В ЦИФРЕ. МНЕНИЕ
Старые и новые уроки
Паси Сальберг — специалист сферы образования. Он работает учителем, наставником учителей, исследователем и советником по образовательной политике в Финляндии, а также изучает образовательные системы по всему миру.
Паси Сальберг
Исследователь образования
Учителям — свободу
Начну с вопроса, который мне задают очень часто: «Статус учителя в Финляндии очень высок. Как вам удалось этого достичь?»

Самая очевидная причина, конечно, заключается в том, что мы рано поняли: учителя, если они претендуют на высокое положение в обществе, должны иметь такой же уровень академического образования, как врачи и юристы. Поэтому 40 лет назад мы внедрили систему, в которой все преподаватели должны иметь как минимум степень магистра. Это минимальное требование сразу же повысило интерес к преподавательской деятельности.

Эти учителя с их новыми степенями, новыми квалификациями, знаниями и навыками начали просить большей свободы. В 1970-х был принят закон о всеобщем обязательном и равном среднем образовании. В 90-е еще были внесены коррективы, усугубляющие децентрализацию и самостоятельность школ.

Первая реакция политиков и властей заключалась в том, что учителя, вероятно, не смогут без подсказок делать все правильно, поэтому их деятельность должна контролироваться. Но на самом деле мы были удивлены тем, насколько способными учителя оказались в использовании свободы, которую получили.
Третья важная вещь заключается в том, что мы выстроили систему школьного лидерства. Все школьные руководители в Финляндии теперь являются бывшими учителями. Учителя выбирают директоров непременно из своей среды, а те заботятся о благосостоянии учебных заведений, в которых проработали много лет.

Я думаю, что комбинация перечисленных выше трех факторов в конечном счете подняла статус профессии учителя в Финляндии до нынешнего высокого уровня.

Можем ли мы успешно внедрять наш опыт в школы других стран? Короткий ответ — нет. Многие из вещей, существующих в школах Финляндии, очень специфичны, заточены под финскую культуру, местные потребности экономики. Слепое копирование таких сложных систем, как образование, является рискованным делом. Мы должны быть очень осторожны с этим.
Диджитал как молоток
В любой точке мира учителя на вопросы «Что затрудняет вашу работу? Что тормозит улучшение вашей школы?» — отвечают: «У нас нет времени на освоение новых технологий». Но технологии — это не просто устройство, которое вы держите в руках. Это инструмент, которым мы пытаемся сделать нашу работу и жизнь проще. Сейчас образовательные системы пытаются убедиться, что технологии и инструменты, которые встроены в школы, будут максимально полезны.

Высшее образование явно движется к тому, чтобы иметь все больше и больше онлайн-платформ. Но если вы думаете о младших школьниках, весь этот вопрос онлайн- или офлайн-обучения видится по-другому. Поэтому я думаю, что мы не должны делать заявления, которые бы относились к образованию в целом. Всегда сначала посмотрите, что в плане технологий требуется и студентам, и школьникам разных возрастов, а затем поразмыслите с этой точки зрения.

Я не эксперт по игровому обучению или преподаванию, но вижу в этих сферах возможности, которые помогут и преподаванию, и обучению. Хотя, возможно, компьютерные игры или решения на основе виртуальной реальности подходят не всем студентам. Поэтому я думаю, что нужны действительно персонализированные, индивидуализированные решения. Обучение через игры — это инструмент, как молоток. Но вы не можете делать молотком абсолютно все.
В связи с расширением образовательных возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями, между разными детьми может существовать огромная разница в знаниях и умениях. По той же причине современные школьники интересуются множеством разных предметов, нередко незнакомых учителям. Индивидуализация обучения отнюдь не должна предполагать обучение всех школьников по отдельности с использованием исключительно онлайновых средств и получением информации только из интернета. Но каждому школьнику должен предоставляться собственный педагогически оправданный учебный план, разработанный и принятый совместно учителями, родителями и самим учеником.
Фрагмент из книги Паси Сальберга «Финские уроки» (2015)
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more