Поколение», г. Волгоград
Татьяна Есина
директор НОЧУ СОШ «Феникс», г. Москва, организатор конкурса
Мы получили то, чего сами не ожидали: мы видели, как участники готовились на каждом этапе, как они учились, но что в итоге получится такая феерия, этого никто не ожидал.

Сначала хотели сделать все серьезно: только учеба, работа, соревнования. Но я сказала: надоело! Давайте сделаем учительский стендап!

Учитель без чувства юмора это беда. Что нужно, так это учитель, способный к самоиронии. Во время финального стендапа участники эту самоиронию в себе открыли и раскрылись во всю полноту неординарной личности каждого из них.
Наталия Киселева
председатель конкурсной комиссии, заместитель руководителя ДОНМ
Во-первых, я радовалась тому, что у нас в частном образовании такие креативные учителя, тому, какие все они разные. Во-вторых, я абсолютно доверяла членам жюри — это специалисты, очень компетентные в вопросах отбора педагогических кадров, в основном люди, прошедшие конкурс «Директор школы».

К нам сейчас приходит понимание, что перспектива развития образования в первую очередь связана с развитием учителя. И когда учителя меняются, могут переступить через себя, выйти из зоны комфорта и продемонстрировать то, что они продемонстрировали в течение конкурса, тогда образование движется.

Представляю, насколько это было сложно. Те, кто прошел конкурс, уже не будут такими, как вчера, вернутся в свои школы другими и будут всегда актуальны. От таких учителей зависит, каким будет образование нашей страны в будущем.
Дмитрий Фишбейн
директор лицея НИУ ВШЭ
Конкурсов педагогического мастерства в подобном формате точно еще не бывало, и мне кажется, сама идея чуть разрушить стандартный образ учителя несколько скучного и такого серьезного человека это правильная идея. Чем более живыми будут учителя для своих учеников и для себя самих, тем лучше.

Если предположить, что конкурс для того, чтобы люди раскрепостились и почувствовали себя другими, не такими, каковы они в классе на уроке, в других привычных контекстах, тогда неважно даже, по каким критериям выбирали победителей, а важно, что происходило с участниками. То есть конкурс в первую очередь должен быть для участников, и в данном случае это удалось: учителя увидели себя совершенно с другой стороны.
EdExpert официальный информационный партнер конкурса «Вклад учителя — 2021»
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще